Например: мы представляем, КАК человек убил другого, но не понимаем ПОЧЕМУ ? Неясность мотива заставляет нашу способность представления просто "буксовать", перебирая множество воображаемых вариантов.
Я бы сказал, что это просто неполнота (та же абстрактность) представления. Но ведь способ убийства Вы «поняли»?
Но как только мы поняли мотивацию убийцы, нам уже не нужно представлять. Откуда у нас такая уверенность, что одно представление (из множества допустимых, вероятных) правильное?
Мы это поняли (что мотив настоящий)?
Или решили (пусть, например, вариант № 17 будет настоящим)? То есть вообразили, представили (или сами себя заставили поверить).
Когда представление конкретизируется до такой степени, что мы считаем необходимым (или целесообразным) принять его в качестве «правильного» описания конкретной совокупности фактов, мы обычно и говорим, что у нас возникло «понимание ситуации».
Между моментом, когда мы увидели, как некто бородатый с посохом и в красной шубе что-то говорит громким басом собравшейся группе детишек, и пониманием того, что это — актёр в роли Деда Мороза, проходит процесс построения представления, который требует от нас некоторых интеллектуальных усилий и базовых знаний о том, как обычно справляют Новый Год.
Это я к тому, что способность понимания выступает в роли "ревизора" над способностью представления. Синонимы не получаются.
Ну, не знаю… Вы ведь «понимаете» что такое «стул»? Хотя стулья бывают самые разные и о каком из них конкретно мы сейчас говорим — неизвестно. Так что Ваши представления о стуле — абстрактны, но «понимания» не исключают.
А выдумка о Деде Морозе (мнимое представление) - это святое, то есть вне критики.
Я начал с того, что предостерёг Вас от классификации представлений на «мнимые» и «реальные». И на примере Деда Мороза могу объяснить почему: «Условными» здесь можно считать, например, утверждения о том, что этот персонаж летает на санях с оленями. Потому что мы знаем, что никакой реальности это наверняка не соответствует. Однако это не делает представления о Деде Морозе полностью ненужными: мы знаем, что они применяются при организации празднования Нового Года.
Поэтому я говорю, что суждение о «мнимости» представлений всегда условно, ибо это зависит от того, к каким жизненным ситуациям планируется применять эти представления: В одних ситуациях представления применимы, в других — нет.
И уж точно из того, что Вы лично не наблюдали термоядерные реакции внутри Солнца, не следует делать вывода о том, что представления об этом «мнимые».
-- Сб июл 20, 2013 14:41:38 --В примере galka_morpheus, ничего не мешает нам воспринимать бородатого мужика с красным носом, например, геологом, а не Дедом Морозом.
Не путайте. «Воспринимаем» мы — бородатого мужика с красным носом, а «представляем» — геолога.
Но мы почему-то не можем воспринимать окружающий мир, например, четырехмерным.
Да и трёхмерным вряд ли можем «воспринимать». Отдельные воспринятые образы — это ещё не «мир» и даже не «пространство». Да и для суждения об их «мерности» требуется дополнительное интеллектуальное усилие.
Или представить четырехмерными предметы окружающего мира.
Я вот могу представить четырёхмерный куб. А представить себе тор в четырёхмерном пространстве, чтобы понять, почему, в отличие от трёхмерного тора, он может быть поверхностью всюду нулевой кривизны, — это вообще отличное интеллектуальное упражнение.