2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 11:18 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Прелюдия:
warlock66613 в сообщении #1148378 писал(а):
Думаю, это называется "музыка, построенная на классической тонально-функциональной гармонии".
arseniiv в сообщении #1148467 писал(а):
А это зависит от настройки? Например, 19 равномерных делений октавы дадут немного другие гармонические возможности — можно ли их потому называть классическими?
warlock66613 в сообщении #1148482 писал(а):
Нет, поэтому и нельзя. Термин "классическая" здесь отсылает именно к квинто-терцовой диатонике, и хотя фактически использовалась 12-ступенчатая хроматика, рассматривалась она как дополнительная надстройка над диатоникой, и гармония строилась соответственно.
arseniiv в сообщении #1148483 писал(а):
Тогда непонятно. Anton_Peplov как будто не упоминал специфические гармонические свойства, и их можно было экстраполировать из выборки просто из-за того что музыка в 19-edo реже встречается и туда не попала. :-) (Иначе говоря, не оверфиттинг ли это?)
warlock66613 в сообщении #1148490 писал(а):
Может быть. Предложите Anton_Peplov что-нибудь для оценки :-) <…>
<…>
Anton_Peplov в сообщении #1148494 писал(а):
Ребяты, а что бы мне почитать, чтобы не быть самым невежественным в нашей теплой компании? А то вы пока как на марсианском языке говорите. Начальный уровень - нуль, примерно представляю, чем темп отличается от тембра, но что такое аккорд - уже нет:)
Ну и желательно, чтобы с аудиоиллюстрациями. Мол, вот нота "ля", послушайте. Есть что-нибудь такое? А то ведь так и помру дремучим как тайга.
arseniiv в сообщении #1148497 писал(а):
Я вот честно не понимаю разницы между настройкой, тональностью, ладом и ещё чем-то и их переводом на английский (как понял, scale переводится настройка), так что сейчас на грани познаний.


Предлагаю разбираться вместе. Мой небогатый вклад ниже:

Интервал — это просто отношение двух частот. Обычно за эти частоты берутся самые низкочастотные гармоники музыкальных звуков, хотя иногда, кажется, ощущаемая высота* соответствует высоте синусоиды с другой частотой. (В общем, будем считать, что функция «звук → частота какого-то синусоидального тона» есть и определена на всех интересующих звуках. В общем случае это не так, но это тут оффтоп.) Интервалами часто оперируют в логарифмических единицах: повысить что-то на интервал — это умножить соответствующие частоты на него.

*Высота — это одна из ощущаемых характеристик звука, которую я тут лучше не буду определять, а то ерунда получится. Понадеемся, что говорим на одинаковых языках.

Scale (настройка?) — это некоторый репертуар частот, соответствующие (см. выше) которым звуки используются в каком-то музыкальном куске. Или, возможно, иногда класс эквивалентности таких наборов относительно сдвига на интервал. Для удобства многие scales так не рассматриваются, но исторически, особенно при плохой доступности эталонов высоты звука, они вполне могли плавать туда-сюда.

Многие scale инвариантны относительно сдвигов на какой-то интервал (вроде есть название, но не помню). В свою очередь, у многих из таких этот интервал — 2 (октава). С другой стороны, у многих из них кратные этого интервала — единственные интервалы между частотами этой scale вообще (равномерные темперации). И, наконец, есть обладающие обоими свойствами и обозначаемые $n$-edo [equal divisions of octave / equal delimited octave], $n$-РДО [равномерных делений октавы] (везде плюс-минус дефис и капс) или иногда $n$-tet, $n$-et [(-tone) equal temperament] (это уже неоднозначно, потому что не всегда октава будет кратна минимальному интервалу). Из довольно известных scale, не содержащих октаву, можно упомянуть шкалы Болена—Пирса (Bohlen—Pierce) (есть и неравномерно, и равномерно темперированная). Аналогичную октаве роль там играет интервал 3. Эта scale натурально возникнет, если рассматривать спектры только с нечётными гармониками.

Anton_Peplov в сообщении #1148494 писал(а):
Начальный уровень - нуль, примерно представляю, чем темп отличается от тембра, но что такое аккорд - уже нет:)
Про аккорд присоединюсь. Кажется, в определённых случаях даже сочетание двух нот считается аккордом.

