2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 24, 25, 26, 27, 28  След.
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 11:36 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
Абсолютно солидарен с ответами Pphantom в двух предыдущих постах (1186400, 1186443).
Добавлю лишь, что откладывание на семестр начало чтения одного из базовых курсов может повлечь перенос зависящих от него курсов. И не всем может это оказаться приемлемо. Исследования, которые планируется включить в выпускную работу, могут опираться на сдвигаемую дисциплину.

 i  Сообщение Mihaylo выделено в самостоятельную ветку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 12:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8492
Shtorm в сообщении #1186473 писал(а):
мне кажется, что производную от радиус-вектора мы брали только в курсе Дифференциальной геометрии. Это либо на 2-ом либо на 3-ем курсе. Работа с дифференциалами в курсе Дифференциальных уравнений на 2-ом курсе.
Я спрашиваю, потому что это пятая глава первого тома "Основ математического анализа" Ильина и Позняка (если Вы имели в виду дифференциалы от функции одной переменной). Я не знаю, сколько нужно лекций, чтобы добраться до этого материала, если излагать учебник подряд, но думаю, что в один семестр можно уложиться. Поскольку никаких начальных знаний этот курс матана не требует, его можно читать в первом же семестре.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 14:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Shtorm в сообщении #1186473 писал(а):
Именно так :-( Зато выпустить новые образовательные стандарты ФГОС 4+, ФГОС 5+, ...., ФГОС n+ за ними не заржавеет :evil: готовы чуть ли не каждый семестр новые госстандарты выпускать. Общекультурные компетенции

Я уже давно для себя решил, что это слова неприличные, и в общественных местах их не произношу. Кто-то тут говорил, что всё адекватно с образованием. Но когда на кафедральных собраниях говорят исключительно о соответствии вот этим вот неприличным словам и о том, что бы ещё такого сделать, чтобы им соответствовать - это вместо обсуждения собственно процесса образования... Сразу вспоминается профессор Преображенский: "Если я вместо того, чтобы оперировать, начну в своей квартире петь хором, то у меня наступит разруха".
Shtorm в сообщении #1186473 писал(а):
Вон в "Курсе общей физики" Савельев целые параграфы посвятил рассмотрению только математических вопросов.

Кстати, часто не слишком удачно. Но хоть так.

GAA в сообщении #1186492 писал(а):
Добавлю лишь, что откладывание на семестр начало чтения одного из базовых курсов может повлечь перенос зависящих от него курсов. И не всем может это оказаться приемлемо.

Казалось бы, между курсами математики и общим курсом физики должна быть жёсткая связь, чтобы не приходилось изучать решение дифференциальных уравнений на год-полгода раньше времени - но, по-видимому, это не сильно беспокоит подавляющее большинство. И потом, что может до такой степени жёстко зависеть от общего курса физики, чтобы его нельзя было сдвинуть на полгода?..

P.S. Думающим, что на первом семестре студентам доступна вся математика, которую им по-нормальному расскажут потом, большой привет передают тензор инерции, уравнение непрерывности в недоразвитой форме $vS=\operatorname{const}$ и условия потенциальности векторного поля (не считая криволинейного интеграла второго рода).

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 14:22 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Anton_Peplov в сообщении #1186500 писал(а):
Я спрашиваю, потому что это пятая глава первого тома "Основ математического анализа" Ильина и Позняка (если Вы имели в виду дифференциалы от функции одной переменной). Я не знаю, сколько нужно лекций, чтобы добраться до этого материала, если излагать учебник подряд, но думаю, что в один семестр можно уложиться. Поскольку никаких начальных знаний этот курс матана не требует, его можно читать в первом же семестре.

