Есть критерий - качество объяснения.
Нет, нету.
Есть несколько критериев. И главный из них - это для кого объяснение предназначено. Для школьника (выпускника школы) - объяснение будет одно. Для студента или выпускника технического вуза - другое. Для профессионального физика - третье, причём для студента, аспиранта, зрелого специалиста - четвёртое, пятое и десятое. (А специалисты бывают в разных областях...)
И от этого зависит, что в это объяснение может попасть, а что не может. Можно объяснить школьнику, что такое спонтанно нарушенная симметрия, на абстрактном примере. Но вот конкретно электрослабое нарушение - уже объяснить не получится. При этом, это не непроходимый забор: любой школьник может взять и самостоятельно прочитать все объяснения (по сути, все учебники) за первый курс, потом за второй, потом за третий... и научиться понимать объяснения, адресованные физику. Вот только обычно никто не кладёт на это годы жизни.
По сравнению с этим, все другие свойства объяснения - поправки высших порядков малости. Да, один автор объясняет доходчиво, а другой косноязычно. Но это мелочь. Ещё бывают отличия в стиле: один автор обращается к алгебраической интуиции читателя, другой - к геометрической, один идёт от общих формулировок к конкретным примерам, другой - наоборот. Но и это мелочи.
А я говорю лишь о том, что можно написать книгу
Вы очень много об этом говорите всяких банальностей, но почему-то сами книги не читаете. Вам поговорить интересней? Про это анекдот есть, "чукча - не читатель"...
Лучше бы вообще сделать базу формул. Например, на запрос "масса", выдавались бы все формулы, в которых присутствует масса.
http://www.wolframalpha.com/К сожалению, книги распространяют в форматах, в которых даже поиск по тексту не всегда возможен - только листать и просматривать страницы, как в бумажных.
http://lib.mexmat.ru/indsearch.phpОпять скулёж о том, "чего нет", хотя оно на самом деле давно есть.