2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 ... 66  След.
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 08:02 


26/08/10
646
Munin в сообщении #960692 писал(а):
Ну что ж, жду.
Ага, интерес к разговору не угас, спасибо.

Извините, я против обещанного опаздываю. Эту тему закрывали, снова открывали, пока она была закрыта, я обещанные «на завтра» ответы рассылал уже в личку…
Теперь хорошо, можно продолжить, только пишу медленно, соображаю медленно, а предмет необъятный. Ладно, авось потихонечку как-нибудь… По частям, не все сразу.

В целом вопрос вечный: есть научное знание, оно родилось не так давно, каких-то две с половиной тысячи лет назад, оно пользуется или по крайней мере стремится пользоваться строгими формализованными понятиями, тяготеет к строгости метода, доказательности в способах рассуждений, — а есть знание другого типа, более древнее по происхождению, архаическое, это обыденное знание, строгости и точности в нем меньше, вместо формальных понятий пользуется неформальными, смутными по семантике, не вполне определенными, пользуется вместо понятий образами и представлениями, вместо двузначной логики «истина-ложь» пользуется смутными многозначными логиками, модальными, где между истиной и ложью много каких-то промежуточных нефиксированных состояний, за причинностью тоже не следит с надлежащей добросовестностью, причинность здесь на грани абсурда: в огороде бузина, а в Киеве дядька…
Искусства оперируют теми же объектами, что обыденное знание, и средства у него те же, сплошь образы вместо понятий, еще и неистребимый эмоциональный компонент, оценочный, который с эстетикой тесно связан, там прямо начинается с этого «нравится —не нравится»…
Но самое большое горе, что есть еще такие науки, который по методу и составу тяготеют к обыденному знанию и искусству, нет в них строгости и доказательности.
Вот оно!
Прямо ужас, а не науки.

С этого пункта начинаются большие мировоззренческие расхождения. Munin со всей прямотой и говорит, что это не науки вовсе, а так, собрание мнений, наблюдений, мыслей по поводу, не имеющих никакой обязательности (и ценности, видимо, тоже). Соответственно, предполагается, что цель этих неполноценных наук в том, чтобы стать хорошими, правильными, настоящими. Потому что хорошие — это только те, с двузначной логикой, и настоящее знание — это только математическое знание. Сумеет гуманитарное знание приблизиться к этому идеалу, хоть с мертвой точки сдвинуться, тогда хорошо, а нет — тогда его ждет вечное убожество и прозябание.
Именно об этом Munin и пишет, позиция выражена ясно, последовательно, без обиняков и околичностей:
Munin в сообщении #960692 писал(а):
Если что-то давно плохо, это не значит, что оно и должно быть плохо. Может быть, просто не наступил момент, когда оно станет хорошо. ...взять хотя бы античную физику и астрономию, которые были ужас какая глупость.... Потом сдвинулось дело с мёртвой точки. Зачем же предрекать другим наукам вечное уродство, убожество и прозябание?
Вот так, не больше и не меньше, уродство, убожество и прозябание.

Теперь надо сделать огромное усилие, чтобы заставить рационально мыслящего человека хотя бы поверить для начала, что у этих жалких гуманитарных наук даже цели такой нет — сравняться с остальными. Самые разумные их представители (не деморализованные и разложившиеся перебежчики в стан врага, вроде структуралистов) даже не мечтают расстаться со своим убожеством и прозябанием. Им на своей территории хорошо, уютно, кустарничают помаленьку и знают, что эти их кустарные приемы, идущие с седой старины, они подходящие, работают, а вот если поверить на слово людям пришлым и несведущим, поиграть в ихнюю «настоящую науку», где дважды два всегда четыре, тогда вместо разумных результатов и начинается уродство и убожество. (Для примера можно заглянуть хоть в тему об автоматической оценке качества музыки — как математики мыслят себе экспертизу. Вот где убожество, вот где самая безвкусная научная фантастика!).

Для начала вот это — просто поверить, что цели такой нет исправиться, перековаться и стать похожими на хороших мальчиков. Тут нужна вера, воображение, способность представить себя на месте другого и понять, что он и не мечтает стать тобой, не завидует…
Следующая задача еще сложнее, она упирается не в веру и фантазию, а в понимание, способность думать, размышлять и анализировать. Требуется большое умственное усилие, чтобы понять, почему при изучении искусства и обыденного знания (а еще истории и других несерьезных вещей) подходят все эти кустарные, аморфные, нестрогие понятия и, хуже того, образы, почерпнутые из самого объекта, из обыденного знания и искусства, а формализованные категории и понятия не подходят, их даже найти нельзя. См. выше: наука без нижних этажей, без фундамента.