Да, всё верно. И конечно, в 1-ом семестре мы добрались до понятия дифференциала в курсе Математического анализа - хоть и позднее, чем стали применять его в Физике. Это я просто неправильно выразился. Я имел ввиду, что в решении некоторых задач физики для последующего интегрирования приходится в уравнении дифференциалы раскидывать, группировать, преобразовывать и т.д. - как при решении диффуров. Ну собственно, это и были диффуры с разделяющимися переменными в 1-ом семестре в Физике - только никто нам не говорил, что это диффуры. :lol:

-- Вс янв 22, 2017 15:29:37 --

Metford в сообщении #1186533 писал(а):
Я уже давно для себя решил, что это слова неприличные, и в общественных местах их не произношу. Кто-то тут говорил, что всё адекватно с образованием. Но когда на кафедральных собраниях говорят исключительно о соответствии вот этим вот неприличным словам и о том, что бы ещё такого сделать, чтобы им соответствовать - это вместо обсуждения собственно процесса образования... Сразу вспоминается профессор Преображенский: "Если я вместо того, чтобы оперировать, начну в своей квартире петь хором, то у меня наступит разруха".

:appl: Я теперь буду Вас цитировать на кафедре! :-) А у нас многие заседания кафедры были посвящены только написанию новых "бумажек" в соответствии с новым ФГОС-ом. Мало того, что с министерства спускают эту бредятину, так ещё и местные чиновники привносят долю собственного "творчества". Появились даже официальные "эксперты", которые знают как надо писать новые бумажки и к ним надо ходить на лекции, чтобы научиться их писать... :facepalm:

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 14:49 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
Metford в сообщении #1186533 писал(а):
...но, по-видимому, это не сильно беспокоит подавляющее большинство. И потом, что может до такой степени жёстко зависеть от общего курса физики, чтобы его нельзя было сдвинуть на полгода?..
Беспокоит всех. Возможно по разным причинам (или они озвучивают разные причины) и с разными выводами. От завершения общего курса физики зависит число и состав параллельно читаемых курсов теоретической физики (ТФ). В частности кванты должны читаться после атомной физики (из курса Общей физики). Статистическую физику желательно читать после молекулярной физики (из курса Общей физики), квантов, электродинамики, а физическую кинетику после статистической физики. Понятно, что теоретическая механика должна быть прочитана до квантов. Раньше статистическая физика читалась одной из последних из списка обязательных разделов ТФ. Дальше не составит труда прикинуть по семестрам число одновременно читаемых разделов ТФ, а ещё спецкурсы и они опираются на соответствующие разделы ТФ. Т.е. трудности не только в том, чтобы развести математику и Общий курс физики. Скорее беспокоятся, как развести математику и ТФ, Общий курс физики и ТФ. И надо думать о выпускной по окончанию четырёх лет. Вот оставят (двухсеместровый) курс статистической физики на четвертый год обучения и… Для кого-то ерунда, а кому-то затруднения. :)
Metford в сообщении #1186533 писал(а):
... и условия потенциальности векторного поля (не считая криволинейного интеграла второго рода).
Говоря о затруднениях с криволинейными интегралами, я в первую очередь имел в виду условие потенциальности. И, да, чуть больше времени и проблем не было бы. Но это отдельная мелкая история.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 15:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
GAA в сообщении #1186539 писал(а):
В частности кванты должны читаться после атомной физики (из курса Общей физики).

А вот у нас их читают параллельно... Видимо, это у нас не задумываются.

Можно, конечно, попробовать программу набросать, чтобы более или менее концы с концами сходились. Только здесь и так у всех свои представления, которые к тому же совершенно не интересуют тех, кто реально может что-то поменять :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 15:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8492
Metford в сообщении #1186542 писал(а):
Можно, конечно, попробовать программу набросать, чтобы более или менее концы с концами сходились.
Интересно, получится ли. Если принять условие, что физика начинается с первого же семестра.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 15:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Anton_Peplov в сообщении #1186545 писал(а):
Если принять условие, что физика начинается с первого же семестра.

В моём представлении это условие неприемлемо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 15:25 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
Metford, да, много раз согласовывалось и правилось, а потом выяснялось, что не пойдет, по таким-то и таким-то правилам (или нормам). Ещё нужно всякие общественные курсы учитывать, и тому подобное. Тут легко решить не получается. И те в университете, от которых программа зависит, вовсе не равнодушны к проблеме, по крайней мере, по опыту моего общения. Просто сделать лучше не в состоянии. Да и потратив кучу времени, не хочет (поскольку нет времени) руководство ещё раз обсуждать. Поэтому и возникает ощущение его равнодушия к этому вопросу.

