Вчера проводил испытания по растяжению стального (Ст.5) стержня квадратного сечения 10х10 на машине ГМС-50. Одна грань стержня была полирована. При полировке грань оказалась слегка с заваленными краями, т.е. стала несколько выпуклой так, что лазерный луч при отражении от этой грани виделся на экране не в виде точки, а в виде горизонтальной черты длиной 9мм.
Зона упругости была в области нагрузок от 0 до 3,5 тонн. При нагрузке до 1т длина черты отражённого луча уменьшилась до 7 мм. При нагрузке около 1,5т длина стала 6мм. При дальнейшем нагружении вплоть до 3,5т длина черты оставалась равной 6мм. Следует заметить, что сама черта не имела чётко выраженных границ (была слегка размазана). Уменьшение длины черты связано с уменьшением выпуклости грани. При переходе в зону текучести (свыше 3,5т), на грани стали появляться наклонные штрихи, сама грань стала матовой и перестала давать чёткое изображение отражённого луча. На экране наблюдалось слабо освещённое пятно вообще без чётких границ.
Максимальная нагрузка была 4,5т, после чего нагрузка стала падать и стала образовываться шейка. Образец не был доведён до разрушения. На самой шейке явно видна «бубновообразность» сечения, но дело в том, что в области шейки мы не имеем уже линейного напряжённого состояния во-первых, и деформации образца были уже не в зоне упругости во-вторых. Сторона «квадрата» шейки – 7,4мм.
Нас интересует изменение кривизны поверхности стержня в упругой области деформаций. Но, чтобы сделать чёткие выводы, однократного эксперимента видимо недостаточно, и нужно добиться того, чтобы после полировки грань осталась плоской, а не выпуклой, и чтобы отражение лазерного луча было в виде кружочка, а не в виде чёрточки. Тогда по эллипсности кружка можно судить об изменении радиуса кривизны поверхности.
Даю ссылку на картинку.
http://s2.ipicture.ru/uploads/20111101/ak1ElWS2.jpg