2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 05:28 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Навеяло соседней темой. :) Начал отвечать там, но пост так разросся, что уже неприлично размещать его там как оффтоп. :) Поэтому решил создать новую тему.


...А меня вот давно преследует идея учебника в виде компьютерной игры. :) Чтобы можно было продвигаться по сюжету, решая разнообразные задачи. Такое, конечно, не раз уже делалось, много существует развивающих и обучающих игр, но обычно всё на очень примитивном уровне. Мне кажется, технологии позволяют выжать из идеи гораздо больше, если постараться.

Как один из вариантов — интерактивный задачник в виде многопользовательской онлайн-игры. Взял тройной интеграл — получил крутые доспехи. :) Ведь люди своим персонажам намного охотнее прокачивают навыки, чем самим себе. Ну так вот, во взятии данного конкретного интеграла появился бы смысл, более близкий и доступный, чем "когда-нибудь стать крутым специалистом". Моментальное вознаграждение.

То есть, игрок поступает в этакий виртуальный Хогвартс, и там его грузят вполне реальным матаном — но в отличие от физической действительности, решение задач в виртуальной реальности даёт быстрый прирост боевых и магических навыков. За каждую решённую задачку появляется возможность стрелять чуточку более сильными молниями из рук, и т.д. :) Возникает стимул решать всё больше и больше задач, открывая всё больше умений в дереве навыков персонажа.

Конечно, при этом геймплей и визуальная составляющая игры должны быть на очень хорошем уровне, плюс мощная рекламная поддержка, чтобы являться эльфом 80-го уровня в такой игре считалось не диким, а очень почётным и статусным. :)

Только представьте, стоите вы на пригорочке, а на вас прёт толпа злобных монстров. Но вы не теряетесь, а начинаете быстро читать заклинание: "Для любого эпсилон больше нуля найдётся дельта такая, что..." — и вот уже вокруг вас начинают танцевать искры, язычки пламени срываются с рук... :) Всё, пять секунд прошли, можно пропустить рекламный ролик на Ютубе.

Осмелюсь предположить, что в будущем именно так и будет организовано обучение, по крайней мере, в развитых странах: серьёзное дело будет переплетено с игрой. Раз уж люди всё больше подсаживаются на компьютерные игры, логично извлечь из этого максимум пользы.

Разумеется, далеко не всем может прийтись по вкусу фэнтези. Кого-то больше привлекает космос, например. Или гонки. Поэтому следующий логичный шаг — создать некий общий стандарт для разработчиков игр, единую систему поощрения интеллектуальной деятельности. Чтобы разработчики могли вставлять соответствующий код в свои игры. Тогда игроки получат возможность конвертировать решённые задачки в бонусы именно в своей любимой игре. Заходишь в личный аккаунт IQ-Steam, решаешь задачки, а затем определяешь, на что потратить полученный ресурс.

Пока, конечно, делаются лишь первые робкие шаги на этом пути. Причём дальше всех, как ни странно, продвинулись клавиатурные тренажёры. :)
Есть сайт "Клавогонки", где люди соревнуются в скоростном наборе текстов, двигая тем самым автомобильчики по трассе.
Есть игра 3D-шутер от первого лица (не помню, как называется), где игрок удачно отстреливается от зомби, если набирает без ошибок слова, возникающие на экране.

По идее, ничто не мешает такой же подход реализовать и в более серьёзном обучении. :) Самое серьёзное препятствие — инерция мышления.

А вы что думаете?

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 07:44 


11/12/13
159
Слишком много конкурентов, которые предлагают получать всевозможные подарки, не решая никаких математических задач. Но идея интересная и давно витает в воздухе. Одна проблема, кто будет вкладывать большие деньги в обучение? Денег нужно много, а риск невозврата велик.
Несомненый спрос и польза будет иметь обучающая игра на уровне графики фильма "Аватар", но и стоить будет такая программа дорого... А простой и, соответственно, дешёвой графикой современных детей не заинтересуешь, избалованы и ленивы обилием "красивой" и "интересной" информации, для просмотра которой достаточно только слегка пошевелить пальцем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 08:28 


25/11/13
25
Помню отличную игру COLOBOT, для обучения программированию. Там это было очень естественной и натуральной частью игры, буквально. То есть - вы играете астронавтом, астронавт исследует планеты и строит роботов для выполнения задач (рабочие роботы для транспортировки руды, боевые роботы для защиты от гигантских насекомых). Он может управлять роботами вручную (1 робот за раз), а может программировать роботов, чтобы они выполняли нужные задачи (например - рабочий робот автоматически ищет руду в определённой области и тащит к перерабатывающему заводу, или перезаряжает батареи другим роботам, боевой робот патрулирует область и автоматически атакует насекомых в зоне, в случае повреждений или малом заряде батареи возращается на базу). Это было очень круто.
Изображение

