Интересно, почему? То ли внешняя форма сильно подталкивает к неправильному прочтению... То ли правильный смысл редко нужен (в связи с распространением лизоблюдства?)
Я в Викисловаре заметил другую причину:
Цитата:
Во всяком случае, он сумел создать у нас атмосферу искренности и нелицеприятного говорения правды друг другу в глаза, а это одно уже было очень важно.
В. П. Астафьев, «Зрячий посох», 1978—1982 г.
Видимо, выражение
нелицеприятная правда стало довольно распространённым шаблоном, понимание смысла которого смещалось:
беспристрастная правда > неприглаженная правда > неприятная правда.
Конечно, сближение со словом
неприятный тоже влияло.
Не нравится мне в данном случае то, что академики "прогнулись" под общественность вместо того, чтобы приложить больше усилий к обучению оной общественности. Негоже учёным прогибаться под мнение масс, даже если речь идёт о филологии.
Понятно.
Но дело, видите ли, в том, что академики язык не диктуют. Они язык изучают. Диктовать что-то - дело вовсе не академиков. Это дело образовательных инстанций, законодательных и регулирующих (таких как цензура), литераторов, общественных просветителей и публицистов.
Здесь есть вопрос, что понимать под
нормой языка, как к ней подходить. Этот вопрос непрост и не нов. (Также он известен под названиями "норма vs узус", "дескриптивизм vs прескриптивизм".) В языке стихийно складывается некоторое употребление тех или иных языковых средств, и носители языка применяют их в среднем с некоторым разбросом. Для бесписьменных, безлитературных, негосударственных языков на этом всё и заканчивается. Лингвистика может только описать это "среднее", и возможно, учесть разброс - особенно когда он велик.
Но если в языке появляется письменность, появляется и обучение письму, и норма в смысле "как правильно" в смысле "как учат". Если появляется литература, то появляется норма в смысле "как говорят и пишут наиболее известные, прославленные и утончённые литераторы". Если язык становится государственным, языком бюрократии, то появляется норма в смысле "как положено общаться чиновникам и с чиновниками", а также норма в смысле "как разрешено говорить и писать публично". И наконец, часто государство берёт образование (хорошо если не литературу!) в свои руки, и начинает диктовать норму также и в образовательном плане. Кроме того, в обществе может возникнуть публичное обсуждение родного языка, его судьбы и развития, и какие-то общественные деятели тоже могут высказывать те или иные мнения (чаще всего возникают пуристы и их оппоненты).
Здесь бывают большие отличия между странами. Например, в России (включая период СССР) традиционно очень сильна нормализация, и мы это воспринимаем нормально (пардон за каламбур). Но в других странах не так: гораздо слабее навязываются нормы в англоязычных странах, или в Японии. Там люди привыкли чувствовать себя свободнее и в плане орфографии, и в плане пунктуации: разрешён не какой-то один вариант, а несколько допустимых. И ничего, язык от этого не страдает.
Тем более, что я четко понимаю, что этот "предлог" возник из-за того, что многие просто не помнят правило о раздельном написании "не" с деепричастиями.
Это вы опять рассказываете миф самому себе. Само это правило складывалось постепенно, и для предлогов параллельно сложилось другое правило. Вот и всё.
Те, кто это правило помнят и при этом воспринимают "смотря" как деепричастие, совершенно на автомате пишут "не" раздельно.
Ну вот я, например, правило помню,
смотря воспринимаю как деепричастие, а вот
несмотря на - пишу вместе.
Оная аудитория -- явно не профессиональные филологи, но всё же люди на порядок более грамотные, чем средний пользователь рунета.
Ах если бы на порядок...
-- 07.09.2015 16:13:25 --Не знаю как с точки зрения филологии, но с точки зрения математики это абсолютно неприемлемо. Сокращать фразу за счет контекста опасное дело.
С точки зрения лингвистики (филология тут ни при чём), язык без сокращений существовать не может. Сокращения имеют место всегда, просто мы их редко замечаем. В тех редких случаях, когда из-за сокращения что-то становится непонятно. Но обычно уровень сокращения выбирается так, чтобы слушающий всё, что нужно, понял.