Класс понимающе закивал.
Да, эта история весьма кстати, поучительная история. Вообще пора всерьез разработать этот жанр в духе «
Случаев»
Хармса — когда класс закивал, когда разразился смехом. Многое помогает понять.
(Оффтоп)
Рассказываю историю того же рода, только в порядке офф-топа.
Когда я учился в классе примерно шестом, у нас был второгодник, настоящий второгодник старинного образца, сейчас таких и не бывает, то есть здоровенный детина, на второй год оставался несколько раз, поэтому в классе детишки по двенадцать лет, а ему пятнадцать или шестнадцать, разница огромная. На мелюзгу посматривает снисходительно, на учителей в общем тоже, ничем они его уже взять не могут, дяденька говорит баритоном, бреется через день, курит, выпивает и ухаживает за взрослыми женщинами. А тут математичка прицепилась к нему с чепухой — вот возьми и докажи, почему этот отрезок равен тому отрезку. Он мялся, морщился, мычал, а она все не отстает: как узнать, чему равна длина отрезка? Он поднял брови, покачал головой, вздохнул и говорит: «Как, как… Взять линейку и померить.»
В классе смеялись.
Оказывается, все же школьное образование, какое оно ни скверное, чему-то учит, шестиклассники знают, что здесь, на этом уроке, способ установления истины другой, линейкой мерять нельзя, надо выводить длину из доказательства, опираться на какие-то теоремы…
С другой же стороны, тем самым детишкам на следующем уроке задают написать сочинение по картине Решетникова «Опять двойка» — эта картина считается прекрасным дидактическим материалом. Живопись-то средненькая, зато очень жанровая, сюжетная, наглядная, иллюстративная — художник поморщится, а для школьников в самый раз: расскажите, что здесь нарисовано, кто эти люди, в чем их отношения, характеры, в чем настроение, что выражают лица, позы, обстановка... Доступное упражнение и полезнейшее, подходит для любого возраста, от второго класса до десятого. Но опять-таки все детки поголовно знают, что здесь приемы с урока геометрии не подходят, способ установления истины другой. Брякни здесь кто-нибудь насчет теорем или насчет померить линейкой, над ним бы смеялись, поэтому я и случая такого не помню.
Такой случай я помню со взрослым юношей, студентом — на это время потребовалось, чтобы вырасти идиотом, деградировать до такой степени. Ей-богу, не вру, было, сам видел!
Год это примерно 1982, дело было в Москве, в Доме композиторов на Неждановой. Там по четвергам собирался такой Московский музыкальный молодежный клуб — молодежного в нем почти ничего не было, публика собиралась большей частью взрослая, даже немолодая, а музыкальным он был только отчасти, за вечер двадцать минут музыки и два часа разговоров на общие темы, хотя бы отчасти связанные с музыкой, хоть косвенно. Словом, Пиквикский клуб, забавное место, но для многих привлекательное тем, что это было единственное место в Советском Союзе, где можно прямо из зала выйти на сцену, взять микрофон и сказать что думаешь — без предварительного одобрения текста редсоветом, спецчастью, главлитом и прочими. Просто вышел и сказал. А времена были другие, интернета и форумов еще не было, поэтому возможностью поболтать о том о сем пользовались и серьезные люди, вполне почтенные. Разные приходили, из математиков помню старенького уже Гельфанда, Исаака Яглома, бывали и другие, не такие именитые, вообще в публике было больше инженеров и математиков, чем гуманитариев. Исполнители там бывали классные, за небольшие гонорары приходили.
Итак, очередной тематический вечер, тема озаглавлена громко и нахально: «Что такое музыка?» Конечно, публика посмеивается, понимая, что платить полную цену за такую наглую по размаху постановку вопроса никто не собирается, никаких вечных истин и откровений не будет, зато разговоры по поводу будут занятные. Что-то сыграет пианист Бошнякович, что-то скажет музыковед Головинский, что-то скажет ведущий — композитор Фрид, люди острого ума и большого красноречия, это программная часть, а потом часть свободная — разговоры кто во что горазд. Тут самое интересное и бывает. Записка из зала душераздирающего содержания: «Только музыка примиряет меня с жизнью!» Еще что-то. Смех, мнения, рассуждения…
Вдруг выходит бородатый юноша лет двадцати и серьезным тоном говорит, что он физик, поэтому определит все научно. Так и сказал.
Конечно, в зале смеялись. Долго смеялись. Ведущий призывал публику к порядку, чтобы человеку дали сказать. Публика дисциплинированная, притихли, а потом опять фыркали, то один не выдержит, то другой. Потому что знали, что Гельфанд такую глупость не брякнет, Яглом тоже не брякнет, даже люди поменьше габаритами остерегутся такое сморозить, это только студент может, по наивности…
М-да… Или с тех пор что-то переменилось, или дело не во времени, а в месте — публика там собиралась другая…