Рудольф Штайнер, Ита Вегман. Основы развития врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки.
ФЕНОМЕНЫ ЖИЗНИ.
Невозможно прийти к пониманию ни здорового, ни больного организма
человека, если представлять себе, что характер действия какого-либо
вещества, воспринятого в пище из внешней природы, просто сохраняется и во
внутренней среде организма. Ибо речь здесь идет как раз не о сохранении, но
о преодолении того действия, которое наблюдается у веществ, находящихся вне
человеческого организма.
Заблуждение, будто вещества внешнего мира продолжают действовать так же
и внутри организма, возникает от того, что так кажется привычному
химическому способу мышления. А последнее вследствие химических исследований
попросту предается вере в то, что, к примеру, водород наличествует в
организме в таком же виде, что и во внешней природе, раз мы сначала находим
его в еде и питье, а затем в продуктах выделения - в выдыхаемом воздухе, в
поте, моче, кале - и в продуктах внутренней секреции - например, в желчи.
Сегодня не чувствуют никакой необходимости ставить вопрос, что же
произошло в самом организме с тем, что предстает как водород до попадания и
после выхода из организма.
Не ставят вопроса: что претерпевает в организме то, что вовне предстает
в качестве водорода ?
Если же поднять этот вопрос, то тотчас же оказываешься принужден
направить внимание на различие между спящим и бодрствующим организмом. В
спящем организме его вещественность не образует основы для развертывания
сознательных и самосознающих переживаний. Но она образует основу для
развертывания жизни. Спящий организм в этом отношении отличается от
мертвого, вещественная основа которого уже не может быть основой для жизни.
До тех пор, пока это отличие будут искать только в составе веществ мертвого
и живого организма, не продвинутся в понимании этого вопроса.
Около полувека назад известный физиолог Дю Буа Реймон указал на то что,
что никогда не удастся объяснить сознание исходя из действий веществ. Он
сказал, что никто и никогда не сможет понять, почему это вдруг определенному
набору атомов углерода, кислорода, азота и водорода должно быть
небезразлично, как они располагаются, как они были или будут расположены, и
почему изменение их взаиморасположения в человеке вызывает вдруг ощущение:
"я вижу красное; я вдыхаю аромат розы". Таким способом, - считал он, -
естественно-научное мышление никогда не сможет объяснить бодрствующего,
ощущающего человека; так можно объяснить только спящего человека.
Но и эта точка зрения ведет к иллюзии. Дю Буа Реймон все же верил в то,
что исходя из образа действия самих веществ возникают если не феномены
сознания, то хотя бы феномены жизни. В действительности же, сказанное им в
отношении явлений сознания следует отнести равно и к феноменам жизни: почему
это определенный набор атомов углерода, кислорода, азота и водорода в
зависимости от того, как они располагаются, как они были или будут
расположены, могут вызвать феномен жизни?
Ведь наблюдение указывает, что явления жизни обнаруживают совершенно
иную ориентацию, нежели феномены безжизненного. О последних можно сказать: в
них царят силы, которые излучаются из существа самого вещества, от
относительного центра к периферии. А явления жизни показывают, что в них
господствуют силы, которые действуют снаружи вовнутрь, к относительному
центру. Таким образом, при переходе в живое состояние вещество должно быть
освобождаю от этих изнутри вовне излучающихся сил и должно подчиниться
другим силам, притекающим извне вовнутрь.
Каждое земное вещество и земное явление имеет свои вышеуказанные земные
силы - силы, излучающиеся от самой земли, от сопринадлежности к ней.
Веществом, изучаемым химией, оно является лишь в качестве составной части
общего тела земли. Попадая в состояние жизни, оно тотчас же должно перестать
быть просто частью земли. Оно выходит из сопринадлежности к земле. Оно
втягивается в действие сил, притекающих со всех сторон из внеземного к
земле. Глядя на какое-либо вещество или явление, развивающее жизнь, следует
представлять себе, что оно освобождается от сил, которые действуют на него
из центра земли, и попадает в сферу других сил, которые имеют действующим не
центр, а окружность.
Эти силы действуют со всех сторон, как бы устремляясь к центру земли.
Они могли бы до полной бесформенности растворить, расплавить, разметать
вещественность земной сферы, если бы в это силовое пространство не
вмешивались действия внеземных небесных тел, которые модифицируют это
растворение. Можно пронаблюдать на примере растений, о чем здесь идет речь.
В растении вещества земли подымаются из сферы земных воздействий. Они
устремляются к бесформенному. Воздействия солнца и подобные ему воздействия
из космического пространства модифицируют этот переход к бесформенному. Если
они не действуют - например, ночью, - тогда в этих веществах вновь
активизируются те силы, которые в них имеются от принадлежности к земле.
Само растение как существо возникает из взаимодействия земных и космических
сил. Область всего того, что вещества проявляют в силовом отношении под
влиянием земли, объединяют понятием "физическое". Силы же совершенно иного
рода, которые не проистекают из земли, но притекают к ней извне, следует и
обозначать другим именем, выражающим эту их инаковость. Мы подходим здесь к
тому в строении человека, на что мы указали в предыдущей главе с другой
стороны. В соответствии с древним значением, которое, правда, несколько
запутано под влиянием современного образа мыслей, ориентированного на
физическое, мы уже обозначили эту часть человеческого организма как
"эфирное". И тогда следует сказать так: в растительном, то есть в том, что
проявляется как живое, - правит эфирное.
Поскольку человек есть живое существо, это эфирное правит и нем.
Однако, и в чисто жизненных проявлениях человека и растения имеется большое
различие. Растение предается власти физического, тогда эфирное не действует
из космического пространства, - как это происходит ночью, в отсутствии
действия эфира солнца. Человек же позволяет господствовать физическому в
своем теле только в случае смерти. В состоянии сна исчезают явления сознания
и самосознания; но явления жизни продолжают иметь место и тогда, когда эфир
солнца не действует из космического пространства. Растение постоянно в
течение всей своей жизни воспринимает, впитывает в себя притекающие на землю
эфирные силы. Человек же несет их сам в себе индивидуально еще со времени
эмбрионального развития. И то, что растение получает таким образом из мира,
человек в течение своей жизни берет из себя самого, поскольку он получил это
для дальнейшего развития, еще находясь в теле матери. Сила, которая по
своему изначальному происхождению является космической и которой
предназначено извне притекать на землю, - эта сила в человеке действует
внутренне, например, из легкого или из печени. Она совершила в нем
метаморфозу направления своего действия.
Поэтому следует сказать так: человек несет эфирное в самом себе,
-индивидуализированным образом. Как он несет на себе физическое -- в
индивидуализированном облике физического тела с его органами, так же несет
он на себе и эфирное. У него есть собственное эфирное тело, равно как и
собственное физическое тело. Во время сна это эфирное тело остается
соединенным с физическим телом и дает ему жизнь; только в смерти эфирное
тело расстается с физическим.
http://www.lib.ru/URIKOVA/STEINER/healing.tx