То, что там в 11:30 происходит - это разве не сопромат?
Вот в том то и дело, что нет и быть не может принципиально. Единственное, что там из сопромата - это "напряжения по Мизесу". К сопромату это конечно имеет отношение, но чисто в справочном смысле, мол да, жил наверное когда-то некий Мизес, который предложил в качестве критерия
разрушающего напряжения
такую формулу, выведенную неведомо как (курс сопромата не предполагает вывод этой формулы). Как видно из досье, сам Мизес занимался делами более существенными, чем то, что сейчас называют "сопромат"
Вообще, что такое сопромат? Это инженерная дисциплина, позволяющая выкладками уровня
средней школы (причем, не физ-мат направленности) находить напряжения и перемещения в некоторых частных случаях деталей машин и элементов инженерных конструкций. Какие требования при этом предъявляются к модели конструкции? Все те же, что и в теории упругости (линейная связь напряжений и деформаций, однородность, изотропность материала и прочее) + одномерность. То есть, сопромат изучает одномерные, линейные, изотропные тела типа стержня. Тогда все задачи теории упругости -- теор. базы сопромата -- решаются в расчетном смысле просто. Для и сама "теория" становится простой.
Вот
стандартный курс сопромата. Например, тему "Растяжение и сжатие" автоматом знает уже школьник. Конечно, при
выводе формул приходится пользоваться интегральчиками, т.к даже в одномерных телах не все сводится к одной компоненте тензора напряжения. Это видно хотя бы в теме "Кручение". Стоит ли говорить, что конечная формула для расчета на прочность при кручении, то есть, сам
расчет на прочность, содержит лишь 4 алгебраических действия и не требует знаний из анализа.
Форумчане пару раз высказывались по этому поводу, но чтобы не быть голословным, покажу на примерах, что может сопромат:
Пример расчета болта на "срез" (расчет "касательных" напряжений).
Пример расчета перемещения и угла поворота точки (на самом деле сечения) балки.
Пример расчета реакций связей дважды статически неопределимой конструкции.
Пример расчета вала какого-нибудь редуктора на кручение (считаем, что все нагрузки кроме момента на оси вала, равны нулю).
А если исходная конструкция не удовлетворяет модели стержня в сопромате? Ведь можно найти большое число ситуаций, где и форма тела далека от стержня и вообще от любой правильной фигуры. На этот случай есть справочники для
некоторых типичных случаев, например, напряжения в точке контакта зубьев шестерней коробки передач. Содержание этих справочников
частично изучается "наукой" под названием детали машин (ДМ) :) Содержание формул, приведенных в книгах по ДМ, ведомо лишь авторам этих формул. Опять же, чтобы под общими фразами стоял некий конкретный образ, приведу
пример лекции по расчету зубчатых передач на напряжения из
того же ресурса. Сопромата, как легко заметить, тут строго нет и быть не может - его методы просто не предназначены для сколько нибудь сложных форм. Мы наблюдаем сплошные эмпирические зависимости, численно описывающие процесс, содержание которого скрыто от глаз студента и инженера.
Если в сопромате еще сохраняется логика науки механики, то в расчетах на прочность деталей реальной формы логика только ручная: открыл справочник, нашел в нем методичку по проектированию колеса и произвел расчет. Неудивительно, что студентам тоска зеленая.
Что изменилось сейчас? Многое. С развитием мощности компьютера и соответствующего софта, стало возможным
интерактивно (как ответил Олег Эдуардович) использовать мощные вычислительные алгоритмы и проводить расчет не то, что стержней и шестеренок, но деталей
любой без исключения формы.Стоит отметить, что ряд допущений и ограничений не то, что сопромата, но и "обычной" теории упругости, можно просто отбросить. Например, изотропность, линейность, однородность материала. Причем, расчет производится не сутки, и даже не часы, а минуты - десятки минут (понятно, зависит от мощности компа и сложности модели). Как это делается - вы видели: строится (крайне точно) модель детали; заданием марки материала, ей автоматически присваиваются основные физико-механические свойства этого материала; задается тип анализа (статика, динамика, устойчивость etc); строится конечно-элементная сетка; производится расчет, допустим, напряжений и выводится цветовая диаграмма. Тут неплохо бы остановиться. А каких собственно напряжений выводится диаграмма, компонент то много и зависят они от системы координат? Ответ:
любых, при правильном использовании программы и умения задать систему координат. После результатов анализа деталь можно перестроить прямо на месте (не открывая никаких других файлов) и вновь повторить процедуру.
И это только статика.
Получается, что
идейно пустой, но наполненный
практическим смыслом курс расчета деталей на прочность потерял всякое право на существование.
Если интересно, можно найти (или я могу для вас поискать) подобный ролик , для анализа кинематики механизма. И тут окажется, что ТММ (теория механизмов и машин) с её "планами скоростей" такой же страшный, ужасный анархизм, как и курсы сопромата и ДМ.
Просто немыслимо, что из-за инертности руководства большинства вузов, инженеры годы тратят на абсолютно ненужные с точки зрения теории и практики вещи.