Это для меня новость.
Там вообще предлагают анализировать литературные тексты в историческом плане. Можно взять и философские, никто не мешает.
Они читают много Салтыкова-Щедрина и Золя, кое-где в списках для дополнительного чтения даже Стивен Кинг фигурирует, но чтобы их заставляли читать Гегеля, Канта или Шопенгауэра - такого я не слышал.
Так зачем
заставлять? Вы сначала сказали про
предоставить возможность. Пусть выпускник филфака пишет диплом по Шопенгауэру - ему что, кто-то зарежет такую тему?
никакого рационального анализа тезисов и аргументов философов они выдать не смогут - вот уж кто-кто, а литературоведы точно не сдают экзаменов по логике
Ну уж не надо так выворачивать логику наизнанку. Из того, что филологи не сдают экзамен по логике (а я, кстати, тоже не сдавал), не следует, что они дураки, и анализа провести не смогут. Тем более, если мы говорим не о произвольных филологах, а о тех самых ваших 20 школьниках на страну - интересующихся философией.
Вам не интересно совсем. У меня какие-то крохи интереса есть. За 140 миллионов человек я бы говорить не отважился.
Да нет, при чём тут 140 миллионов. Речь опять же о тех 20 школьниках. Боюсь, среди них не найдётся.
Т.е. Вы предлагаете приравнять философию к искусству. Что ж, это мысль интересная.
Нет, не приравнять. Перестать давать ей какие-то привилегии по сравнению с искусством. Приравнять в правах.
Но уж высшее образование в области искусства у нас существует.
Но вот выпускники этого высшего образования крайне мало коррелируют с реальными писателями, поэтами, художниками, музыкантами, которые известны, фигурируют в нашем искусстве, вносят какой-то вклад в него. Если вы это признаете, то вы должны будете признать и беспочвенность ваших предложений по организации какого-то правильного философского образования - оно всё равно будет попадать мимо цели.
Даже если приравнять философию к искусству и сказать, что она удовлетворяет лишь эстетические потребности, два философских факультета на страну не будут смотреться в этом ряду дико.
Зато дико (как и должно быть) будет смотреться предложение заставлять студентов всех остальных специальностей слушать курс философии.
Знакомить подрастающее и задающееся философскими вопросами поколение с теми зернами (отделенными от плевел), которые человечество накопало в своих попытках ответить на эти же самые вопросы. Вопросы ведь те же самые.
Ну, для начала.
1. Если поколение задаётся вопросами, то оно успешно знакомится с зёрнами самостоятельно. Я в вузе гораздо больше знал о философии, чем мой преподаватель. Правда, не о той, которая была в учебнике. А например, о буддизме.
2. Вопросы - нет, не те же самые. И вот это самое главное. Вопросы у всех разные, а программа по философии - для всех одна, и придумана в эпоху марксизма-ленинизма-сталинизма, когда положено было рассказывать про хорошего Энгельса и Ленина и плохого Маха и Каутского.
В чем смысл жизни, если он есть, и что вообще такое "смысл жизни"? Чем знание отличается от веры, мнения и т.д.? Можно ли доказать существование Бога? А если Бога нет, то правда ли, что все дозволено? Существуют ли объективно добро и зло? Если да, то в чем они и как их различить? Вопросы старые как мир
Как ни смешно, именно этот список - сравнительно свежий. А до него был другой. А ещё до него - третий. И эти все предыдущие списки - были размётаны
наукой.
А что все вопросы переходят в область естественных наук - это наивное высказывание. Настоящий философский вопрос никогда в эту область не перейдет. Например, смысл жизни. Или истина. Или наличие бога и многие другие.
Если покопаться в истории философии, то как раз выяснится, что "настоящие философские вопросы" в эту область переходили, и многократно. Мой любимый пример:
- бесконечна ли Вселенная?
- вечна ли Вселенная?
Сейчас философы уже боятся заикаться даже о том, что это вопросы философские. Есть и множество других вопросов, перешедших в область естественных наук, вот только примеры (это отнюдь не полный, и даже не представительный список, просто первое, пришедшее на ум):
- бывают ли чудеса?
- бывают ли в Природе законы?
- может ли живое возникать из неживого?
- есть ли непреодолимая грань между человеком и животным? (душа, разум и т. п.)
- создал ли человека Бог? (тут нужно каждый раз обсуждать конкретику, например, "
имел ли место сценарий, описанный в книге Бытия, а именно [список ключевых событий в указанном порядке]", а то у каждой религии свои взгляды, и обсудить их скопом невозможно)
- сделал ли Бог вообще что-нибудь конкретное? (тут тоже нужно конкретику обсуждать)
- стоит ли жертвовать собой ради других?
Ах да, и смысл жизни -
тоже.
- что такое случайное и закономерное?
- что такое свобода воли (выбора) и предопределённость?
- есть ли на свете что-то идеальное?
...
По-моему, познакомить восемнадцатилетнего человека с тем, какие варианты ответов на его вопросы уже высказывались, как они аргументировались и чем оспаривались, есть дело благое.
По-моему, дело благое - это познакомить его с тем, какие интересные ещё вопросы человечеством поднимались, чтобы он не зацикливался на ерунде.
Во-вторых, познакомит с важной (хотя бы в историческом смысле) частью культуры человечества.
Да в общем-то, не важной.
Да бросьте. Уж какие великие траты - прокормить десяток-сотню человек.
Понимаете, если вы их собираетесь прокармливать "за просто так", то автоматически на их место будут претендовать другие - более циничные, жадные и энергичные - которые ваших просто ототрут в сторону задницей, и не заметят даже.
Именно поэтому, кстати, уличные поэты должны оставаться уличными. А "Союз писателей" обречён на бесплодие.
Т.е. - накоплено ли за двадцать пять веков (считаем от греков, Веды - это все-таки нечто иное) существования философии столько внятных тезисов, аргументов и контраргументов к ним, чтобы их хватило на один учебник?
Угу. А точнее, не относятся ли эти тезисы к другим дисциплинам. Про Веды вы правильно сказали - это религия. Что-то может уйти в науку. Что-то - в литературу.
Ну да, Вы не упоминаете философию, потому что заменили термин на его определение.
Ну, если вы
это согласны считать определением философии, то очевидно, что тратить время и силы на такие вопросы совершенно точно не стоит. Стоит тратить время и силы на то, чтобы научиться таких вопросов не задавать, и ими не мучиться, а переходить от таких вопросов к более чётким и конструктивным.
Заслуживает ли эта странная область того, чтобы отвести ей один-два-три факультета на страну? Мое категорическое "да".
Факультеты? На невнятные вопросы? Много чести. К тому же, см. выше - результаты опять будут плачевными.
Куда хуже, что вы заявляете "категорическое да" на то, чтобы на это же
merde тратить по 1-2 семестра занятых людей в серьёзных вузах. Причём всех поголовно. То есть, вы этим "выпускничкам" ещё и синекуру приготовили.
-- 04.06.2016 17:46:17 --Да хоть тот же критерий фальсифицируемости. Сферический в вакууме результат, достойный учебника философии.
Полученный нефилософами, но потом "захваченный" философами. Как и все остальные "результаты".