-- Пт сен 02, 2016 13:20:23 --

(Поправки к моим описаниям, не подкреплённым никакими источниками с точными определениями, желательны.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 11:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8540
Я бы тут хотел скорее увидеть ссылки на литературу для полных чайников, чем заниматься домысливанием того, чего не знаю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 11:23 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Так я тоже за.

-- Пт сен 02, 2016 13:23:56 --

Просто немного добавил не отходя от кассы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 11:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
(bad link was here)
Вахромеев. Элементарная теория музыки. 1962.

-- 02.09.2016 12:18:38 --

(Оффтоп)

А вот меня с детства мучает вопрос, чем в стихах метр отличается от ритма, и я ни по каким википедиям не могу его понять...

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 13:36 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли

(Munin)

О как. Оказывается, что стихотворный размер есть частная реализация стихотворного метра. А я-то с детства думал, что у стихов есть только две характеристики: размер и схема рифмовки. Выясняется, что всё гораздо сложнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 14:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8540
Munin в сообщении #1148512 писал(а):
Вахромеев. Элементарная теория музыки. 1962.
Спасибо, скачал. Правда, конкретно этот файл сделан как-то странно: сама книга занимает примерно 240 страниц, потом страниц 30 повторяется начало и еще более двухсот пустых страниц. По гугловскому запросу "Вахромеев Элементарная теория музыки скачать" скачал нормально сделанный pdf.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 15:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Ох, я не посмотрел, что выложил. Искал просто DjVu для компактности и удобства. Найдите нормальный DjVu и выложите, а эту ссылку я убираю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 16:06 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
Может быть, вот здесь нормальный DjVu? Проверьте кто-нибудь; я сейчас не могу скачать и помотреть.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 16:45 
Аватара пользователя


18/06/12

499
планета Земля
Аккорд - гармоническое сочетание двух и больше (обычно 3-6) одновременно звучащих нот. Аккорды из двух нот называются диады. Каждый из аккордов имеет название, например, Dm7 (Ре-минор-7) означает одновременное нажатие До, Ре, Фа, Ля (в иностранной записи эти ноты называются C, D, F, A); F аккорд (Фа аккорд, не путать с Фа нотой) означает ноты До, Фа, Ля.

P.S. Источник - внезапно прорезавшийся интерес к музыке, сорри, что без ссылок на учебники.
P.P.S. Если кто-нибудь знает, существуют ли такие же общеизвестные названия диад, или же просто используются названия интервалов - буду благодарен за ссылку на другие учебники; в том, что упомянут в топике, тема аккордов не раскрыта.

-- 02.09.2016, 16:03 --

Поправка: названия аккордов существенны в основном для гитаристов, мой же интерес пока остановился на клавишных инструментах плюс среды для создания (электронной) музыки на PC.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 17:22 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Воистину Anton_Peplov во втором посте был прав.
Eimrine в сообщении #1148550 писал(а):
Каждый из аккордов имеет название, например, Dm7 (Ре-минор-7)
У аккордов в общем случае далеко не одно название, и далеко не одно обозначение.

Eimrine в сообщении #1148550 писал(а):
P.P.S. Если кто-нибудь знает, существуют ли такие же общеизвестные названия диад, или же просто используются названия интервалов.
Например. (В частности, про квинты. Правда, там почему-то не упомянуто логичное обозначение C−3 для C + G (и аналогично Cdim−3 для C + G♭ etc.).) А вообще в хороших источниках всем обозначениям сопутствует ключ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение02.09.2016, 21:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
То, что у гитаристов называется "аккордами", аккордами не является.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение03.09.2016, 04:26 


29/05/11
34
arseniiv в сообщении #1148561 писал(а):
У аккордов в общем случае далеко не одно название, и далеко не одно обозначение.


И даже под аккордом не всегда понимается одно и то же. Но названия аккордов всё-таки более-менее унифицированы.

Eimrine в сообщении #1148550 писал(а):
Каждый из аккордов имеет название, например, Dm7 (Ре-минор-7) означает одновременное нажатие До, Ре, Фа, Ля (в иностранной записи эти ноты называются C, D, F, A); F аккорд (Фа аккорд, не путать с Фа нотой) означает ноты До, Фа, Ля.