Думаю, Хогвартс бы хорошо вписался - только желательно не так напрямую, аля "прокачал матан - молния стала мощнее". Это могло бы быть вроде тренировки для прокачки скилла, но было бы ещё интереснее, если бы были какого-то рода формулы заклинаний. Известно, что маги - это учёные в фэнтэзи сеттингах. Но почти никогда не показано, как они сидят за книгами и что-то исследуют - всё чаще видно только результат. Можно было бы сделать так - хочешь научиться кидать фаерболлы - "создай" заклинание фаерболла путём решение чего-то вроде контрольной по какой-то теме (задачи - компоненты заклинания). Хочешь молнию - создай заклинания с помощью работы по алгоритмам (чем меньше сложность, тем быстрее ты можешь пускать молнии). Ну и доспех просто так не надо давать за решение интеграла. Было бы лучше, если бы доспех давали как награду за решение задачи какому-нибудь NPC, которая (как бы невзначай) требовала решить интеграл.
Плюс, квесты - в игре Космические Рейнджеры были очень интересные текстовые квесты (они были и до неё, естественно), тут можно было бы тоже использовать подобные - например, персонажу нужно пройти сквозь закрытую дверь, и чтобы её открыть, ему надо решить какую-нибудь подходящую задачу.
Изображение

Простая графика - не значит плохо. Пиксель-арт- плохо? Можно сделать простую, но приятную графику.

Дее. В общем, можно было бы много всего сделать. Если бы я был филантропом-миллиардером, я бы уже нанял команду для разработки :D
А если коммерческая разработка - не окупилось бы. Не видел пока ни одной образовательной игры, что окупилась бы. Помню хороший немецкий градостроительный симулятор начала 00ых, там дело было в начале индустриализации и далее, и за ответы на релевантные вопросы по физике давали бонусы (что-то вроде +% производительности какому-нибудь предприятию). Тоже не выстрелил. Я уже и название не помню.

В принципе, всю игру можно было бы сделать в виде текстового рогалика, там особой графики и сложного программирования и не потребовалось бы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 08:45 


24/05/09

2054
Я щас в танки играю, учусь на танкиста.

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 09:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
8717
Кентакска волост
Alexu007 в сообщении #802472 писал(а):
Я щас в танки играю, учусь на танкиста.
А у меня знакомый в ангри бердс. Никак орнитологом решил заделаться..

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 10:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


02/08/11
5798
Bloomberg в сообщении #802471 писал(а):
А если коммерческая разработка - не окупилось бы.

У меня тоже была (и есть) подобная идея, только с задачками по физике (температура фаейрбола, вектор Пойнтинга магии и т. п.). Так вот, идея монетизации в общем-то напрашивается: не можешь решить задачку - плати (разработчику). За подсказку - немного, за готовую формулу инженерного вида - больше, за окончательный ответ - ещё больше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 10:34 


25/11/13
25
Не понимаю сарказма по поводу танкистов и орнитологов. Получать игровой фан и прокачивать реальные знания одновременно - это плохо?

Даже перефразирую немного - получать игровой фан, используя реальные знания - это плохо?

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 11:38 
Заслуженный участник


06/07/11
5576
кран.набрать.грамота
Denis Russkih в сообщении #802461 писал(а):
По идее, ничто не мешает такой же подход реализовать и в более серьёзном обучении. :) Самое серьёзное препятствие — инерция мышления.
А вы что думаете?
Подозреваю, что это эффективно на ранних стадиях обучения, и подойдет не для каждого склада характера. Например, прокачать английский с нуля до Pre-intermediate таким образом наверно возможно, а вот подготовиться к сдаче IELTS на уровне, достаточном для получения рабочей визы - подозреваю, что нет.

