2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 60  След.
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение31.05.2011, 08:19 
Аватара пользователя


22/07/08
1416
Предместья
Что меня потрясло?!
Геометрическая прогрессия, только не в виде пшеничных зёрен на шахматной доске, а в виде апорий Зенона.
Потом скатерть Улама, формула Эйлера для сумм делителей натуральных чисел.
Последнее потрясение - штрих-код треугольника.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение31.05.2011, 20:13 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Тот самый, который в какой-то из тем здесь обсуждался?

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение01.06.2011, 07:47 
Аватара пользователя


22/07/08
1416
Предместья
Тот самый...

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение04.06.2011, 01:57 


04/06/10
117
Читаю Ландау Э., "Введение в анализ". Про натуральные числа.

Теорема: $x+y>x$.
Доказательство: $x+y=x+y$ :)

Занимательно выглядит, если не прочесть перед этим предыдущих теорем (я читал).

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение04.06.2011, 17:47 


02/04/11
956
Вообще доказательство правильно проводить по индукции, используя определение порядка :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение09.06.2011, 14:00 


27/03/06
122
Маськва
Реально потрясли определители с перестановками и метод Крамера. Совершенно не укладывалось в голове, как до такого можно было додуматься. Потом были другие интересные фишки в ТФКП, топологии, функане. Но это - самое первое и яркое впечатление.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение09.06.2011, 14:49 


21/07/10
555
Профессор Снэйп в сообщении #449390 писал(а):
мат-ламер в сообщении #449378 писал(а):
У меня действительно в школе большое потрясение вызвал тот факт...

Меня в пятом классе потрясла тупость школьных учителей.

Учимся складывать отрицательные числа. Спрашивают, сколько будет $(-5) + (-2)$, я отвечаю $(-7)$. Мне говорят, неправильно, Севериус, правильный ответ $(-3)$. Как так? Начинаю спорить, затыкают рот, говорят: "Я лучше знаю".

После урока подхожу к учительнице с вопросом: "Ну как же так, что ж вы пургу-то несёте?" Крепко разобиженное тоном и моими непрекращающимися уверениями в собственной правоте, учительница восклицает: "Вот, я сейчас тебе докажу!". Достаёт из кармана калькулятор, набирает $(-5) + (-2)$. На экране высвечивается $(-7)$. Немая сцена. Смотрит, как Кантор, и не может поверить. Через минуту, не прерывая молчания, ухожу.


Не верю. Тупы, конечно, но не настолько же. Подобные "задачи" решают чуть ли не полгода в пятом классе (или когда там появляются отр. числа?) - любая училка научится:)

-- Чт июн 09, 2011 16:12:26 --

Профессор Снэйп в сообщении #449312 писал(а):
Да ну что к чему мотивация?.. Купил я, допустим, в ювелирном магазине фарфоровый скребок, инкрустированный алмазными крошками. Красивая вещь, глаз радует! Поставил на полку, любуюсь. А тут приходит какой-то зануда и начинает мне объяснять, что им можно ещё и огород вскапывать. Ну при чём здесь огород? Красивая вещь в оправдании не нуждается!!!

Если задали набор аксиом и видим, что интересно получается, чего ещё надо?


Нет мотивации - нет математики. Разве что символьная мат. лингвистика.
Вообще-то обычно сначала имеется содержательная модель, а потом уже попытки эту модель описать аксиоматически. Практически единственное исключение - геом. Лобачевского, где модель появилась через 50 лет после аксиом. Но и там была железная мотивация модификации 5-го постулата.

В случае с натуральными числами последовательность была, вероятно, следующей:

cчет предметов --> сложение и "вычитание", ассоциативность и коммутативность сложения;

счет предметов в узлах сетки (напр, деревьев в саду) --> умножение, его коммутативность и дистрибутивность со сложением;

счет предметов в узлах простр. сетки --> ассоциативность умножения;

задачи дележа --> дроби;

задачи бух.учета --> отрицательные числа, их сложение/"вычитание", умножение отрицательного на положительное;

обобщение всего выжеизложенного --> аксиомы кольца --> полное определение умножения целых чисел или

обобщение --> ориентированная площадь --> умножение или

обобщение --> еще какие-то мат. соображения --> умножение.

