сейчас есть выраженное желание, чтобы в школьном курсе физики была квантовая механика
Я не считаю, что в школьном курсе должна быть квантовая механика. Достаточно и того, что есть: какие-то представления о строении атома и ядра, плюс немного о том, что элементарные частицы ведут себя сильно не так, как макротела (например, проявляют волновые свойства). Не думаю, что услышав это, можно "сойти с ума" - нужно просто подчеркнуть для учеников, что элементарные частицы - это и не волны, и не частицы в интуитивном смысле, а нечто другое, а вот что именно - для этого нужна математика, которую в школе не проходят. Ну, можно пару слов сказать и про суперпозицию тоже (конечно, без комплексных чисел и гильбертовых пространств). Типа, что если есть два состояния системы, то возможны и некие "смешанные" в разных пропорциях.
Так же и с теорией относительности. Ясно, что псевдоевклидова геометрия в школьный курс не поместится. Но можно в нескольких параграфах рассказать (как это и делают) про относительность времени, про скорость света, преобразования Лоренца и в качестве прививки от лженауки ещё не помешало бы изложение парадокса близнецов с кратким пояснением, почему в этом парадоксе нет парадокса. И акцентированием, что изобретено и множество других парадоксов, тоже на первый взгляд кажущихся неразрешимыми и опровергающими теорию относительности. Но что все они разрешаются, и более того, может быть доказано, что никакого настоящего противоречия не существует - так же как доказана невозможность квадратуры круга и трисекции угла циркулем и линейкой. Можно даже сказать пару слов про пространство-время и о том, что переход в другую систему отсчёта - это его поворот в некотором необычном смысле. Хотите узнать в каком? Поступайте в вуз на физику и математику.
Мне ясно, что это не настоящая теория относительности, и настоящую изложить нельзя. Против позиции
Munin я вижу единственный аргумент - что и всё остальное в школьном курсе не совсем настоящее:
Я бы не был столь категоричен. При подобном подходе надо требовать исключить из предмета школьной физики, скажем, волны. Мол, что такое теория волн без волнового уравнения? Без математической формулировки принципа Гюйгенса - Френеля? Ну, и т.д.
Можно пойти дальше и потребовать исключить раздел "Электричество и магнетизм". Поскольку частные производные школьнику ещё не доступны, а что такое электродинамика без уравнений Максвелла?
И ведь не только это. Например, понятие работы вводится без намёка на какое-то интегрирование. Или кинематика материальной точки (скорости, ускорения) без производных. Это типа нормально? Это такое же "непростительное" (но вынужденное) упрощение, как и с теорией относительности.
Просто про скорость света и про строение ядра есть даже в научной фантастике (пусть она и не столь популярна сегодня, но частью нашей культуры она остаётся). Может, даже школьник может услышать где-то и про квантовую суперпозицию краем уха. И будет думать: что, составители учебников специально включают туда только самые скучные темы, в то время как на самом деле есть и такие чудеса? (А представьте, школьник заинтересуется почерпнутыми из фантастики "чудесами" теории относительности и физики микромира и, не найдя в школьных учебниках ничего об этом, полезет за информацией в Интернет - что он там найдёт, страшно представить.) Но про гильбертово пространство он точно не услышит, поэтому можно с чистой совестью это в школьный курс не включать.
То есть в школьный курс я предлагаю включить некие намёки: вот есть в науке и такое, можете даже прикоснуться к этому и решить пару задач, но в целом это для вас пока очень сложно. (Кстати, в математике то же самое с топологией.) Если интересно, то можете на досуге почитать такие-то книжки. И предостережения, что сейчас есть очень много "опровержений", которые на самом деле ничего не опровергают. Это лучше, чем если школьник, не получив такого предостережения, найдёт что-то такое в кривом зеркале интернета. (Сейчас опровергательство теории относительности настолько распространено, что его легко встретить в интернете и перенять, даже не слышав ничего раньше про теорию относительности.) Как-то так.
-- 09.08.2016, 13:43 --Если говорить про квантовую механику, то по-моему сейчас её изложение находится в школе примерно на следующем уровне: "В общем, лет сто назад обнаружилось, что как-то всё не так; как на самом деле - это вам знать рано; но есть три-четыре примера, о которых можно чуть-чуть рассказать. Да, ещё вы должны выучить про фотоэффект и формулу Планка". Действительно, чем так - лучше бы вообще не было.
Как Вы могли видеть, у меня позиция противоположная - лучше так, чем если бы вообще не было. Школа должна развивать кругозор и любознательность. Тем школьникам, которым будет недостаточно этих крох, которые захотят знать больше - можно предложить какую-нибудь популярную (и даже не очень популярную) литературу.
Ещё один довод - мне кажется это совсем нехорошо, когда у школьника создаётся впечатление, что в школе ему рассказали почти всё, что придумали учёные до сих пор. Вы можете удивиться, но такое впечатление действительно создаётся, если по каждому предмету каждая тема проходится как можно более полно и не остаётся вопросов и "белых пятен". Придя в вуз, такие ученики очень удивляются, что, оказывается, то что они проходили в школе - и не наука вовсе, а меньше процента от неё. Так что должно быть ощущение, что пройдено не всё, что всё изучить невозможно. Ведь именно это ощущение приводит к желанию узнать больше.