Bloomberg в сообщении #802510 писал(а):
Не понимаю сарказма по поводу танкистов и орнитологов.
Танкисты и орнитологи - фигня, я за весну и лето прошел обучение на джедая, гоблина-диверсанта и бойца киберреальности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 11:42 
Заслуженный участник


25/02/11
1689
warlock66613 в сообщении #802502 писал(а):
У меня тоже была (и есть) подобная идея, только с задачками по физике

У меня тоже появлялась, после топика здесь об играх на тему ТО. Сделать бы шутер с релятивисткими эффектами. Скажем, игроки развивают скорость до 0.8c+, всякие гранаты, пули до 0.99c. Стоит двинуться, сразу куча всего менялась бы. Монстры замедляются, форма предметов вытягивается и искажается, можно разглядеть пулю, летящую в ту же сторону и увернуться. Если на месте граната взрывается через 3сек, то после броска может и через 5 и т.д. С непривычки сложно, наверное, было бы. Но зато народ со временем освоился бы и знал всякие фишки из СТО. Может быть даже и формулы. И странным уже ничего бы не казалось :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 11:58 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Большое спасибо всем за отклики. :)



Bloomberg в сообщении #802471 писал(а):
Можно было бы сделать так - хочешь научиться кидать фаерболлы - "создай" заклинание фаерболла путём решение чего-то вроде контрольной по какой-то теме (задачи - компоненты заклинания). Хочешь молнию - создай заклинания с помощью работы по алгоритмам (чем меньше сложность, тем быстрее ты можешь пускать молнии).

Отличная идея! Хотя тут есть опасность слишком сильно углубиться в выдуманные правила "магической науки". Нужно не переборщить с их накручиванием.

Bloomberg в сообщении #802471 писал(а):
Ну и доспех просто так не надо давать за решение интеграла. Было бы лучше, если бы доспех давали как награду за решение задачи какому-нибудь NPC, которая (как бы невзначай) требовала решить интеграл.

Согласен, так гораздо лучше. :) Вообще, думаю, в идеале игрок должен сам догадаться, что здесь необходимо взять такой-то интеграл. То есть, можно не ставить готовую задачу в лоб, а дать возможность самому игроку сформулировать проблему и найти решение. Вот это будет задачка, достойная легендарных доспехов. :)

Bloomberg в сообщении #802510 писал(а):
Не понимаю сарказма по поводу танкистов и орнитологов. Получать игровой фан и прокачивать реальные знания одновременно - это плохо?

Даже перефразирую немного - получать игровой фан, используя реальные знания - это плохо?

Как я уже говорил, самое главное препятствие — инерция мышления. :) Но это же вполне естественно. И признаться, я был готов услышать гораздо более резкую критику. Приятно удивлён. :)



warlock66613 в сообщении #802502 писал(а):
У меня тоже была (и есть) подобная идея, только с задачками по физике (температура фаейрбола, вектор Пойнтинга магии и т. п.). Так вот, идея монетизации в общем-то напрашивается: не можешь решить задачку - плати (разработчику). За подсказку - немного, за готовую формулу инженерного вида - больше, за окончательный ответ - ещё больше.

Да, такой подход логичнее всего, но слишком уж напоминает обычное российское образование. :) Мне кажется, должны быть и другие способы монетизации. Если вообще ставить такую задачу.

Впрочем, можно и продавать решения — до определённого уровня. А самые высокие достижения — только честным путём. (И сделать так, чтобы при честном решении задач навыки прокачивались быстрее, чем при покупке.) Конечно, это может привести к возникновению "чёрного рынка", где решения будут покупаться/продаваться в обход разработчиков. Но с этим тоже можно бороться разными методами. Нельзя сдаваться невежеству без боя. :)



Vince Diesel в сообщении #802530 писал(а):
У меня тоже появлялась, после топика здесь об играх на тему ТО. Сделать бы шутер с релятивисткими эффектами. Скажем, игроки развивают скорость до 0.8c+, всякие гранаты, пули до 0.99c. Стоит двинуться, сразу куча всего менялась бы. Монстры замедляются, форма предметов вытягивается и искажается, можно разглядеть пулю, летящую в ту же сторону и увернуться. Если на месте граната взрывается через 3сек, то после броска может и через 5 и т.д. С непривычки сложно, наверное, было бы. Но зато народ со временем освоился бы и знал всякие фишки из СТО. Может быть даже и формулы. И странным уже ничего бы не казалось

Снимаю шляпу. Вот это по-настоящему гениальная идея, просто супер! И ведь вполне реализуемая вещь, если взяться. :)


-- 17.12.2013, 12:30 --

rockclimber в сообщении #802526 писал(а):
Подозреваю, что это эффективно на ранних стадиях обучения, и подойдет не для каждого склада характера. Например, прокачать английский с нуля до Pre-intermediate таким образом наверно возможно, а вот подготовиться к сдаче IELTS на уровне, достаточном для получения рабочей визы - подозреваю, что нет.

