2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 13:29 


17/10/08

1313
Дискуссия про "плохие оценки" завершилась лет 50 назад. Тогда то же самое писали об исследовании операций. И ничего, пользуются. По аналогии, можно сказать, Data Mining предлагает плохие методы решения задач, решение которых другими способами дает еще худший результат. "Вы все дураки" - это не решение задачи.

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 13:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
mserg
Да я все это знаю. Вопрос в том зачем решать эту задачу? Ясно, что формальные методы нужны там, где есть хоть какая-то формализация. А формализовать задачу о "качестве музыки" весьма сложно. Получится суррогат сомнительных достоинств.
Да, если задача архиважная, ее можно решить, хотя бы и плохо. Но в данном случае... Что-то не замечала, что человечеству нужны "электронные критики". Как-то сами справляемся.

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 14:05 


17/10/08

1313
Применяться может, например, для повышения релевантности музыкального поиска. Это, если оценки делает пользователь.

А вообще, задача начинается с цели, которую нам ТС не изложил.

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 14:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
provincialka в сообщении #957885 писал(а):
Вопрос в том зачем решать эту задачу? ...
Что-то не замечала, что человечеству нужны "электронные критики". Как-то сами справляемся.

Где-то справляемся, а где-то уже настолько пообвыклись, что не замечаем. Приходится же Вам пользоваться Гуглом? Конечно, если бы результаты выдавались в случайном порядке, мы бы тоже как-то справлялись. Или спам-фильтры в почте? они иногда ошибаются, но большинство готово идти на этот риск. Точно так же я бы предпочёл навсегда оградить своё сознание от любой информации про некоторые классы книг, фильмов, музыки (по определённым критериям). Вот для этих целей нужно развивать подобные системы. И они будут востребованы, даже если многих устраивают текущие механизмы фильтров.
Про оборотную сторону медали я тоже помню, но тут уж ничего не поделать.

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 14:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Хм... Оградить - это, конечно, неплохо. Правда, не замечала, чтобы мне какую-то музыку навязывали. То есть, конечно, навязывают, и очень активно: телевидение, радио. Ну, так я просто такие передачи не слушаю. Не думаю, что мне нужен анализатор, чтобы разобраться.

Конечно, рекомендательный сервис -- вещь хорошая. Но он-то как раз работает по принципу "топа" -- усовершенствованному, конечно, приспособленному к индивидуальным вкусам. Но "что такое хорошо и что такое плохо" само по себе - ни в коем случае не решает.

Может, у меня просто предубеждение, но я не хочу, чтобы какой-то автомат принимал решение: какая музыка хорошая, какая нет.

Хотя... Как исследовательская задача это неплохо. Если не задаваться слишком грандиозными целями.

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 16:21 


26/08/10
646
provincialka в сообщении #957826 писал(а):
Это и верно, и нет.
Нет, это совсем неверно.
Все рассуждения mserg строятся на предположении, что хорошая музыка какими-то статистиками отличается от плохой. Это наивное предположение.

Аудиозапись предлагается рассматривать как вектор целых чисел... Положим, это уже есть, музыка оцифрована, нотам поставлены в соответствие целые числа. Что дальше? Анализ частотности нот? Анализ частотности интервалов -- мелодических и гармонических? Анализ частотности аккордов? Так все эти статистики одинаковые для очень хорошей музыки и очень посредственной. Если брать сочинения одного жанра -- скажем, фортепианную сонату, -- то статистика будет сходной до неразличимости.

Более понятный пример такой: статистика хорошего романа и статистика плохого романа не различаются, если они оба написаны на одном языке. Статистика букв будет совпадать абсолютно, это очень прочная характеристика языка, также совпадают диграммы и триграммы (криптографы это знают), и даже словарь различается мало, длина предложения различается мало. Ну, разве что очень малокультурный писатель с бедным словарем, но речь не о самом нижнем крае, а что чуть выше -- неразличимо статистически. Толстой, или Гаршин, или Григорович -- они очень разного уровня мастерства, но по составу и богатству словаря почти равны.

