2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 23:15 


21/07/10
555
ewert в сообщении #472079 писал(а):
alex1910 в сообщении #472077 писал(а):
доказывается геометрически без всякого жульничества: первое - так как катет короче гипотенузы, которая короче стягивающей эту гип. дуги (не важно, если не определена длина дуги, главное, что кратчайщее расстояние - прямая);

Очень даже важно. До тех пор, пока не определено понятие длины кривой вообще -- даже и сам термин "кратчайшее" вполне бессмысленен.

alex1910 в сообщении #472077 писал(а):
надеюсь, Вы согласны, что площадь сектора можно посчитать без жульничества и без интегрирования

Нет, разумеется. Т.е. посчитать на эмпирическом уровне строгости можно, разумеется. Но вот связать эту площадь с длиной, которой и вообще-то пока что нет (как и самой площади, кстати) -- это вряд ли.

Для сравнения -- приведу Вам полный аналог Вашей аргументации.

"Известно, что дважды два -- четыре. Мы, правда, не знаем пока, что такое два... Но зато насчёт четвёрки -- какой крутой вывод!"


Согласно аксиомам (или их следствиям - зависит от системы аксиом) евкл. геометрии, евкл. пространство - метрическое, и расстояние между двумя точками - это и есть то "кратчайшее расстояние";
любая непрерывная кривая, соединяющая две точки, если для нее вообще определена длина, длиннее отрезка с концами в этих точках. Так что достаточно постулировать, что у окружности существует длина. Только не надо спрашивать, что такое "непрерывная кривая", если настаиваете, забейте на первый абзац и читайте со второго.

А вообще, любая замк. выпуклая ломаная, вписанная в окружность, короче любой замк. выпуклой ломаной, целиком содержащей окружность внутри - доказывается элементарно.
После чего можно и определить длину окружности известным образом, что и делается классе в 8-м, в отдельных местах без жульничества.

Точно так же и площадь круга считается - хоть из принципа Кавальери (да, это эмпирическое интегрирование, если хотите, но и при "строгом интегрировании" постулируется, что площадь - это интеграл, так что, в Вашем понимании, любое вычисление площади криволинейной фигуры - жульничество); хоть как предел вписанных многоугольников (aka метод исчерпывания).

Не хотите считать площади - сравнивайте длину дуги и касательной.


Да, к слову 2 = 1+1, по определению. А если начать ловить блох - можно до оснований математики дойти, чтобы пару чисел перемножить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 23:29 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
alex1910 в сообщении #472088 писал(а):
любая непрерывная кривая, соединяющая две точки, если для нее вообще определена длина, длиннее отрезка с концами в этих точках.

Вовсе нет. До тех пор, пока длина не определена -- Ваше утверждение не истинно и не ложно, а попросту бессмысленно. Определять длину как нечто, всего лишь большее чего-то там -- вполне нелепо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение30.07.2011, 00:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #472079 писал(а):
связать эту площадь с длиной, которой и вообще-то пока что нет (как и самой площади, кстати)

Вы переучились. Длину и площадь вводят в средних классах школы. Достаточно строго. Без претензий определить их в полном объёме, как эти понятия используются в математике, но достаточно, чтобы можно было говорить о длинах ломаных и дуг окружности, и площадях многоугольников и секторов, а также фигур, полученных из конечного числа многоугольников и секторов. Даже объёмы вводятся, достаточно полно, чтобы говорить об объёме конуса.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение30.07.2011, 00:14 


21/07/10
555
alex1910 в сообщении #472077 писал(а):
Разумеется, перед этим придется доказать, что
(exp(x)-1)/x --> 0 при (x --> 0).



Перестаю с Вами, ewert, спорить - уже дошел до кондиции, нолики с единичками путаю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение30.07.2011, 00:26 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #472101 писал(а):
Вы переучились. Длину и площадь вводят в средних классах школы. Достаточно строго.

Недостаточно.

Т.е. на интуитивном уровне -- вполне достаточно. Но я ведь против этого и не возражал. А вот если задаться вопросом, что из чего, собственно, в точности следует и откуда вообще ноги растут -- то совершенно недостаточно.

Тут попыхтеть по любому придётся; и размахиваниями руками не обойдёшься. В крайнем случае удастся сочинить какую-нибудь экстравагантную аксиоматику, но какой будет толк с её лаконичности, если она не будет подкреплена соображениями непосредственного здравого смысла.

Фактически естественные логические пируэты тут совсем другие. Исторически сложилось так (и совершенно правильно сложилось, и это типично), что ученикам говорят: "Ну вот, детишки; вы все прекрасно понимаете, что такое длина ваще; а тут вам вот и синус. А что это всё в точности означает -- вам потом, потом расскажуть, когда дело дойдёт до интегрального исчисления и т.д.".

И правда, потом действительно рассказывают (ну насколько у кого руки доходят, разумеется; но это уж другой вопрос). Притом вполне честно, ибо нормальная теория длины ни на какие синусы -- ни разу не опирается.

Так вот и надо чётко осознавать -- где какая логическая последовательность, что из чего следует и где какие умолчания. Прятать же по-страусиному голову в песок -- не вполне спортивно.

-- Сб июл 30, 2011 01:33:59 --

alex1910 в сообщении #472104 писал(а):
уже дошел до кондиции, нолики с единичками путаю.