Возможно, Вы правы, но по крайней мере школьникам такой подход может быть интересен и полезен, как мне кажется. :) Да и многим студентам тоже.

Невозможно переоценить важность качественных базовых знаний. Если такая игра помогла бы создать действительно прочный фундамент (а то и первые два-три этажа), это уже было бы серьёзным достижением.

А вообще, полагаю, обучающие игры способны зайти гораздо дальше, чем они забираются сейчас. Всё-таки силён стереотип, что игра должна быть чем-то простым, не требующим слишком серьёзного напряжения ума. Но если подумать, это лишь стереотип.

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 13:27 
Аватара пользователя


11/06/12
9408
слегка.весны.храп
Vince Diesel, Denis Russkih, вы не поверите, но игру с релятивистскими эффектами уже сделали ;-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 13:29 


14/01/11
2309
Kerbal space program, думаю, тоже можно рассматривать как обучающую игру, и там не всё так просто, как могло бы показаться(хоть там и нет релятивистских эффектов).

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 13:48 
Заслуженный участник


06/07/11
5576
кран.набрать.грамота
Denis Russkih в сообщении #802540 писал(а):
rockclimber в сообщении #802526 писал(а):
Подозреваю, что это эффективно на ранних стадиях обучения, и подойдет не для каждого склада характера. Например, прокачать английский с нуля до Pre-intermediate таким образом наверно возможно, а вот подготовиться к сдаче IELTS на уровне, достаточном для получения рабочей визы - подозреваю, что нет.

Возможно, Вы правы, но по крайней мере школьникам такой подход может быть интересен и полезен, как мне кажется. :) Да и многим студентам тоже.
Я уже заводил похожую тему в физике: topic71570.html
Закончилось ничем. Ну или почти ничем - я себе галочку в голове поставил и продолжаю обдумывать свои идеи.

Denis Russkih в сообщении #802540 писал(а):
Невозможно переоценить важность качественных базовых знаний. Если такая игра помогла бы создать действительно прочный фундамент (а то и первые два-три этажа), это уже было бы серьёзным достижением.
Не надо зацикливаться на играх. Очень многие именно зациклены. Вам шашечки или ехать? Если надо выучиться, есть много способов. А ждать, когда появится соответствующая игра, - один из худших способов.
У человека в инстинктах заложено соревноваться с себе подобными (и потом хвастаться перед окружающими самцами и самками). Сейчас в любой онлайн-игре есть такая бесполезная с виду штука, как "достижения". Впервые появилась в World of Warcraft в 2008-м году, а теперь есть почти везде в том или ином виде (а до этого в WoW был рейтинг арены и рейтинг гильдий - с самого дня основания в 2004-м). Эту же тягу использовала советская система спортивных разрядов. По сути, разряд - это запись на бумажке. "Справка дана Марусе в том, что она действительно лошадь" - помните такую фразу в советском мультике? Но бюрократический ритуал вокруг получения записи дает человеку возможность очень быстро заявить о своих способностях широкому кругу лиц. Тягу человека к рейтингам можно использовать в обучении ничуть не менее продуктивно.

Denis Russkih в сообщении #802540 писал(а):
А вообще, полагаю, обучающие игры способны зайти гораздо дальше, чем они забираются сейчас. Всё-таки силён стереотип, что игра должна быть чем-то простым, не требующим слишком серьёзного напряжения ума. Но если подумать, это лишь стереотип.
Уж не знаю, стереотипы тут виноваты или еще что-то, но пока самый успешный способ образования, насколько я понимаю, - прямая передача знаний от их носителя. Тут встает две проблемы: носители большого количества знаний - дороги, а еще их надо обучить умению передавать знания (что тоже непросто, если надо поставить процесс на поток).
Мой скептицизм по большей части обусловлен тем, что за прошедшие годы бурного развития ИТ во всем мире так и не появилось обучающих программ, хоть сколько-то приближенных по эффективности к старым добрым вузам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 13:56 


05/09/12
2582
rockclimber, да, мотивация тщеславием во всей красе. Когда меня обгоняют на роликах или коньках - это вызов! :lol:

 Профиль  
                  
 
 Re: Компьютерные игры как инструмент обучения
Сообщение17.12.2013, 14:13 
Аватара пользователя


21/02/10
1594
Екатеринбург
Ну не знаю. Придумывать геймплей для обучающих программ?! Все равно, что пускать весь пар паравоза в свисток.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 75 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group