mishafromusa(Спасибо, что наконец-то откликнулись и начали делиться своими материалами.)
Я вижу в ваших слайдах
http://mathfoolery.com/talk-2004.pdf один замечательный момент: акцент на playing, то есть, представление математики как игры и веселья, а не занудного копания в мелочах с серьёзным видом.
Это замечательно, я целиком "за". Именно так и надо математику представлять школьникам. И это совершенно утеряно в нашей программе, где акцент делается на заученном решении однообразных примеров тестов (ЕГЭ).
Что интересно, учебники для младших классов (1-4) стараются быть весёлыми и игровыми. Для старших - уже ни в какую.
По-моему это нечто большее, чем просто 'поиграться с формулами и неравенствами."
По-моему, нет, но большего и не надо.
Вообще, пожалуй, умение "взять производную от любой элементарной функции" сильно превознесено. Его можно отложить на потом. Реально понадобится оно в вузе. (Или для тех же занудных "тесто-экзаменационных" заданий, генерируемых пачками без смысла.)
Типичный вопрос: как ведут себя нормы в
собственных функций оператора Лапласа в области при больших
? Я видел довольно много работ на эту тему, в том числе и за последние 10 лет.
Это всё для продвинутых математиков (максимум продвинутых же теорфизиков), или мы всё-таки обсуждаем преподавание нематематикам, школьникам и студентам?
-- 26.06.2014 15:22:18 --Нужно написать 2 книжки: Курс грязной математики и Высшая математика с точки зрения элементарной.
Ну напишите, кто вас останавливает?
Только присоединюсь к напоминанию: без чёткого понимания, для кого и для чего вы их пишете, вы обречены на провал (не во время написания, так по незаинтересованности читателей).
Не знаю, конечно, но у меня по Вашим рассказам сложилось впечатление, что это было больше как развлекательный курс, чем как серьёзный.
Для целей физики и нужен именно развлекательный курс математики.
Зря что ли их натаскивали разлагать на множители?
Nota bene: натаскивали. Если предыдущий этап давать серьёзно, тщательно и мучительно, то вы, конечно, можете этим воспользоваться, и дать свой этап легко и играючи. Но это ударит по следующему этапу, уже за вами. Что там дальше? Ряды, дифуры, ТФКП, преобразование Фурье, функциональный анализ? Всё просядет, если не посыплется.
Это просто идея сбросить с себя ответственность. Да, так можно, и ученики будут вас сильно любить.
А если бы на предыдущем этапе школьников не натаскивали разлагать многочлены на множители? Тоже показали играючи пару примеров, и всё. Смогли бы вы тогда рассказать
без долгого, на много часов, углубления в алгебру? Боюсь, нет.
Но физики обычно любят сразу применить формулу Тейлора (которую они называют рядом Тейлора и ищут в таблицах)
Во-первых, не раньше, чем про Тейлора расскажут на матанализе.
Во-вторых, физики ищут Тейлора не в таблицах, а умеют и сами при необходимости взять
-ю производную. Просто часто это муторно. С появлением Mathematica быстрее не лезть в таблицу, а спросить у машинки.
Могут даже бином Ньютона наизусть не помнить – потому что, во-первых, это есть в справочнике, а, во-вторых, – всё равно нужен только первый член.
Обижаете,
выжжен в мозгу калёным железом.
-- 26.06.2014 15:46:11 --Физики редко когда задумываются о том, можно ли выкинуть следующий порядок малости, а просто берут и выкидывают.
Ещё бы. Проще просто взять на 1-2 порядка больше чем надо (и выкинуть последующие). Повторяю: в физике все коэффициенты порядка единицы. За о-о-очень редким исключением.
Как страшную пугалку, в физике рассказывают про ряды, которые на протяжении ~100 членов сходятся, а потом где-то далеко расходятся (или не 100, а
или наоборот, сначала растут, а потом сходятся). Но это бывает исключительно редко, и кажется, до времён КТП вообще не встречалось. Но это всё байки. Напороться на это труднее, чем на медведя посреди города.
Я тоже уже на пенсии.
Самое время книжку писать.
Вот их и надо к порядку приучить.
Вот не надо неуместных идей о том, к чему надо приучить физиков. Физики себя прекрасно чувствуют без этих советов.
А ещё в школьной геометрии была такая мозгоразрывающая вещь, как угол между касательной и хордой. До этого касательная вводилась как прямая, пересекающая окружность в одной точке, а чтобы понять вышеуказанную вещь, можно было воспользоваться теоремой о равенстве двух углов, опирающихся на равные дуги, и перейти к пределу, но для этого нужно было правильное определение касательной.
Не уверен, что не ляпну глупость, но мне кажется, можно проще: проведём хорду вправо и вспомогательную хорду влево от точки касания. Ну и касательная будет между ними.
У них уже есть понятие скорости, интуитивное, и оно ближе всего к понятию предела.
Всё-таки оно ближе всего к понятию производной. Тоже является функцией времени. И вообще, производную любой функции от
часто называют неформально "скорость роста чего-то", и от другой переменной - иногда тоже. Даже в экономике. "Сопротивление - скорость роста напряжения при увеличении тока", как-то так.
Понятие о скорости есть у всех, проблема в том, чтобы сделать это понятие полезным для вычислений.
Проблема в том, что вы неправильно выделили и распознали проблему.
А большинство физических вычислений начинаются словами "рассмотрим достаточно малое
" или "
".
Нет, не надо. Таких физических вычислений не бывает :-) Это так в школьных учебниках физики дают некоторые свойства производных, которым место в курсе матанализа.
А физические вычисления начинаются словами "имеем такие-то законы, покрутив их, получим дифур, и начинаем его решать", или "поскольку
- малый параметр, то отсюда следует...". И это всё примерно в вузе.
В школе физических вычислений вообще практически нет. Алгебраические уравнения (не более сложные, чем падение по параболе) - это не вычисления вообще. И вставлены они в курс физики только для того, чтобы опять же, было что спрашивать на тестах-экзаменах. Бр-р-р! Достаточно параболу показать, и объяснить её свойства, что там вычислять-то по пятьдесят раз?
Кстати говоря, хорошим примером использования свойств производной являются лабораторные работы и вычисление погрешности; например, что при сложении складываются абсолютные погрешности, а при умножении относительные (если не говорить про средние квадратичные). Сложение относительных погрешностей – в чистом виде производная произведения.
Тут +1.
Зачем на пальцах если есть алгебра?
Зачем алгебра, если есть пальцы?
Вы же как раз хотите понятности. Алгебра - это не понятность, а совсем наоборот. Игра в закорючки. Ноль интуиции (точнее, интуиция там появляется весьма поздно, к эпохе ТФКП, когда график полинома
-й степени сам в голове всплывает, с кучей корней и экстремумов, а иногда и с нулями на комплексной плоскости).