Да это-то как раз не важно, это вполне естественно. Я вот хоть и обратил внимание, но решил, что нет смысла обращать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике
Сообщение30.07.2011, 01:02 


08/02/09
37
мат-ламер в сообщении #472070 писал(а):
NaOH в сообщении #471799 писал(а):
Хотелось бы затронуть весь курс средней школы, только, чтобы было показано как выводят каждую формулу и доказывают каждый факт. Если написано, что $ cos(x)' = -sin(x) $, то приводят доказательство, или, например, если написано, что $$\[ {\text{z}}^{\text{n}}  - {\text{y}}^{\text{n}}  = ({\text{z}} - {\text{y}})\left[ {{\text{z}}^{{\text{n}} - {\text{1}}}  + {\text{z}}^{{\text{n}} - {\text{2}}} {\text{y}} + {\text{z}}^{{\text{n}} - {\text{3}}} {\text{y}}^{\text{2}}  +  \cdot  \cdot  \cdot  + {\text{zy}}^{{\text{n}} - {\text{2}}}  + {\text{y}}^{{\text{n}} - {\text{1}}} } \right]. \]$$ то не просто пишут, что это частный случай Бинома Ньютона, а показано, как эту формулу выводить.
А самому мозгами пораскинуть (конечно, если собираетесь поступать в ВУЗ "на математику")? Если собираетесь поступать на мат. факультеты, то такие вещи надо уметь самому доказывать. В частности формулу для производной от косинуса легко вывести из формулы производной от синуса.


Я с вами полностью согласен. Эти примеры - первое, что пришло мне в голову, и ими я хотел показать, что учебник должен быть по максимуму подробным. Пример с биномом не самый удачный конечно). Просто посоветуйте учебник по математике, где по-возможности всё подробно раписано и главное доступным( на ваш взгляд ) языком.
Краткий список тем: Полиномы, пределы, дифференцирование, интегрирование, графики(построение, преобразование), логарифмы, тригонометрия, ряды и прогрессии.
В интернете конено полно информации, но хотелось бы всё-таки приобрести книгу, чтобы постоянно не лезть в интернет и не тратить много времени на поиски нужного.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение30.07.2011, 12:49 


02/04/11
956
alex1910 в сообщении #472088 писал(а):
Согласно аксиомам (или их следствиям - зависит от системы аксиом) евкл. геометрии, евкл. пространство - метрическое, и расстояние между двумя точками - это и есть то "кратчайшее расстояние";

Без римановости не пойдет, хотите с римановостью - уже другое дело, можно будет без проблем определить длины кусочно-гладких (и спрямляемых) кривых.

-- Сб июл 30, 2011 16:50:07 --

Munin в сообщении #472101 писал(а):
Длину и площадь вводят в средних классах школы.

И какова длина графика функции $\chi_\mathbb{Q}$? А графика канторовой лестницы? Средние классы, блин <_<

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение30.07.2011, 13:16 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Kallikanzarid в сообщении #472162 писал(а):
Без римановости не пойдет, хотите с римановостью - уже другое дело, можно будет без проблем определить длины кусочно-гладких (и спрямляемых) кривых.

Что за "римановость"-то такая?...

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение30.07.2011, 13:33 


02/04/11
956
ewert в сообщении #472169 писал(а):
Что за "римановость"-то такая?...

Мы должны рассматривать евклидово пространство как риманово многообразие, чтобы ввести понятие геодезической.

-- Сб июл 30, 2011 17:35:08 --

Хотя вроде бы для спрямляемых кривых можно определить длину и без этого.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение30.07.2011, 13:37 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Kallikanzarid в сообщении #472174 писал(а):
Хотя вроде бы для спрямляемых кривых можно определить длину и без этого.

Вот именно. Только её надо именно определять. А в школе до этого не доходят.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение30.07.2011, 21:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Kallikanzarid в сообщении #472162 писал(а):
И какова длина графика функции ? А графика канторовой лестницы? Средние классы, блин <_<

Вы пробовали читать всё, а не кусочки? Длину вводят для некоторых объектов. Для канторовой лестницы не вводят. Но для дуги окружности - вводят, и успешно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение30.07.2011, 21:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
Kallikanzarid в сообщении #472162 писал(а):
Без римановости не пойдет



без "римановости", но с финслеровостью -- легко пойдет, как сангрия в сиесту:)

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение30.07.2011, 23:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6875
Недавно прочёл вспоминание одного товарища, который учился в математической школе (достаточно давно). Профессор на уроке геометрии определил длину окружности как предел вписанных периметров многоугольников (количество сторон удваивается на каждом шаге) при условии, что длина максимальной стороны многоугольника стремится к нулю. Но тут нашёлся один умник, заявивший, что всё это ерунда. Возник спор и умник привёл изумлённому профессору контрпример. Хорошо, для длины окружности определение несложно и исправить. Но если надо правильно определить площадь поверхности для произвольной (в каком смысле не уточняю, но достаточно гладкой) области, то тут надо быть аккуратным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение31.07.2011, 10:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
мат-ламер в сообщении #472290 писал(а):
Профессор на уроке геометрии определил длину окружности как предел вписанных периметров многоугольников (количество сторон удваивается на каждом шаге) при условии, что длина максимальной стороны многоугольника стремится к нулю. Но тут нашёлся один умник, заявивший, что всё это ерунда. Возник спор и умник привёл изумлённому профессору контрпример.

Интересно, какой может быть контрпример к определению.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение31.07.2011, 11:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6875
Munin в сообщении #472347 писал(а):
мат-ламер в сообщении #472290 писал(а):
Профессор на уроке геометрии определил длину окружности как предел вписанных периметров многоугольников (количество сторон удваивается на каждом шаге) при условии, что длина максимальной стороны многоугольника стремится к нулю. Но тут нашёлся один умник, заявивший, что всё это ерунда. Возник спор и умник привёл изумлённому профессору контрпример.

Интересно, какой может быть контрпример к определению.

Если не делать дополнительных предположений, то весь вписанный многоугольник может располагаться вблизи одной точки. Вот если бы предполагали равенство сторон вписаного многоугольника, тогда этот эффект невозможен.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 51 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group