Здесь нужны довольно сложные рассуждения, нужны эмпирические наблюдения над объектом исследования. Снизу надо начинать, с простейших явлений, с той точки, где еще нет собственно сознания, мысли, а только первые проблески сознания, с первого осмысленного слова младенца, с первого осмысленного жеста, и даже раньше — с бессмысленного лепета, первой улыбки, с того, в чем даже взрослая собака опережает человеческое дитя, — и смотреть, удастся ли эти простейшие явления описать простейшими понятиями, элементарными, формализуемыми, пригодными для систематического анализа, выстраивания какой-то дедукции, доказательных выводов.

Можно найти простейшие элементы — или уже на нижнем уровне упираемся в образы, неразложимые на части? Вот в чем вопрос. И это только первый вопрос.

Вот в связи с этим вопросом полезно вспомнить высказывание Munin-а в одной старой теме в «Гуманитарном разделе», где он ошибся.
Юмор положения в том, что он должен радоваться своей ошибке: он высказал мнение по некоему вопросу, полагая, что по этому вопросу могут быть разные мнения, а вопрос такой, где мнения не нужны, есть факты, есть способы их установления, есть доказательства, есть формализация понятий. То есть там нет всей этой мути с разбродом мнений, которую Munin презирает, а есть то, что он любит и уважает — строгость формулировок, достоверность фактов.
Munin в сообщении #764682 писал(а):
Granin в сообщении #764629 писал(а):
Это процесс сотни и тысячи лет
Нет, процесс одомашнивания - это всего лишь годы и десятки лет.
Здесь ошибка.
Годы — этого достаточно для приручения дикого животного, если волчонка взять из логова, а для одомашнивания нужны не сотни, а именно тысячи лет, возможно, десятки тысяч. Потому что прирученное дикое животное и домашнее животное — это не одно и то же, это разные биологические виды, у них гены разные, хотя в некоторых случаях они остаются близки диким предкам настолько, что способны давать плодовитое потомство.

Гены — это не только порода с большей продуктивностью, дающая больше молока и мяса, это еще другие инстинкты, другие гены определяют поведение.
Оказывается, в такой смутной области, как описание характера и поведения животного, похожей на психологию и художественную литературу (вроде Сетон-Томпсона, прекрасного натуралиста, привет из детства), возможны строгие формулировки, иногда очень элегантные. Открываем хорошую книгу по служебному собаководству, читаем, узнаем, что у некоторых пород собак есть пастушеский инстинкт. А что это такое? Четкая дефиниция в несколько слов: пастушеский инстинкт — это инстинкт преследования без загрызания, направлен на копытных животных.

Дефиниция требует маленьких пояснений. Хищники семейства кошачьих (кроме гепарда) охотятся скрадом, прыгают на добычу из засады, а псовые хищники охотятся гоном, преследуют дичь, догоняют, загрызают. Сложный инстинкт, состоит из множества элементов, рефлексов. Тигр перекусывает шейные позвонки, а волк перегрызает горло. Его этому не папа с мамой научили, это готовый механизм, наследуемая программа поведения. У собаки ген, отвечающий за перегрызание горла, поврежден, произошла мутация. Остальные элементы есть: имеет врожденное представление о копытной дичи, имеет склонность ее преследовать, но не загрызает. Преследование без загрызания — пастушеский инстинкт, особый ген, он есть не у всех пород собак, и даже не у всех собак подходящей породы.

Далее в книжке можно узнать, что есть прекрасные пастушеские породы — до 70% особей шотландской овчарки колли имеет пастушеский инстинкт. Но не больше, оказалось, что невозможно вывести породу, где этот инстинкт имеют все сто процентов собак. Максимум — что-то под 90% у венгерских овчарок пуми и пули, но они чем-то другим нехороши, мелковаты, неудобны в содержании, неудобны характером, еще чем-то. А есть породы, где пастушеского инстинкта нет совсем, не встречается, хотя они тоже называются овчарками. Кавказская овчарка — ноль процентов, не бывает особей с пастушеским инстинктом. Так это собака другого назначения, она сторож, волкодав, охраняет отару, не боится волка, может в одиночку его задавить. Там отбор был направлен на другой инстинкт — активный оборонительный, нужна была злобная, агрессивная, бесстрашная собака, при этом крупная и мощная. Если в отборе напирать на злобность и бесстрашие, получится мелкий монстр вроде бультерьера, крупная собака не получается, А если напирать на размер, получится собака крупнее кавказской овчарки, но не такая злая. То и другое сразу не получается, кавказец — оптимум для сторожевой собака, веками это равновесие нащупывали.

