2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 08:34 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
NaOH в сообщении #471905 писал(а):
Ищу учебник, где всё подробно написано, например, где будет дано нормальное определение логарифма,

Вот нормальное, точное и полное определение:

"Логарифмом называется функция, обратная к показательной."

Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Куда уж подробнее?...

Правда, с одной оговоркой: нужно знать, что показательная функция непрерывна; а этот вопрос (и вообще что такое показательная функция) -- сравнительно тонкий. В отличие от логарифма потом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 10:09 


21/07/10
555
ewert в сообщении #471928 писал(а):
NaOH в сообщении #471905 писал(а):
Ищу учебник, где всё подробно написано, например, где будет дано нормальное определение логарифма,

Вот нормальное, точное и полное определение:

"Логарифмом называется функция, обратная к показательной."

Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Куда уж подробнее?...

Правда, с одной оговоркой: нужно знать, что показательная функция непрерывна; а этот вопрос (и вообще что такое показательная функция) -- сравнительно тонкий. В отличие от логарифма потом.


Ну, или, логарифмом называется непрерывная функция f, не равная тождественно нулю, такая, что
f(xy)=f(x)+f(y).

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 11:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
ewert в сообщении #471928 писал(а):
показательная функция непрерывна

монотонна:))

alex1910 в сообщении #471936 писал(а):
Ну, или, логарифмом называется непрерывная функция f, не равная тождественно нулю, такая, что
f(xy)=f(x)+f(y)

не забыть еще область определения упомянуть и нормировку на основание $f(a)=1$;
хотя через обратную к показательной -- правильнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 11:38 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
alcoholist в сообщении #471941 писал(а):
монотонна:))

Нет. В том смысле, что монотонность (в рациональных точках) можно считать очевидной. А вот за непрерывность приходится немножко побороться. Между тем без непрерывности было бы непонятно, что является областью определения логарифма.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 16:36 


08/02/09
37
Спасибо большое за разъеснения. Но что по-поводу литературы, какую всё-же посоветуете ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 17:10 


21/07/10
555
alcoholist в сообщении #471941 писал(а):
ewert в сообщении #471928 писал(а):
показательная функция непрерывна

монотонна:))

alex1910 в сообщении #471936 писал(а):
Ну, или, логарифмом называется непрерывная функция f, не равная тождественно нулю, такая, что
f(xy)=f(x)+f(y)

не забыть еще область определения упомянуть и нормировку на основание $f(a)=1$;
хотя через обратную к показательной -- правильнее.


Нормировка не нужна - такая функция единственна с точностью до коэфициента пропорциональности. Область определения - максимально возможная, какая может быть при таком уравнении. Разумеется, логарифм - это не вся функция, а только ее "правая ветка".

Логарифм нужен для того, чтобы произведение в сумму переводить, а не решать "показательные уравнения", так что такое определение не менее, если не более, осмысленно, чем школьное (и, разумеется, ему эквивалентно).

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 17:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
alex1910 в сообщении #472008 писал(а):
Нормировка не нужна - такая функция единственна с точностью до коэфициента пропорциональности


это и есть нормировка

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 17:49 


21/07/10
555
alcoholist в сообщении #472019 писал(а):
alex1910 в сообщении #472008 писал(а):
Нормировка не нужна - такая функция единственна с точностью до коэфициента пропорциональности


это и есть нормировка


Разумеется, но:

1. надо доказать (легко), что функция, в этом смысле, единственна;
2. то, что в некоторой точке функция обращается в единицу следует из условия, в этом смысл "нафиг не надо" добавлять в условие то, что из него следует.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 17:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб

(Оффтоп)

alex1910 в сообщении #472008 писал(а):
Логарифм нужен для того, чтобы произведение в сумму переводить


т.е. это-таки изоморфизм компоненты единицы мультипликативной группы поля $\mathbb{R}$ на аддитивную группу этого же поля...

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 18:31 


21/07/10
555
alcoholist в сообщении #472021 писал(а):

(Оффтоп)

alex1910 в сообщении #472008 писал(а):
Логарифм нужен для того, чтобы произведение в сумму переводить


т.е. это-таки изоморфизм компоненты единицы мультипликативной группы поля $\mathbb{R}$ на аддитивную группу этого же поля...


