Последние три-четыре страницы — чистый оффтоп от исходной темы, но мне интересно было бы побеседовать с
Padawan как с умным человеком, имеющим отличный от моего, но распространённый взгляд на отношение математики к реальности.
Правила арифметики люди придумали не произвольно, а так, чтобы они отражали реальную действительность, обобщали опытные данные. То есть по сути не придумали их, а открыли. Надо, чтобы при умножении 11 на 53 получалось именно 583, а не 600. Можно, конечно, и такую операцию придумать, в которой
, но эта операция не будет иметь отношения к подсчету количества предметов, т.е. будет противоречить практике.
Люди придумали. Конечно, не произвольно, а чтобы удобно было пользоваться в быту (а позже — в науке, экономике, бухгалтерии и пр.). Как только у нас сформулировалась четкая формальная система, абстрагированая от предметной области, начинается математика. Правила сложения, теоремы, леммы, свойства (которые доказуемые), алгоритмы — всё это часть математики. Но есть небольшой промежуток в этом вопросе, который в других случаях приложения математики к реальности может быть довольно таки большим, когда мы связываем сущности математики, которые сами по себе суть не более чем просто символы на бумаге или слова в голове, с реальными объектами (или тем, что мы наивно полагаем реальным объектом). Это полностью заключено в Вашу фразу
«чтобы они отражали реальную действительность» и
«эта операция не будет иметь отношения к подсчету количества предметов, т.е. будет противоречить практике».
На самом деле, а кто, собственно, сказал, что имея на руках нечто, что мы мыслим как 11 коробков, в каждом из которых мы наблюдаем нечто, что мы мыслим как 53 спички, и высыпав все объекты-спички вкучу мы получим нечто, что мы будем мыслить как 583 спички? Ну ладно, что арифметика работает на масштабах <100 любой человек в возрасте 10+ согласится, полагаю, исходя из своего опыта. А где гарантии, что, взяв 11 коробков по 53 спички и высыпав вновь на стол, я не обнаружу 600 спичек вместо 583 ожидаемых? Как Вы писали:
Допустим я ничего не раскладывал, а просто на каждом коробке написано, что в нём 53 спички. И оснований не доверять этому у меня нет, т.к. на производстве спичек налажен строгий контроль качества. Так что в 11 коробках будет 583 спички. И я это узнал, не пересчитывая их. А если бы не знал арифметики, пришлось бы считать.
Откуда та крепкая вера, что получится именно так? Она из опыта, бытового. Но формируется она ровно на тех же принципах, что и любая современная (естественно) научная теория: есть воспроизводимый эксперимент (считаем спички, тыкая пальцем или как-то ещё), есть интерпретация (коробки — 11 штук, спички — 53 штуки, всего — 583) его, есть гипотеза (штуки=числа, «арифметические операции имеют отношение к подсчету количества предметов»), она объясняет эксперимент (очевидно) в его интерпретации, она имеет предсказательную силу (взяли другие коробки, в другом количестве, в другой комплектации, проверили). Это естественнонаучный метод, это не часть математики.
Только эти абстрактные объекты абстрагированы из реальных объектов реального мира и поэтому несут в себе их свойства. Будете с этим спорить? Чем тогда объясните предсказательную силу математики, которая построена из этих абстрактных объектов?
Как только они абстрагированы, не имеет значения при анализе их свойств, были ли они от реальности абстрагированы или от фантазий, на то она и абстракции.
а математика является языком-инструментом записи и развития научных теорий
Каких именно теорий? Теория может быть и чисто математическая.
Естественнонаучных: физических и т.п., но не ограничиваясь ими.
По теме: мозг разрывает в попытках понять все аспекты поставленной проблемы. Пока решил послушать, что другие говорят. Как появится время, напишу краткий конспект услышанного в наиболее систематизованном виде. Если оформлю свои мысли во что-то внятное и неглупое, позже напишу от себя.