А уж сколько надо было ждать, чтобы у кого-то из прирученных волчат обнаружилась сначала одна странная мутация — не боится человека, потом другая странная мутация — гонит овец, но не грызет… Века ожидания подходящей мутации, потом отбор, закрепление в потомстве.
Так что одомашнивание задача на многие тысячи лет, это не просто приручение, а домашнее животное не дикое, разница объективна, поддается описанию, иногда очень строгому и формальному.

Итак, маленькая победа строгого метода — инстинкт удалось описать по одному хотя бы формальному признаку, отличающему волка от собаки, собаку от другой собаки.

Прекрасно! Но что мы нашли? Мы нашли инстинкт, в который включены некие врожденные представления, образы. Овчарка колли по кличке Милка была типичная московская диванная собака, на диване выросла, с детьми играла, никогда овец не видела, но когда ее в возрасте пяти лет хозяева взяли в отпуск на Кавказ и она впервые увидела овец, оказалось, она отлично знает, что это такое. Моментально выпрыгнула из машины, когда стадо перегородило дорогу, побежала, согнала овец в кучу. Она знает! Это знание врожденное, образ запечатлен в генах, встретила овцу — и узнала.

Первый пример образа, еще на досознательном уровне, а дальше образы, образы, образы — уже благоприобретенные, полученные из жизни, из практики, из обучения… Сплошь образы.
Младенец различает улыбку и сердитое выражение лица, младенец отвечает на улыбку, учится подражать жестам, «ладушки» показывает — первое большое достижение… И тут же первый вопрос: инстинкт на части разобрали, нашли компоненты, среди них образ, а образ можно разобрать на части, элементы?
Вот где вопрос! И здесь же ответ: дудки! Никогда!

Почему такой ответ — это с одной стороны очевидно, как говорится, возьми и попробуй, а с другой стороны, требует долгого обстоятельного разбора, аргументации, так что разговор еще длинный, собачки только первое звено цепи…

:oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 12:12 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
Magazanik в сообщении #961080 писал(а):
Первый пример образа, еще на досознательном уровне, а дальше образы, образы, образы — уже благоприобретенные, полученные из жизни, из практики, из обучения… Сплошь образы.

Не рановато ли говорить об образах у бессознательных тварей ?
В соответствии с набором признаков данного объекта формируются сигналы управления органами движения (догонять/ убегать) Сигналы вырабатываются с учетом инстинктов и предыдущего опыта. И все, механизм прост, как в сливном бачке.

Позавчера в видеосюжетах показали собаку, которой поставили тарелку с супом. Под влиянием инстинкта унести еду на свою территорию, она прикусила тарелку за край и потащила в свою будку. Супчик конечно разлила, остался только запах.

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 12:36 


26/08/10
646
Xey в сообщении #961156 писал(а):
Не рановато ли говорить об образах у бессознательных тварей ?
Ну конечно, образ -- неподходящее слово, надо говорить о "наборе признаков данного объекта". Так точнее, правда?

Только суть в том, что из этого "набора признаков" ни одного признака в отдельности вытащить нельзя. По отдельности не работают, даже неизвестны по отдельности. Распознается объект целиком, как нечто цельное, слитное. Чтобы избежать слова "образ", некоторые умники говорят о паттернах, шаблонах, комплексах, еще чем-то. Но здесь даже нет павловского динамического стереотипа, связывающего раздражения; слитность гораздо больше, потому что природная, врожденная. Гештальт -- самое первое приближение, а далее везде...

А насчет простого, как сливной бачок, механизма, вообще неверно. Плоская модель, механистическая, даже для домашнего содержания собаки рефлексологии мало, любой собачник знает из опыта.

:oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 13:23 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
Magazanik в сообщении #961168 писал(а):
надо говорить о "наборе признаков данного объекта". Так точнее, правда?

Конечно точнее. Образ кто-то должен воспринятьь, сравнить его с целыми сюжетами из предыдущего опыта, связать его с коротеньким названием (стул - то на чем сидят).
А признаки объекта понятнее (для червяка )
сыро - ползти вверх
свет - вниз
пахнет пищей-на запах
пахнет партнером - на запах
причем врожденные приоритеты снимают необходимость выбора.

