Вот Вы говорили об экономическом принуждении к труду. Возможно ли оно было тогда? Сейчас, например, кому какую зарплату ни положи - всё мало, тут уже слухи ходят о праве чиновников и членов их семей на бесплатные лекарства. Кроме пряника нужен ещё и кнут, в том смысле, что должна быть ответственность. Для этого необходима хорошо работающая система управления.
Экономическое принуждение к труду (ЭПТ) является естественным свойством капиталистических отношений. Вы не являетесь владельцем собственности, позволяющей вам безбедно жить, не продавая свою рабочую силу. Поэтому единственным способом выжить является продажа своей рабочей силы. Это и есть суть ЭПТ. Кнут здесь - ваши потребности (начиная с базовых). Вам нужно есть, где-то жить, содержать семью и т.д. Это было при и при Сталине, это было после Сталина и это есть сейчас. Но сегодняшние потребности людей гораздо более разнообразны по сравнению со сталинским временем, появились и такие, которых не было еще 20 лет назад. Чтобы их удовлетворять, люди, естественно, хотят больше зарабатывать. А больше потреблять их вынуждает развитие (мирового) капитализма, рынков и товарного разнообразия.
Есть и внеэкономическое принуждение к труду (ВПТ). Это когда вас обращают в рабство (в прямом или переносном смысле) и заставляют работать "за еду". Если вы сопротивляетесь - вас жестоко наказывают. Удовлетворяются только ваши базовые потребности. Ни о каком развитии личности и речи не идет. Чтобы оправдать бесчеловечное отношение к людям, нужна соответствующая идеология. А также жрецы, которые вещают "от имени высших сил" и обеспечивают идеологическую деятельность. С другой стороны нужны развитые институты принуждения, надсмотрщики, надсмотрщики над надсмотрщиками и т.д. Управление, очевидно, становится громоздким и неэффективным в отличие от общества с господствующим ЭПТ, в котором государственные издержки на управление минимальны.
Понятно, что в реальности нет идеальных капиталистических отношений - вполне могут использоваться как ЭПТ, так и ВПТ. Например, рабство в современном мире никуда не делось. Государство может нуждаться в той или иной идеологии для оправдания расходов на отрасли, в которых невозможно или ограничено частное владение. Особенно это касается ВПК. Есть убыточные отрасли, в которых частный собственник отсутствует, т.к. не может извлекать прибыль. В этом случае государству или приходится брать их на содержание или закрывать, обрекая занятых в них на нищету. И так далее и так далее. Поэтому вопрос ответственности - очень сложный. Вы прекрасно знаете историю М. Тэтчер, которая считается эталоном "эффективного менеджера", а, с другой стороны - "железной леди", которая обрекла на голод и нищету десятки тысяч шахтерских семей Англии. И до сих пор отношение к ней на родине - очень неоднозначное.