Можно так сформулировать вопрос: "Чем человек отличается от всех других животных?".
Объёмом кратковременной памяти. У человека он в три раза превышает такой же у человекообразных обезьян. В свою очередь, количественное увеличение кратковременной памяти приводит к качественному переходу в сложности поведенческих стратегий.
Например, все шимпанзе способны научиться колоть орехи, используя в качестве молотка камень, а в качестве наковальни элементы рельефа, которыми не нужно манипулировать, — плоский выход скальных пород или корни деревьев. Но только отдельные особи могут добавить третий объект и научиться использовать в качестве наковальни камень, который нужно выбрать и правильно установить. Другие наблюдения подтверждают, что работа с двумя объектами в контексте решения некоторой задачи встречается у обезьян постоянно, с тремя — редко, с четырьмя — никогда.
Такое же экспоненциальное убывание частоты событий наблюдается и для последовательностей жестов. Шимпанзе Канзи, известный тем, что научился общаться с людьми при помощи специально разработанной системы знаков-слов, использовал фразы из двух слов в 10 раз реже, чем одиночные слова. Слова из трех слов — в единичных случаях. Дети, напротив, уже в возрасте двух лет используют фразы из двух слов чаще, чем односложные высказывания. Канзи этого уровня так и не достиг.
Подробнее:
Цитата:
«Ключевое значение имеет объем кратковременной памяти, измеряемый количеством идей или концепций, с которыми «исполнительный компонент» рабочей памяти может работать одновременно. Эту важнейшую характеристику рабочей памяти называют short-term working memory capacity (ST-WMC). Многочисленные эксперименты показали, что у человека ST-WMC ≈ 7 (хотя некоторые исследователи склоняются к более низким оценкам, порядка 4-5). Большинство животных не может обдумывать комплексно, как часть единой логической операции, более одной, максимум двух идей (ST-WMC ≤ 2).»
Чтобы стать людьми, обезьянам не хватает рабочей памяти — Элементы.