Тут много ошибок. Dm7 или F — это обозначения аккордов, называются же они ре малый минорный септаккорд и фа мажорное (или большое) трезвучие соответственно. Фа аккорд никто не говорит, допустимо сказать аккорд фа мажор. Ре-минор-7 тоже никто не говорит, два минорных септаккорда существует: большой и малый, поэтому нужно уточнять.
Dm7 — это всё-таки ре-фа-ля-до (от ре к до, порядок имеет большое значение). До-ре-фа-ля — это уже обращение септаккорда, можно обозначить как C/Dm.
Фа мажорное трезвучие опять же должно начинаться с фа, иначе это обращение.
В классической гармонии обозначения аккордов посложнее, там делается упор на функциональные свойства аккорда, высотные его характеристики не обозначаются.

Eimrine в сообщении #1148550 писал(а):
Поправка: названия аккордов существенны в основном для гитаристов, мой же интерес пока остановился на клавишных инструментах плюс среды для создания (электронной) музыки на PC.


Да нет, названия аккордов существенны для всех, кто занимается хоть малейшим анализом играемого. В джазовой и эстрадной музыке названия и обозначения аккордов жизненно необходимы. Просто гитаристов много, они активны в интернетах, для них много материалов.

Munin в сообщении #1148603 писал(а):
То, что у гитаристов называется "аккордами", аккордами не является.


Это почему же?

Munin в сообщении #1148512 писал(а):
Вахромеев. Элементарная теория музыки. 1962.


Вахромеев так себе. На мой взгляд, по ЭТМ наиболее внятный учебник на русском языке — это "Элементарная теория музыки" Алексеева Б. и Мясоедова А. "Элементарная теория музыки" Красинской Л. и Уткина В. тоже неплохая книга. Хотя они всё-таки подразумевает опыт игры на инструменте и более-менее развитый музыкальный слух. Муз. теория всё-таки очень специфичная область знаний, не очень интересная даже большинству музыкантов, поэтому для человека со стороны литературы очень мало. Мне вот на ум только "Самоучитель элементарной теории музыки" Березовчук Л. приходит.
На английском много прекрасной литературы по разным вопросам музыкознания. Но вот с ЭТМ беда, ЭТМ бывает интересна начинающим (часто самообучающимся) музыкантам, эту литературу можно продавать, соответственно много всякой дряни.

arseniiv в сообщении #1148503 писал(а):
arseniiv в сообщении #1148497

писал(а):
Я вот честно не понимаю разницы между настройкой, тональностью, ладом и ещё чем-то и их переводом на английский (как понял, scale переводится настройка), так что сейчас на грани познаний.


Scale — это звукоряд, часто гамма. Под настройкой я думаю, что вы имели в виду tuning, tuning system, по-русски это называют "музыкальный строй" или просто "строй".
И вообще перевод в лоб зачастую не работает. В России была (не хочется говорить в прошедшем времени, но наверное уже можно) довольно самостоятельная музыковедческая школа, поэтому по некоторым ключевым теоретическим понятиям существуют определённые расхождения. Вот в этой статье https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B4_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0) в пункте "Понятие лада в западноевропейском и американском музыкознании" можно ознакомиться с этими расхождениями на примере лада. И вообще статья очень неплохая, хоть и конспективная. Хотя Википедию в целом по вопросам музыкознания (что на русском, что на английском, что на немецком) лучше не рекомендовать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение03.09.2016, 09:36 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение03.09.2016, 12:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
BTH в сообщении #1148647 писал(а):
Это почему же?

Потому что этим словом чаще называют порядок расстановки пальцев на ладах. Конечно, такой порядок позволяет обычно извлекать какой-то аккорд - обычно трезвучие на определённых струнах. Но во-первых, используются и другие струны. Во-вторых, часто играется не аккорд (одновременным ударом по нескольким струнам), а применяются разные другие техники, дающие те же ноты в разном порядке. Короче, в силу того, что переставлять пальцы сложнее, в гитарных пьесах это стараются делать пореже и пооднообразнее, а уже при расставленных пальцах - играть несколько нот подряд.

За ссылки на литературу спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыкальная терминология; аккорды, тональности, гармония etc
Сообщение07.09.2016, 00:18 


29/05/11
34
Munin в сообщении #1148689 писал(а):
Потому что этим словом чаще называют порядок расстановки пальцев на ладах.


Это называется аппликатурой аккорда. Возможно, большую часть начинающих гитаристов интересует больше как правильно сыграть тот или иной аккорд, поэтому их больше интересует аппликатура, чем состав аккорда и его функциональная роль в гармонии, но слово "аккорд" по-прежнему означает то же, что и других.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 36 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group