Итого: вся арифметика рациональных чисел, кроме умножения двух отрицательных величин происходит из житейских нематематических соображений. Умножение двух отрицательных - из естественного желания сохранить законы арифметики положительных чисел на всем Q.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение12.06.2011, 19:28 


02/04/11
956
Из последнего: диаграммы, конусы и пределы. Глубина идей, стоящих за ними, просто поражает 8-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение12.06.2011, 19:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7060
Kallikanzarid в сообщении #457195 писал(а):
Из последнего: диаграммы, конусы и пределы. Глубина идей, стоящих за ними, просто поражает 8-)

А можно по-подробнее? Это из топологии?

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение12.06.2011, 22:52 


02/04/11
956
мат-ламер в сообщении #457198 писал(а):
А можно по-подробнее? Это из топологии?

Это из теории категорий. Диаграммой, интуитивно, называют совокупность объектов и стрелок между ними (частный случай - коммутативная диаграмма, где между любыми двумя объектами - не больше одной стрелки). Конусом диаграммы называют объект и по одному морфизму из него в каждый объект диаграммы (причем из него в каждый объект диаграммы можно попасть лишь одним способом в смысле коммутативности соответствующих треугольников). Можно определить морфизмы между конусами как морфизмы между объектами-"вершинами" конусов, таким образом получаем категорию конусов фиксированной диаграммы. Пределом называем терминальный объект в этой категории, т.е. такой конус, что любой другой конус выражается факторизуется через него, это такой "наилучший пункт наблюдения" за диаграммой.

Двойственные понятия (коконусы и копределы), разумеется, столь же полезны

Пределы интересны тем, что возникают в очень многих разделах математики постоянно.
Примеры:
1) Произведения и копроизведения возникают во всех категориях, исследуемых в топологии и абстрактной алгебре, это конусы и коконусы диаграмм типа $\bullet \ \bullet$.
2) Инициальные и терминальные морфизмы - это коконусы и конусы диаграмм типа $\bullet$, с ними связано понятие универсального свойства, связанное, например, с тензорной алгеброй, алгеброй грассмана, задачи распространения (точнее, ее частный случай, эквивалентный задаче о ретракции) и поднятия в топологии.
3) Уравнитель - предел диаграммы с двумя параллельными стрелками, его частный случай - ядро.
4) Декартов квадрат - предел диаграммы типа $\bullet \rightarrow \bullet \leftarrow \bullet$; если я не ошибаюсь, послойное произведение локально тривиального расслоения будет его примером, но я это не проверял оно выглядит так, как должно выглядеть произведение в категории морфизмов в фиксированный объект, но я не стану загадывать. Примером двойственного ему кодекартова квадрата будет более доступное моему воображению приклеивание топологических пространств.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение13.06.2011, 20:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7060
Kallikanzarid. Спасибо. До таких глубин ещё дорасти надо (по крайней мере, мне). А что, тут действительно глубина идей, или это просто новый язык для удобного обозначения известных понятий?

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение13.06.2011, 21:51 


02/04/11
956
мат-ламер
Это точно новый (появился в 1942-м) язык (теория первого порядка), но одно из его основных преимуществ заключается в том, что в нем всплывают на поверхность идеи и легко формулируются абстракции, которые ранее были недоступны или малодоступны: двойственность, сопряжение, универсальное свойство, естественное отображение. Кроме того, в теории категорий на первый план заслуженно выходят морфизмы (в противоположность объектам) и возникает, в частности, понятие функтора, на котором основана вся современная алгебраическая топология.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение14.06.2011, 10:58 


25/08/05
645
Україна
Kallikanzarid в сообщении #457710 писал(а):
мат-ламер
Это точно новый (появился в 1942-м) язык (теория первого порядка), но одно из его основных преимуществ заключается в том, что в нем всплывают на поверхность идеи и легко формулируются абстракции, которые ранее были недоступны или малодоступны: двойственность, сопряжение, универсальное свойство, естественное отображение. Кроме того, в теории категорий на первый план заслуженно выходят морфизмы (в противоположность объектам) и возникает, в частности, понятие функтора, на котором основана вся современная алгебраическая топология.


Да, после знакомства с етими вещами начинаешь понимать что нас то неправильно учили :) Для меня минипотрясением было то, что таким функториальным способом (например комлекс Кошуля и тд.) свойства алгебраических структур описываются более естесственно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение16.06.2011, 17:10 


17/03/08
18
ИжГТУ
Определение принадлежности элемента множеству А.Френкеля и с аристотелевской логикой вся математика после.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что Вас потрясло в математике?
Сообщение10.07.2011, 11:23 


25/06/11
47
Поразило то, что можно любую функцию представить в виде суммы синусов и косинусов (преобразование фурье)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 889 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 60  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group