(Оффтоп)

Не пугайте ТС

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 22:16 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Про изоморфизмы -- это лирика. А вот что действительно практически любопытно: как разумнее доказывать, что показательная функция дифференцируема?... (ясно, что достаточно лишь в одной точке и при хотя бы одном основании)

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике
Сообщение29.07.2011, 22:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7136
NaOH в сообщении #471799 писал(а):
Хотелось бы затронуть весь курс средней школы, только, чтобы было показано как выводят каждую формулу и доказывают каждый факт. Если написано, что $ cos(x)' = -sin(x) $, то приводят доказательство, или, например, если написано, что $$\[ {\text{z}}^{\text{n}}  - {\text{y}}^{\text{n}}  = ({\text{z}} - {\text{y}})\left[ {{\text{z}}^{{\text{n}} - {\text{1}}}  + {\text{z}}^{{\text{n}} - {\text{2}}} {\text{y}} + {\text{z}}^{{\text{n}} - {\text{3}}} {\text{y}}^{\text{2}}  +  \cdot  \cdot  \cdot  + {\text{zy}}^{{\text{n}} - {\text{2}}}  + {\text{y}}^{{\text{n}} - {\text{1}}} } \right]. \]$$ то не просто пишут, что это частный случай Бинома Ньютона, а показано, как эту формулу выводить.
А самому мозгами пораскинуть (конечно, если собираетесь поступать в ВУЗ "на математику")? Если собираетесь поступать на мат. факультеты, то такие вещи надо уметь самому доказывать. В частности формулу для производной от косинуса легко вывести из формулы производной от синуса.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 22:22 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
мат-ламер в сообщении #472070 писал(а):
В частности формулу для производной от косинуса легко вывести из формулы производной от синуса.

Я хуже того скажу: этот переход просто обязан быть не более чем упражнением. В отличие от производной самого синуса (или самого косинуса, не важно), вывод которой практически никогда не обходится без некоторого жульничества. Ибо практически -- крайне мало кто озабочивается к этому моменту формально строгим обоснованием понятия длины кривой вообще и даже длины дуги окружности как частным случаем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 22:30 


21/07/10
555
ewert в сообщении #472068 писал(а):
Про изоморфизмы -- это лирика. А вот что действительно практически любопытно: как разумнее доказывать, что показательная функция дифференцируема?... (ясно, что достаточно лишь в одной точке и при хотя бы одном основании)


Не понял вопроса. А чем тупое вычисление предела отношения приращения функции к приращению аргумента не подходит? Заодно и производная найдется, а не только качественный факт дифференцируемости. Разумеется, перед этим придется доказать, что (exp(x)-1)/x --> 0 при (x --> 0).

UPD. К посту про производную синуса и жульничество.

Неравенство sin x < x < tg x доказывается геометрически без всякого жульничества: первое - так как катет короче гипотенузы, которая короче стягивающей эту гип. дуги (не важно, если не определена длина дуги, главное, что кратчайщее расстояние - прямая); второе - сравнением площадей (надеюсь, Вы согласны, что площадь сектора можно посчитать без жульничества и без интегрирования (но с предельным переходом, разумеется)) либо сравнением пары отрезков - тут чуть сложнее, чем с синусом, но тоже делается честно, причем без предельных переходов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Книги по математике для средней школы
Сообщение29.07.2011, 22:49 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
alex1910 в сообщении #472077 писал(а):
доказывается геометрически без всякого жульничества: первое - так как катет короче гипотенузы, которая короче стягивающей эту гип. дуги (не важно, если не определена длина дуги, главное, что кратчайщее расстояние - прямая);

Очень даже важно. До тех пор, пока не определено понятие длины кривой вообще -- даже и сам термин "кратчайшее" вполне бессмысленен.

alex1910 в сообщении #472077 писал(а):
надеюсь, Вы согласны, что площадь сектора можно посчитать без жульничества и без интегрирования

Нет, разумеется. Т.е. посчитать на эмпирическом уровне строгости можно, разумеется. Но вот связать эту площадь с длиной, которой и вообще-то пока что нет (как и самой площади, кстати) -- это вряд ли.

Для сравнения -- приведу Вам полный аналог Вашей аргументации.

"Известно, что дважды два -- четыре. Мы, правда, не знаем пока, что такое два... Но зато насчёт четвёрки -- какой крутой вывод!"

-- Сб июл 30, 2011 00:02:42 --

alex1910 в сообщении #472077 писал(а):
А чем тупое вычисление предела отношения приращения функции к приращению аргумента не подходит?

А откуда конкретно Вы этот предел (в смысле его существование, этого и достаточно) возьмёте-то?... -- ведь ровно в этом-то и вопрос.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 51 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group