zbl писал(а):
А в гуманитарных науках вообще принято иметь своё лично понимание.
В философии, например, вообще можно всю науку по-своему понимать.
"Человеческим наукам" Вы оставляете свободу в определении категории свободы, а "точным" (физике) - нет. Это, наверно, несправедливо. Как свобода, так и ограничения должны быть скорее всего у всех разделов науки. И критерий правильности можно предложить : непротиворечие этике (совести, то есть).
А "гуманитарии" сохраняют за собой некую свободу в трактовании свободы, возможно и потому, чтобы оправдать ту легитимизацию лжи, насилия и разврата, которую наука по сути обеспечила за свою послепотопную историю. ("Что делало бы ваше добро, если бы не было зла" ...). Это, пожалуй, главное обвинение, которое может быть предъявлено интеллектуальной элите на будущем, возможно, нюрнбергском процессе, там, наверху.
Цитата:
Ну, и в каждой науке чуть более узкий смысл вкладывается, разумеется, (свобода совести в юридических науках, например).
Мне кажется, что в гуманитарном понимании свободы важнейший элемент -- это "свобода от чего-то".
Проще всего, думается, сказать: "свобода от запретов".
Именно такой подтекст видится в этом Вашем высказывании. Уж кому-кому, а юридическим наукам очень нужно заужение смысла свободы ... К примеру, разворовывали государственную собственность "по закону", а всё чаще и чаще раздающиеся голоса вернуть разворованное требуют - по справедливости ... Т.е. по неписаным нравственным "законам".
Цитата:
В рамках данной ветки вряд ли стоит сравнивать понятие свободы в физике и свободу творчества.
В физике свобода -- это ещё один удобный термин и только; его смысл имеет мало отношения к свободе, как она понимается в гуманитарных науках -- свободе творчества, например.
Было бы хорошо, если бы было так. Но выше была Вам предложена логика, по которой и в физике без использования этических соображений понятие свободы точно не определить ...
Поэтому всё же справедливее считать понятие свободы фундаментальным, универсальным - и не делать никаких исключений для, скажем, "свободы творчества". Почему?, да потому, что "творческой личности" тем более не могут быть свойственны никакие "поблажки" в разделе ограничений, связанных с понятием свободы (а именно это составляет подтекст требования учитывать специфику "творчества"), причем, естественно, в области нравственности :
Свобода - это не нарушающее нравственность взаимодействие - людей между собой, с природой, с миром в целом.
Более того, чтобы тут не было иллюзий, можно высказать и более резкие суждения :
- Каждый труд является творческим,
- Вклад как самого человека, так и всех других людей и природы в целом, в результат творчества не имеет меры,
- Если в творчестве нарушается этика, то это не творчество, а укрывательство корыстной цели.
Цитата:
Замечу только, что состояние покоя наблюдаемо.Любое наблюдение может дать результат только с некоторой точностью.В пределах той точности покой и наблюдаем.
К сожалению, принципиально это не так. "Покой" здесь потребовался, чтобы дать пример
свободы как отсутствия какого бы то ни было взаимодействия. Утверждается, что именно это невозможно принципиально : наблюдать чего-то, даже покой, можно только в результате взаимодействия, которым, какое бы малое они ни было, пренебречь нельзя.
Именно поэтому понятие взаимодействия необходимо включать в определение свободы. Наше предложение - в нравственном аспекте.
Цитата:
Абсолют ненаблюдаем -- того и не нужно, он есть удобное упрощение и только.
Разрешите и здесь также отметить, что это суждение может не иметь того смысла, который в нем подразумевается : дело в том, что все вводимые нами понятия - "удобные упрощения и только" : материя, пространство, время, поле, сила, жизнь, ... Среди них есть абсолютные - например, материя, совесть, добро и зло, кривизна пространства-времени и т.д. И они - наблюдаемы, более того, можно сказать, что они-то как раз и наиболее надежно "наблюдаемы". Например, совесть - каждый человек может в принципе сказать, положа руку на сердце, как она тревожит его, особенно по вечерам...
