2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение30.04.2013, 20:52 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
Тут в соседнем топике разгорелась дискуссия про наглядные пособия с использованием высоких технологий (ну то есть сделать демо-программу, которая все наглядно покажет).
Munin предложил набор эффектов, которые можно продемонстрировать.
Bobinwl предложил ТЗ (на мой взгляд, главная проблема - наглядность - не решена).

Я, к сожалению, не настолько хорошо знаю СТО/ОТО, чтобы придумать хорошие наглядные пособия.
Пока придумал только как показать относительность одновременности. Например, как вариант. В двух частях экрана показать одну картинку с двух камер. Первая камера стоит на ракете, которая летит, вторая камера - на планете, например. В двух местах вспыхивают вспышки, свет от них идет к планете. С точки зрения неподвижной камеры свет доходит от обоих источников одновременно, с точки зрения движущейся - нет. Соответственно, управляя скоростью ракеты, можно делать эффект неодновременности более сильным. Ну и графики какие-нибудь сбоку продемонстрировать.
Любые идеи и пожелания приветствуются.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение30.04.2013, 20:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

При превращении идеи в ТЗ идея пропала. Блеск.


-- 30.04.2013 22:06:35 --

rockclimber в сообщении #717913 писал(а):
Пока придумал только как показать относительность одновременности. Например, как вариант. В двух частях экрана показать одну картинку с двух камер. Первая камера стоит на ракете, которая летит, вторая камера - на планете, например. В двух местах вспыхивают вспышки, свет от них идет к планете. С точки зрения неподвижной камеры свет доходит от обоих источников одновременно, с точки зрения движущейся - нет.

Этого не может быть :-) События "свет дошёл до планеты" происходят в одной точке, и поэтому не могут быть одновременными или неодновременными с разных точек зрения. Однозначно они дойдут одновременно или не одновременно. Если они дойдут одновременно, то из двух мест с точки зрения движущейся камеры они будут испущены неодновременно.

Но это сходящиеся вспышки света - не самое простое для интуиции. Сначала лучше показать расходящиеся. И нарушение синхронизации часов неподвижной системы отсчёта с точки зрения движущейся, чтобы объяснить, почему вспышки будут испущены неодновременно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение01.05.2013, 00:05 


15/02/11
214
http://testtubegames.com/velocityraptor.html
http://gamelab.mit.edu/games/a-slower-speed-of-light/

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение01.05.2013, 08:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Как уже было сказано:
    Munin в сообщении #714663 писал(а):
    Не то. Тут берут готовую СТО, и предлагают в ней всё покрутить. А Bobinwl предлагает другое: не СТО, а некое множество теорий (например, всех линейных преобразований пространства-времени), чтобы можно было, меняя их параметры, наблюдать предсказываемые эффекты, и убедиться, что полное выполнение постулатов СТО (и набора релятивистских эффектов СТО) возможно только в одном случае - в СТО. Чтобы такой инструмент "заменял" собой доказательство СТО.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение01.05.2013, 08:46 


17/09/06
429
Запорожье
У меня давно была такая идея: две одинаковые зубчатые рейки с шестеренками между ними. Одна из реек неподвижна относительно наблюдателя а вторая движется со скоростью сравнимой со скоростью света. Сделать такую анимацию. На этом наглядном примере интересно было бы рассматривать всякие релятивистские эффекты и их взаимосвязи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение01.05.2013, 09:16 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
pohius в сообщении #717987 писал(а):
http://testtubegames.com/velocityraptor.html
Неплохая штука, что-то такое я и имел ввиду.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение01.05.2013, 13:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/12/08
582
Первое окно, статическая пространственно-временная диаграмма.

Изображение

Второе окно, с помощью чего-нибудь менять наклон мировой линии инерциального наблюдателя (ось t), при этом меняется пространственное сечение одновременных событий для ИСО данного наблюдателя (ось x).

Изображение

Изображение

---------------------------------------------------------------------

Первое окно, статическая общая пространственно-временная диаграмма.

Изображение

Второе окно, анимация последовательных пространственных сечений одновременных событий для ИСО Миши.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Третье окно, анимация последовательных пространственных сечений одновременных событий для ИСО Саши.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение01.05.2013, 15:16 
Заблокирован
Аватара пользователя


17/12/06

241
Санкт-Петербург
rockclimber в сообщении #717913 писал(а):
Любые идеи и пожелания приветствуются.

