KorvinНужна как раз правильность — в статье по ссылке упоминается, что струны внутри фортепиано имеют гармоники с не совсем целыми кратными основной. (Цитирую из той статьи: «But on metal strings, tines, and reeds, the measured frequencies of those harmonics are slightly higher, and proportionately more so in the higher than in the lower harmonics.») Именно потому чистая октава звучит хуже.* Могло бы понадобиться сжимать её, если бы спектр струн был иным, а если он сильно отличается от набора целочисленных кратных, могут лучше смотреться вообще сильно отличающиеся от использующихся сейчас в европейской музыке настройки.
* Надеюсь, не нужно здесь никому объяснять, почему именно традиционные пифагорейские интервалы звучат наиболее хорошо в своей окрестности для инструмента с тембром с гармониками, являющимися точными кратными одной из них. Если заменить тембр, по тем же причинам лучшие интервалы съедут и могут вообще перегруппироваться. Например, для инструментов с гармониками
, есть хорошие интервалы, не являющиеся интервалами чистой интонации (шкала Болена—Пирса, основанная на тритаве (3:1)). На органе такие интервалы будут, для сравнения, звучать весьма эээ. (Впрочем, для уха, привыкшего к мейнстримной музыке, даже достаточно консонансные непривычные интервалы могут вызывать странные ощущения; и для гармонии опции могут быть несколько иные.)
Как только появились микросхемы с уровнем интеграции триггер в корпусе, появились электронные настройщики, которые выдавали именно математические интервалы.
Но при чём тут конкретно делители частоты? Одного только делителя частоты маловато будет, и он даже не должен быть обязателен.
И, кстати, применяемый только для сольных инструментов - если рояль используется для аккомпанирования или игры в ансамбле, настройку не растягивают.
Спасибо, теперь мне немного спокойнее.
И это можно понять, но если он один, можно пытаться оптимизировать ощущения дальше и потому прийти к этой растянутой шкале.
но это все-таки скорее технический прием, связанный с особенностями устройства инструмента, нежели самоцель
Может тогда быть, что это удачное совпадение технического приёма с акустикой инструмента, благодаря которой гармоники «не совсем те».