Евгений Машеров писал(а):
Насколько я могу понять, проблема у топикстартера возникла оттого, что он рассматривает некий промежуточный случай…
Евгений, я как топикстартер не уверен, что вы правильно поняли, что топикстартер хотел сказать своим произведением. :-) Топикстартер попробует прояснить и для вас, и для остальных уважаемых собеседников, которым ещё интересна эта тема.
1. Топикстартер не вполне понимает некоторых вещей из элементарной математики. Именно элементарной, которую учат в начальной школе, а не высшей, с бесконечными рядами, кольцами вычетов и абелевыми группами. В частности, топикстартеру неясно, какой смысл в элементарной математике имеют слова «перемена мест слагаемых». Топикстартер привык понимать эти самые «места» всего лишь как способ записи математического смысла, а не как содержательную часть этого смысла. То есть, повторю, для меня высказывание про «перемену мест слагаемых» звучит примерно как «оттого, что записать слагаемые римскими цифрами вместо арабских, сумма не меняется».
Примечание. Когда топикстартер говорит «я не понимаю X», это следует интерпретировать буквально — что топикстартер не понимает X и, возможно, хотел бы его понять. Это не следует интерпретировать, например, как «я не понимаю X, следовательно X — фигня».
2. Из комментариев топикстартер понял, что в школьной математике понятие суммы неявно вводится через классическое понятие упорядоченной пары. Но это топикстартеру не нравится, потому что количество и порядок слагаемых не кажутся ему существенными атрибутами понятия суммы. Собственно, в той же школьной математике так и оказывается: сначала вводится этот закон про «перемену мест слагаемых», потом разрешают складывать не только два числа, но и любое конечное количество чисел, а смысл суммы остаётся тем же самым. Условия, касающиеся порядка и количества слагаемых, уходят, а сама сумма как математическая сущность остаётся и благополучно используется в дальнейшем. На мой взгляд, это и значит, что эти условия были несущественны. А следовательно, может быть, без них можно было обойтись с самого начала?
3. У топикстартера есть субъективное, интуитивное представление о той сущности, которую он внутри своей головы привык понимать как «сумму». Топикстартер хочет разобраться, как это представление соотносится с общечеловеческой современной математикой и можно ли его осмысленно формализовать.
4. У топикстартера возникает внутренний протест, когда некие формальные модели ведут себя вообще совсем не так, как соответствующие им сущности в реальном мире. Здесь я снова обращаю внимание на свой
пример с зарплатной ведомостью. В реальном человеческом мире все три выделенных числа относятся к одному и тому же классу сущностей, а в формальной математике (если я правильно понял) — к трём разным категориям.
Представьте себе, если бы какая-нибудь наука делила людей на мужчин и женщин, например, по цвету волос. Допустим, светловолосые считаются мужчинами, а все остальные — женщинами.