Цитата:
pc20b писал(а):
*** В этой самосогласованности (формально математически - в нелинейности этого взаимодействия) уже содержится намек на некую "этичность" поведения : тело движется, учитывая движение остальных тел, как бы "не мешая им" (что-то типа живи сам и не мешай другим).
Но, чтобы узнать, действительно ли оно мешает тем телам (а не помогает), те тела тоже придётся распрашивать об этом -- и никак иначе...
Разрешите всё же заметить (и это уже было отмечено), что данный вопрос на уровне такого сорта "иронии" не решается - конечно, придется спросить, только непонимание этого и неумение "спрашивать", ей-богу, не повод, чтобы "продинамить" его.
Цитата:
Гравитационное взаимодействие принципиально не отличается от других видов взаимодействий; лишь сила пропорциональна массе и только.
Вот тут Вы, к счастью, принципиально не правы, высказываете немного архаичный взгляд на проблему : нет, гравитационное взаимодействие наоборот, принципиально отличается от других видов взаимодействия : его источником является не только "масса" (это Вы путаете его с полем тяготения Ньютона,
), но и любые другие "заряды" - источники физических полей : электрический заряд
, изоспин и т.д. Оно является "накрывающим полем", отображающим любое "физическое поле" и их комбинации на геометрию пространства-времени, являясь одновременно самим пространством-временем, его кривизной.
Можно сформулировать строгий принцип эквивалентности в таком виде ***:
Материя эквивалентна пространству-времени и эквивалентна гравитационному полю.
(Частным случаем такого определения является равенство инертной и "тяжелой массы", локальная неотличимость ускорения и тяготения (приближенно), локальная спрямляемость пространства-времени (приближенно) и т.п.)
*** ЖЭТФ 128, 2, 2005, с.300.
Цитата:
pc20b писал(а):
Поэтому всё же "не ново" в данном случае не будем считать аргументом.
Всё-таки хотелось бы узнать, что конкретно даст нам такая философия?
Какую проблему с ней будет легче решить?
Очень много, причем, самых "проклятых". Речь, напомним, идет о древней как мир идее "что внизу, то и наверху" :
- единичное равно всеобщему,
- часть равна целому,
- ноль равен бесконечности
и т.д..
1) Дискретное равно непрерывному : можно показать, что эти представления не противоречат друг другу и объяснить природу квантовых явлений.
2) Можно из своего непосредственного опыта выяснить причину, скажем, существования любого стабильного объекта : раз, скажем, наш дом, где мы живем, не разваливается с течением времени из-за хаотических столкновений атомов (роста энтропии) благодаря тому, что мы периодически делаем ему "косметический и капитальный ремонт", - то так обстоят дела и везде : устойчивое существование любого объекта : электрона, клетки, человека, звезды. вселенной и т.д., - возможно только благодаря разумной созидательной (т.е. нравственной) деятельности. Следовательно, жизнь, этика играют фундаментальную роль в мире.
Цитата:
а) нельзя объявлять всё живым, ибо тогда понятие живое/неживое потеряет смысл -- нужно иметь хотябы один пример неживого;
Конечно. Не то что бы потеряет, оно станет релятивистским, применимым для приближенного описания какой-нибудь простой ситуации, не требующей ответа на вопрос о природе живого и неживого.
Более того, надо также заметить, что для определения объекта вовсе не обязательно иметь под рукой его "противоположность" (чтобы было с чем сравнивать). Например, понятия материи, совести вовсе не нуждаются в существовании дихотомии.
Цитата:
б) если контакта между цивилизацией людей и цивилизацией внутри камня нет, то людям приктически невозможно узнать наверняка есть ли на самом деле та цивилизация внутри камня.
Ответ на данное возражение уже, очевидно, очевиден : можно, если как раз допустить, что
часть = целому :
Раз наша вселенная не разваливается из-за хаотизирующих процессов, находится в структурированном (упорядоченном) виде только благодаря жизни, деятельности цивилизаций (это доказывается), то и "внутри камня" это так.
Потом, почему "практически нельзя узнать" : можно предложить эксперимент в этом плане. Просто делать это надо аккуратно, с чувством, чтобы не наломать дров.