А вообще, то что я тут описывал, - это mainstream. Это, если можно так сказать, индустрия. Вы просто не в курсе.
Я в курсе. Только никак не могу донести до Вас мысль, что этот мейнстрим -- он хорошо подходит для моделирования рождественских распродаж, а для описания музыки не подходит.
Кстати, по ссылке Вашей ходил, читал, даже музыку слушал. К сожалению, не могу отплатить тем же, то есть не нашел пока ни одной ссылки на исполнения зариповской музыки, хотя они, может быть, есть в сети. Могу только сравнить то, что я слушал у Зарипова в начале 80-х гг, и этот электронный сочинитель "
Иамус" из Малаги, 2010 года.
Так вот, "
Иамус" мощный многопроцессорный кластер, 350 процессоров AMD, на каждый процессор 2 Гб памяти, то есть процессоры полной производительности, можно полагать, по 1,5-2,5 Ггц на каждый, и в сумме выходит могучее устройство. Зарипов работал на старых ламповых машинах "Урал", это меньше одной тысячи операций в секунду и оперативная память что-то около двух килобайт, как я помню. Теперь и машин таких нет, самая первая персоналка, которая у меня была, имела процессор 8088, тактовую частоту 4,77 Мгц и память 640 Кб. Сказочная была машина, все мне завидовали!
Программу для этого "
Иамуса" сочинял убежденный додекафонист и атональщик, а Зарипов был музыкант традиционного стиля, то есть у него классические европейские лады с семью ступенями, строй темперированный, разработка темы в обычном гомофонно-гармоническом стиле, форма наподобие сонатного аллегро, образцы девятнадцатого века. Здесь маловато места, чтобы объяснять, почему такую музыку писать сложнее, чем додекафонную или серийную, слишком длинно получится, а если коротко -- этот стиль накладывает на композитора больше ограничений, а додекафонный меньше -- пиши что попало, диссонансы не запрещены, никакие хроматизмы не запрещены, бога нет, все позволено, любую последовательность нот можно считать темой. В таком случае вообще-то и 350 процессоров не нужны, все они лишние, даже одного много, можно просто кости бросать. У Зарипова получалось то, что больше похоже на музыку в обычном человеческом понимании, мелодия была слышна, ее можно было повторить, спеть. То есть профессионально задача более сложная, чем у этих ребят из Малаги, но результаты скромные -- да, нечто вроде музыки получается, но средненькая это музыка, невыразительная.
Почему?
Потому что алгоритм писал Зарипов, крепкий профессионал-середняк? А если бы алгоритм писали Бах с Бетховеном, тогда программа писала бы очень хорошую музыку? В те годы, 60-70-80-е, об этом много спорили как раз в профессиональной среде, где в музыке кое-что смыслят. Сходились на том, что
результат будет средненький при любом алгоритме. Для такого вывода есть очень серьезные и очень специальные основания, которые здесь приводить не буду, сил нет. Затраты на эти объяснения велики, это нужен пространный текст, а результат никакой -- все отскакивает... Так что прошу меня простить.