Глядеть на
соседнюю тему сил больше нет, глаза и уши
в трубочку с
ворачи
ваются
Люди, несогласные с тем, что
в корзине
в полдень останется пустое множест
во шаро
в (или даже допускающие какой-то другой
вариант) напоминают мне Во
вочку на уроке математики.
Учительница: А теперь, дети, будем изучать вычитание. Вовочка, ответь мне на вопрос. Предположим, что мама положила тебе под подушку 5 яблок...
Вовочка: Ничего она не ложила, я под подушкой смотрел, когда проснулся, там пусто было!...
Учительница: Ну она потом положила, когда ты уже в школу ушёл.
Вовочка: Ну надо же, не ожидал! Да откуда бы она их взяла, если я вечером все яблоки съел, а магазин сегодня закрыт на учёт?
Учительница: Ну хорошо, пусть не яблоки, а кубики от конструктора. Кубики у вас дома есть?
Вовочка: Да, есть.
Учительница: Ну вот она и положила пять кубиков под подушку, когда ты в школу ушёл. А потом сестра оттуда три штуки взяла. Сколько кубиков сейчас под подушкой?
Вовочка: Ах она с..., я не разрешал сестре под мою подушку лазить. Вот я ей задам, когда приду со школы!
Учительница: Да причём тут разрешал-не разрешал, ты скажи, сколько кубиков осталось, если мама 5 положила, а потом сестра 3 взяла.
Вовочка: Не знаю, Марь Ивановна... Не могла сестра под мою подушку без спроса залезть, она ведь знает, что ей за это будет!
Учительница: Ну хорошо, а папа мог?
Вовочка: Нет, не мог, он на работу с утра ушёл и до вечера оттуда не вернётся...
Диалог может продолжаться до бесконечности, а точнее, до з
вонка с урока
Учительница
всего лишь хотела на наглядном примере объяснить Во
вочке, сколько будет
, но не тут-то было: Во
вочка, по малолетст
ву не умея абстрагиро
ваться от несущест
венных деталей (а
ведь
важны тут только количест
ва и дейст
вия, кроме них
в этой задаче
всё надо пропускать мимо ушей), начинает цепляться к несущест
венным мелочам и
вместо того, чтобы
выполнить простое арифметическое дейст
вие, раз
водит целую философию,
в которую
входят и моральные качест
ва сестры, и график работы продукто
вого магазина, и много чего ещё.
Так же и у Литл
вуда. Чело
век пытается объяснить неподгото
вленной аудитории, насколько неожиданно на пер
вый
взгляд может
выглядеть (
в пределе) результат процесса, содержащего бесконечное число шаго
в. Для наглядности (пред
видя
возражения подобных Во
вочке читателей) он пытается показать, как это бесконечное число шаго
в можно уложить
в конечный отрезок
времени: пер
вый шаг за полчаса до полудня,
второй за 15 минут до полудня и так далее,
в полдень можно наблюдать результат. А разные "Во
вочки"
вместо того, чтобы
выполнить простой предельный переход о объя
вить, что результатом дейст
вия я
вляется пустое множест
во, начинают заяснять, что каждое переклады
вание требует достаточно большого
времени для его осущест
вления, что полдень может и не наступить и прочее... Хорошо, ещё никто не догадался зая
вить о том, что бесконечных коробок не бы
вает и что на каком-то шаге шары
в коробку не поместятся, какую бы большую мы её не
взяли.
Что теряет Во
вочка, не желая учиться
вычитанию? Не научи
вшись
вычитать, он не ос
воит умножение, деление,
воз
ведение
в степень и, как следст
вие, никогда не докажет ВТФ. Интересный мир теории чисел, содержащий так много уди
вительного, пройдёт мимо его ума. И я
вот думаю: может, ради той красоты, которая
в теории чисел присутст
вует, ему
всё-таки лучше попробо
вать оста
вить с
вои придирки к сестре и попытаться понять Марь И
вано
вну?
А что теряют люди, не желающие по
верить Литл
вуду и понять его? О, они много чего теряют!!! Вся со
временная теория
вычислимости (особенно после изобретения методо
в приоритета и теоремы Фридберга-Мучника) осно
вана на подобных предельных переходах. И по
верьте мне, она содержит уди
вительной красоты результаты. Конечно, между примером Литл
вуда и теоремой Фридберга-Мучника (не го
воря уже о более сложных конструкциях, осно
ванных на бесконечном приоритете) огромная пропасть расстояния, такая же, как между таблицей умножения и теоремой Чебыше
ва о распределении простых чисел. Но чтобы пройти это расстояние, пер
вый шаг
всё-таки нужно сделать: для понимания теоремы Чебыше
ва
в уни
вере нужно для начала
выучить таблицу умножения
в пер
вом классе. Так и тут: чтобы когда-нибудь разобраться
в приоритетных конструкциях, нужно для начала по
верить Литл
вуду и понять, не цепляясь к несущест
венным деталям, что он хотел сказать, когда зая
влял, что
в полдень
в ящике не останется ни одного шара.
Тем, кто не
видит
в рассуждении Литл
вуда ничего парадоксального, предлагаю для разминки несколько задач.
1) Ангел и чёрт играют
в такую игру. В начале игры перед ангелом стоит пустой ящик, перед чёртом --- корзина, полная натуральных чисел (
в ней лежит по одному экземпляру каждого числа). Ходы делаются по очереди. В с
вой ход ангел кладёт
в ящик д
ва произ
вольных натуральных числа (которых там ещё нет). В от
вет на это чёртик
выкиды
вает любое число из корзины. Чёрт
выигры
вает, если после за
вершения игры (
в полдень
)
в корзине остаётся бесконечное множест
во чисел и оно оказы
вается подмножест
вом множест
ва чисел, лежащих
в ящике у ангела. Всегда ли чёрт может
выиграть?
2) То же самое, только ангел кладёт не по д
ва, а по одному числу?
3) Корзина, ящик и очерёдность ходо
в такие же, как и
в пер
вой задаче. Ангел может на каждом с
воём ходе класть любое конечное количест
во чисел
в ящик (
в том числе и нуле
вое количест
во, то есть, фактически, пропускать ход). Чёрт может либо
выкиды
вать число из корзины, либо пропускать ход. Считается, что чёрт
выигры
вает, если после за
вершения игры множест
во
чисел, оста
вшихся
в корзине, бесконечно и либо
, либо
--- конечное множест
во, где
--- множест
во чисел, положенных ангелом
в ящик
в процессе игры. Вопрос тот же:
всегда ли чёрт может
выиграть?
4) См.
тему в олимпиадном разделе.