Вот Мунин правильно сказал, надо сначала попроще взять вариант с расходящимися вспышками.
Можно взять рисунок, например, из статьи Википедии "Относительность одновременности" или где угодно, где он есть.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0% ... _sync1.png

Пусть рядом с центральными часами в нижнем ряду (для условно неподвижной ИСО) стоит источник световых импульсов, а у боковых часов гранаты, которые от него взрываются и фиксируют показания верхних и нижних боковых часов, находящихся в этот момент в одной точке пространства.
Когда-то импульсы вышли из источника влево и вправо, а на рисунке изображён момент взрыва гранат. Видно, что в верхнем ряду в условно движущейся ИСО показания левых и правых часов будут отличаться, а показания левых и правых часов в условно неподвижной системе S будут совпадать. Это относительность одновременности. А потом тому, кому мы собираемся демонстрировать относительность одновременности можно задать вопрос на понимание: в любой движущейся ИСО импульсы от источника пошли влево и вправо одновременно, так как из одной точки, расстояние влево и вправо в любой ИСО импульсы прошли одинаковое с одной и той же скоростью с, как тогда получилось, что часы в движущихся ИСО показывают разное время взрывов левой и правой гранаты ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение01.05.2013, 17:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Всё-таки, во фразе
наверное, не подразумевались идеи и пожелания со стороны недоучек, не знающих СТО.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение01.05.2013, 18:09 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
Munin в сообщении #718329 писал(а):
Всё-таки, во фразе
наверное, не подразумевались идеи и пожелания со стороны недоучек, не знающих СТО.
Ну это само собой...
Еще, пожалуй, ценным было бы мнение людей, которые имеют практический опыт преподавания физики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение01.05.2013, 19:00 
Аватара пользователя


23/03/13
64
Посмотрите австралийские идеи для преподавания этого вопроса здесь.

Изображение Изображение

Можно скачать по отдельности и просмотреть программой QuickTime, есть плохого качества видео на YouTube (но Вам ведь идеи нужны?)
ИМХО, с наглядностью всё в порядке (вот бы еще качество видео улучшить, но для 1997 г. и это неплохо)

А научность на форуме есть кому оценить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение04.05.2013, 11:16 


02/05/13
109
По ходу чтения вновь убедился в том, что зачастую роль наглядных пособий в педагогике переоценивается. И переоценивается как раз в том случае, когда они "высокотехнологичные", то есть "на компьютере и с мультимедией". :mrgreen:
Молчаливо предполагается (хоть и не принято про это говорить), что применение таких супернаглядных пособий каким-то волшебным образом поможет обучаемому меньше напрягаться, а понять столько же и даже больше... :mrgreen: В реале же, наоборот, такие "пособия" только запутывают ученика.
Докажу на конкретном примере, как говорится, как раз "по сабжу". Возьмём ту же относительность одновременности.
Думаю, все тут могут представить картинку с "поездом Эйнштейна", и рядом простое и ясное пояснение к ней. И сравните это с тем мультимедийным монстром, что был описан в первом мессе темы. Будь он даже правильно придуман.

Конечно, проблема в целом - намного сложнее и многогранней (я имею в виду проблему применения высоких технологий в образовании), чем я тут написал. Но всё-таки на практике куда не ткни - всё через... ну, как всегда. Чаще всего - применение ради самого применения... "для галочки", проще говоря. Отчитываться-то надо. Это ведь ТАК важно - отчитаться красиво, что вы даже не представляете, КАК. :-(

ПыЭс
Опыт преподавания не физики, но есть. :-)
Потому и зацепило.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение04.05.2013, 12:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Тут дело в том, что пособия разные нужны, и всякие пригодятся. Может, напрягать мозгу ученику всё равно придётся, но если с воображением картинок по тексту у него туго - ему может помочь картинка уже нарисованная. Можно сосредоточиться именно на главном. Ученики бывают разные, и склонности у них разные.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение04.05.2013, 14:39 


02/05/13
109
Да картинку-то я и не отрицал. А наоборот - был за "картинка+текст". :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как нагляднее продемонстрировать основныепринципы СТО/ОТО
Сообщение04.05.2013, 17:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/12/08
582
Koder_64 в сообщении #719396 писал(а):
По ходу чтения вновь убедился в том, что зачастую роль наглядных пособий в педагогике переоценивается. И переоценивается как раз в том случае, когда они "высокотехнологичные", то есть "на компьютере и с мультимедией".

Скорее недооценивается из-за незнаний возможностей, которые могут быть предоставлены высокими технологиями.
Скачайте CDF Player (бесплатный интерпретатор программ созданных в mathematica)
http://www.wolfram.com/cdf-player/
Зайдите на сайт
http://demonstrations.wolfram.com/
и полюбуйтесь моделями.
И может быть Ваше мнение о возможностях высоких технологий в сфере образований изменится.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 61 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group