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 14:00 


23/05/12

1245
Условные рефлексы уже означают наличие сознания.

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 16:53 
Аватара пользователя


08/08/14
181
Условные рефлексы (а точнее их наличие) означают лишь что нервная система у организма достаточно сложна, чтобы условные рефлексы зародились и закрепились. Причем здесь сознание-то?

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 20:03 


23/05/12

1245
Условные рефлексы свидетельствуют о наличии самообучения и ощущений, а это элементы сознания.

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 20:58 
Аватара пользователя


08/08/14
181
Lukum, значит в вас какое-то своё понятие сознание, т.к. наличие у чего либо способности самообучения и ощущений не достаточно, чтобы можно было утверждать, что оно обладает сознанием. Но так как термин "сознание" имеет очень расплывчатое трактование, то можно его понимать как угодно :) Лично для меня сознание связано с самосознанием. Т.е. если нечто осознаёт себя как личность, то оно обладает сознанием.

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 21:00 
Аватара пользователя


13/08/13

4323
ArtDen в сообщении #961521 писал(а):
сознанием.

а разве для ощущений не нужно самосознание?

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 21:07 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Некоторые ощущения ещё поди соотнеси с моделью себя. Это намекает, что нет. Вот ярко светят в глаза, вы закрываетесь рукой — где тут всунуть самосознание?

-- Вт янв 13, 2015 23:13:39 --

Я лично вообще не могу соотнести ничего в своей голове с «самосознанием». Входит ли туда принятие ощущений от всего тела? Если так, для самосознания нужно хорошо приготовить внимание, и всегда оно проявляться не сможет. Или же это какой-то набор образов? Он тоже не может быть постоянно включён. Или это определённый запомненный шаблон поведения? Тут это уже семантически плохо вяжется.

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 21:25 
Заслуженный участник


20/07/09
4026
МФТИ ФУПМ
Magazanik в сообщении #961080 писал(а):
Соответственно, предполагается, что цель этих неполноценных наук в том, чтобы стать хорошими, правильными, настоящими. Потому что хорошие — это только те, с двузначной логикой, и настоящее знание — это только математическое знание. Сумеет гуманитарное знание приблизиться к этому идеалу, хоть с мертвой точки сдвинуться, тогда хорошо, а нет — тогда его ждет вечное убожество и прозябание.
Magazanik в сообщении #961080 писал(а):
Для примера можно заглянуть хоть в тему об автоматической оценке качества музыки — как математики мыслят себе экспертизу. Вот где убожество, вот где самая безвкусная научная фантастика!
Magazanik в сообщении #961080 писал(а):
И тут же первый вопрос: инстинкт на части разобрали, нашли компоненты, среди них образ, а образ можно разобрать на части, элементы?
Вот где вопрос! И здесь же ответ: дудки! Никогда!
Что-то писал человек, писал, писал, писал, а получилась банальщина скучная. Физики vs лирики.

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 21:32 
Аватара пользователя


13/08/13

4323
arseniiv в сообщении #961530 писал(а):
Вот ярко светят в глаза, вы закрываетесь рукой — где тут всунуть самосознание?

это потому что, мне неприятен яркий свет, а это значит, что я это чувствую, а это значит, должен обладать сознанием(инсайтом)

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 21:48 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Sicker в сообщении #961557 писал(а):
это потому что, мне неприятен яркий свет, а это значит, что я это чувствую, а это значит, должен обладать сознанием(инсайтом)
Порочный круг. Внимание: я отвечал на
Sicker в сообщении #961523 писал(а):
а разве для ощущений не нужно самосознание?

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 21:57 
Аватара пользователя


13/08/13

4323
тогда дайте определение ощущению, сознанию и самосознанию

 Профиль  
                  
 
 Re: сознание
Сообщение13.01.2015, 21:58 


23/05/12

1245
ArtDen в сообщении #961521 писал(а):
Лично для меня сознание связано с самосознанием.

У собачки есть сознание, у кошечки, у цыпленка, у червячка, у амебы и т.д.
"Например, в ответ на химическое раздражение каплей кислого или щелочного раствора амеба уползает от него, а если поместить рядом с ней зеленую водоросль, то она вытянет к водоросли ложноножки и схватит ее." первое попавшееся под руку.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 984 ]  На страницу Пред.  1 ... 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 ... 66  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Progger


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group