Всё то, что для всех сновиденье, есть бденье
Тому, кто своё пересилил хотенье!
А бденье всего, что познало рожденье
Для истинно мудрого есть сновиденье.
Вне йоги к разумным себя не причисли:
Вне ясности нет созидающей мысли.
-- Пт фев 07, 2025 16:34:32 --То есть реальность определяется через акт восприятия объекта субъектом (?) Субъект - это тот, к которому можно применить понятия "психический процесс", "сознательное и бессознательное". Объект - это что-то внешнее по отношению к субъекту(?).
Реальность определяется через восприятия субъектов.
Субъект - это грамматическая категория: тот, кто осуществляет действие, о котором идёт речь в предложении. Но в контексте восприятия - да, это тот, кто воспринимает.
Объект - это тоже грамматическая категория: тот, в отношении которого выполняется действие, о котором идёт речь в предложении. В контексте восприятия речь может идти о наблюдаемых (воспринимаемых) объектах.
Что имеется в виду под "внешностью" объекта по отношению к субъекту я не понял. Если мы рассматриваем восприятие как отношение воспринимающего субъекта к воспринимаемому объекту, то, наверное, можно считать, что объект "внешний" по отношению к субъекту в том смысле, что он ему не принадлежит. А можно не считать.
Объект- синоним реальности. Другие субъекты по отношению ко "мне" выступают как объекты.
Ну нет. Объекты бывают и чисто теоретические, воображаемые. А реальность помимо объектов может включать свойства и отношения. Например, констатация факта реальности "я сижу на стуле" включает констатацию отношения "сидеть".
Таки что, без субъекта нет и реальности?
Без подразумевания воспринимающих субъектов нет смысла применять понятие "реальность" в своих рассуждениях. Но подразумеваемый контекст может быть весьма широк. Помимо того, что речь может идти о восприятиях других людей (о которых мы знаем только с их слов), иногда речь может идти даже о чисто гипотетических восприятиях кого-то, кто мог бы оказаться в данном месте в данное время.
Например, Ваше утверждение о том, что какая-то реальность будет существовать и после того, как вымрут все люди, относится как раз к последнему случаю: Мы можем вообразить, что после этого останется ещё кто-то, способный воспринимать, и то, что он будет непосредственно наблюдать, можно будет смело называть реальностью (в смысле его восприятия). Большого криминала в таких утверждениях нет, просто нужно понимать всю их гипотетичность.
Возможен вариант <<Когда он говорит: "Я сижу на стуле">>, то есть возможны и другие субъекты.
А реальность - это что-то внешнее по отношению к совокупности субъектов.
(Это предположения, знаки вопроса везде)
Тут мы начинаем повторяться. Хочу только ещё раз отметить, что когда мы начинаем рассуждать о "других субъектах" и их отношениях к каким-то объектам, да ещё и добавляем что-то про "внешность" последних по отношению к первым, то мы уже изрядно погружаемся в теоретизирование.
Поэтому вспоминаем про
непосредственность восприятия и старательно избегаем применять термин "реальность" в слишком уж иносказательном смысле, т.е. по отношению к слишком уж гипотетическим ситуациям.