Постом выше я небрежно написал. Можно тщательнее. Но мысль я думаю понятна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 15:27 
Заслуженный участник


28/12/12
7920
GAA в сообщении #1186539 писал(а):
В частности кванты должны читаться после атомной физики (из курса Общей физики).

У нас на физфаке нет отдельно атомной физики. Раньше было так:
1 курс: Механика и СТО/Молекулярка
2 курс: Элдин и теормех
3 курс: Кванты и статы
4 курс: ФСС или ФТТ.
Сейчас несколько перекроили, но суть осталась примерно той же.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 15:33 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
DimaM, Электричество, Оптику (Общий курс физики) и Электродинамику объединили? Кванты и статы односеместровые?

-- Вс 22.01.2017 14:36:06 --

У нас тоже на многих специальностях кванты, статы, электродлинамику порезали до одного семестра. А возможно уже и всем, не смотрел последнее время.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 15:39 
Заслуженный участник


28/12/12
7920
GAA в сообщении #1186560 писал(а):
Электричество, Оптику (Общий курс физики) и Электродинамику объединили?

Про общий курс я ничего не знаю, а так да, все объединено в годовом курсе электродинамики.

GAA в сообщении #1186560 писал(а):
Кванты и статы односеместровые?

Двухсеместровые.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 16:02 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
Понял, спасибо. У нас раньше (до перехода на бакалавриат + магисратуру) было так:
Математика
1 курс: Аналитическая геометрия и линейная алгебра (2 семестра), анализ (2 семестра), диф. геометрия (весенний)
2 курс: ТФКП, ОДУ (один семестр), ММФ (первый, весенний семестр)
3 курс: ММФ (второй, весенний семестр), ТВиМС

Общий курс физики (все разделы односеместровые, по всем разделам практикум)
1 курс: Механика, Молекулярка.
2 курс: Электричество, Оптика.
3 курс: Атомка, Ядерная физика и физика элементарных частиц.

ТФ
2 курс: Теоретическая механика (1 семестр, весна).
3 курс: Гидродинамика и теория упругости (1 семестр, осень), электродинамика (два семестра), кванты (весна 1-ый семестр).
4 курс: кванты (2 семестр), статы (два семестра).
5 курс: физическая кинетика.
Где-то по семестрам могу ошибиться, но кажется правильно написал.

ФТТ у разных специализаций было разным и не у всех. У теоретиков и твердотельщиков — 2 семестра.
Теперь с переходом на бакалавриат+ магистратуру потихоньку перекраивается. При старой системе все было неплохо согласовано. Ну и с переходом на новую систему со временем, будем надеяться, опять согласуется.

Upd. Это на ФФ, естественно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 16:59 
Аватара пользователя


02/03/16
128
GAA, подтверждаю. У нас кванты, статы, э/д - один семестр. ФТТ два семестра. Специальность полупроводники.

 Профиль  
                  
 
 Re: Концепция науки и образования в современной России
Сообщение22.01.2017, 17:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
GAA в сообщении #1186555 писал(а):
Тут легко решить не получается. И те в университете, от которых программа зависит, вовсе не равнодушны к проблеме, по крайней мере, по опыту моего общения.

Да это понятно, что задача не из лёгких. Но я Вам по-хорошему завидую, правда. Я абсолютно уверен, что наше руководство о подобных вещах даже не задумывается. Следует из многих признаков.
Ну, вот Вам один пример. Когда я учился, то теорию вероятностей мы проходили на 6 семестре (квантовая механика шла на пятом и шестом!).

Программа общей физики у нас в точности такая, как Вы описали.
Теоретическая физика была так:
4 семестр - теоретическая механика
5 семестр - квантовая механика, классическая теория поля
6 семестр - квантовая механика, статистическая физика, теория упругости, гидродинамика
7 семестр - электродинамика сплошных сред, кинетика, ТФТТ, КТП
8 семестр - ТФТТ, КТП, "продвинутая" статистическая физика
Это из основных разделов. С 8 семестра были и некоторые другие.

Вот как мне думается, даже если начинать общую физику с первого семестра, но статистику поставить на пятый семестр, то с таким распределением физических предметов это хорошо бы согласовалось.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 419 ]  На страницу Пред.  1 ... 24, 25, 26, 27, 28  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CDDDS


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group