mserg
И что же, Ленин строил социалистическую идеологию без социалистической модели?
Представьте себе 2 департамента в компании. Один департамент что-то делает по запросам другого. И у них постоянные претензии друг к другу: запросы неграмотные, запросы вываливаются большой кучей; выполнение запросов не вовремя, качество низкое и т.п.
Как может быть решена эта проблема. Рассказываете сотрудникам заказывающего департамента, сколько лет нужно отучиться, чтобы выполнять их запросы, какой нужен опыт; почему вываливание «куч» запросов приводит к задержкам и снижению качества. Потом рассказываете сотрудникам реализующего департамента, как живет заказывающий департамент, какие у него трудности, почему они ведут себе таким-то образом. Потом знакомите всех друг с другом. Вместе пытаетесь решить хотя бы часть проблем.
И что происходит? Все стихает (не всегда, но довольно часто). Люди начинают понимать свое место в общем процессе. Находятся работы, за которые никто не отвечают – назначают ответственных. Совместно ищутся эффективные решения существующих проблем. Находят тех, кто облегчает себе жизнь за счет проблем для других и для компании – такие люди или отсеиваются, или они нейтрализуются тихим негласным поведением коллектива (без сговора!).
C точки зрения «деления бабла» ничего не поменялось – только люди стали жить/работать по другому, эффективность увеличилась. Конечно, можно сказать, я не "знаю жизни", "романтичен" и т.д. Ну, тогда можно посмотреть "бережливое производство" (управленческая модель Тайота) - там прямое манипуляторство также не приветствуется.
Т.е. проблема может быть решена методом, обратным манипуляторству. В России такая идеология, и она, видимо, не сильно поменялась за последние 100 лет. Идеи коммунизма оказался близки русским – поэтому большевиков и поддерживали. Придуманную идеологию в государстве реализовать несколько проблематично… в рамках фирмы или какой-нибудь общины, наверное, можно: нужно поставить фильтр на людей – люди с определенными взглядами попадут в фирму и будут жить соответственно.
Идеи манипуляторства близки «нашим» господам. Например, о чем нам поведал господин Греф (выступление на Петербуржском Международном Экономическом Форуме 2012 года.)
Цитата:
Как только все люди поймут основу своего я, самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать, ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знания. В иудейской культуре Каббала, которая давала науку жизни, она 3000 лет была секретным учением, потому что люди понимали, что такое — снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными. Как управлять ими? Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить? Как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации. Все имеют возможность получать не препарированную информацию через обученных правительствами аналитиков, политологов и огромные машины, которые на головы, средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации всё равно заняты сохранением страт. Так как в таком обществе жить?..
Вообще это смахивает на фашизм с его разделением людей на сорта...
И сравните с Ленинын: «Массам надо говорить всю правду».
Взять те же «Задачи союзов молодежи»
Цитата:
Старая школа была школой учебы, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали голову и превращали молодое поколение в подогнанных под общий ранжир чиновников. Но вы сделали бы огромную ошибку, если бы попробовали сделать тот вывод, что можно стать коммунистом, не усвоив того, что накоплено человеческим знанием. Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм. Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм…
Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека…
О каком манипуляторстве и трюках идет речь? «Распределение бабла» тут главное? Нет. Здесь о том, чтобы каждый понимал, как устроен мир. На мой взгляд, в этом и есть спасение человечества. А не в отуплении большей части населения (по Грефу).
Если Маркса не сводить к «распределению бабла», то будет видно и другое. История – восхождение человечества – Маркс же об этом. Он о разделении труда и разделенном человеке. Об отчуждении. Тот же пример с двумя отделами. Люди обогатили свои знания о работе компании (стали менее разделенными), познакомились (стали менее отчужденными) – проблемы порешались сами по себе.