Любой настройщик настраивает рояль так, что даже между нотами ДО нет отношения 1:2. Боюсь, Вы перепутали это с разными вариантами темперации. Между двумя одинаковыми нотами в соседних октавах отношение частот всегда должно равняться 2, иначе это просто будет слышно.
Первый гугл:
http://fortedelman.ru/praktika3В 1957 году немецкий ученый Г. Майнель опубликовал результаты исследования большого количества роялей. Как показывают данные Майнеля, обычно звуки нижнего регистра настраиваются несколько ниже, а звуки верхнего регистра несколько выше, нежели следовало бы по расчетам. Расхождение было обнаружено также в работах других исследователей. Такая закономерность подтвердилась и в наших опытах. Измерения строя рояля, проведенные после тщательной настройки, показали, что звуки субконтроктавы были понижены в среднем на 40 центов, а последние звуки четвертой октавы на 40 центов повышены. В среднем регистре также наблюдалась тенденция некоторого расширения всех интервалов.
проведенные Лабораторией музыкальной акустики опыты, в которых участвовало пятнадцать музыкантов различных специальностей, показали, что тенденция к расширению интервалов наблюдается и на других инструментах и даже при настройке электрических генераторов, звуки которых лишены обертонов. Выяснилось, что и широкие мелодические и гармонические интервалы (например, двух-, трех-, четырехоктавные) по всему диапазону настраиваются значительно шире математической нормы.
при работе над «Фантастическими танцами» Д. Шостаковича пианист В. Мержанов сделал предложение предельно завысить дискант (верхний регистр). Это было правильное решение вопроса: третий танец (как выяснилось при сопоставлении двух записей) зазвучал ярче, в нем почувствовалась ясная перспектива, даль.
Замечено, что однообразная монотонная хроматическая последовательность настройки октавных интервалов в одном направлении очень сильно утомляет и притупляет слух.
Т.е. именно то: знатоки чувствуют разницу и настаивают на отклонении от октавы 1:2.
Имхо это как девушка: если в ней все по канону, она неинтересна, нужна неправильность.
-- 03.09.2017, 16:00 --А ещё по умножителям, дешифраторам и, не дай боги, мультиплексорам.
Как только появились микросхемы с уровнем интеграции триггер в корпусе, появились электронные настройщики, которые выдавали именно математические интервалы. Такие вполне могли быть изготовлены еще на триодах Фореста размером с комнату. Настроить фоно по ним мог любой чайник с ухом как у медведя - выравнивать частоты по биениям или фигурам Лиссажу.