Словом, не надо маяться фигней, не надо гадать. Тут различия на уровне очень высоких сущностей, не поддающихся формализации, а вот приходят удальцы со стороны, не умеющие трубу от барабана отличить, -- и они все сразу откроют. Они же математики, на бумажке ноты посчитают, найдут среднеквадратическое отклонение... Убогая это идея, жалкая. К тому же затрепанная, изношенная, каждому новичку заново приходит в голову.


:oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 16:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Magazanik
Согласна с вами. Хотя предыдущий оратор сказал, что он не ноты собирается считать. Но это не принципиально.

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 16:39 


26/08/10
646
provincialka в сообщении #957973 писал(а):
предыдущий оратор сказал, что он не ноты собирается считать.
Простите, а что он собирается считать?

Он что-то говорил о спектре. Если в точном смысле -- частотный спектр, -- это и есть ноты, от них не уйдешь.
Или он о буквальном совпадении этого "вектора целых чисел" -- то есть полных или частичных совпадениях мелодии? Ну, это вообще редкость, причем обширные совпадения с хорошим образцом это не признак хорошего качества, а признак плагиата. Либо помягче: обработки, аранжировки...


:oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 16:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Magazanik в сообщении #957977 писал(а):
Он что-то говорил о спектре.

mserg в сообщении #957831 писал(а):
Я сказал, что нужно опираться на различия в спектре? Не помню. :D

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 16:51 


26/08/10
646
Пардон, тут может выйти путаница из-за двоякого понимания термина "частотность".

Нота есть частота, частота колебаний, физическая характеристика звука.
А есть статистика нот в музыкальном тексте, статистика букв в романе и пр. -- в таких случаях криптографы, чтобы не было путаницы с частотой, говорят о частости или частотности. Да и не только криптографы, скажем, есть понятие "частотный словарь" русского языка, английского, китайского...

Так вот, эти статистики доступны, иногда полезны (скажем, поисковик по ним различает языки), но к смыслу и качеству текста они отношения не имеют никакого.

:oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 18:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Magazanik в сообщении #957966 писал(а):
Словом, не надо маяться фигней, не надо гадать. Тут различия на уровне очень высоких сущностей, не поддающихся формализации, а вот приходят удальцы со стороны, не умеющие трубу от барабана отличить, -- и они все сразу откроют. Они же математики, на бумажке ноты посчитают, найдут среднеквадратическое отклонение... Убогая это идея, жалкая. К тому же затрепанная, изношенная, каждому новичку заново приходит в голову.

Почему нематематики настолько ограничены во взглядах и в гипотезах? Неужели под экспертной системой обязательно понимать голый алгоритм программы без базы знаний и без интерфейса взаимодействия с человеком? Я вообще такое не смог бы назвать экспертной системой.

Вы лучше представляйте себе музыкальный центр будущего, получающий от вас в режиме реального времени всю возможную информацию (начиная от МРТ, заканчивая полным анализом выдыхаемого воздуха), а также имея базу знаний за последние 250 лет от 50 млрд. человек (пополняемую в режиме реального времени), рекомендует вам в данный момент получить наибольшее удовольствие от прослушивания музыки по такому-то списку приоритета. Это ли не лучший критерий деления на плохой / хороший? (А ещё вчера я не мог сообразить, как побороть зависимость моих вкусов от погоды и настроения. Казалось невозможным, а оказалось, что совсем несложно.)

Предвидя вопросы о совершенно новой музыке, я сразу уточню следующее. Считаете ли Вы, что экспертные системы в медицине (точнее, в диагностике) предназначены для определения новых заболеваний и их лечения? Или вообще расскажите, что есть по Вашему экспертная система.

(Оффтоп)

Я не хотел Вас задеть. Скорее всего, Вы как-то зафиксировали понимание вопроса и терминологии ТС и не потрудились попытаться понять, о чём шли разговоры далее. Но в этом случае не стоит быть настолько высокомерным (да и вообще не стоит).

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 18:12 


17/10/08

1313
Magazanik в сообщении #957966 писал(а):
provincialka в сообщении #957826 писал(а):
Это и верно, и нет.
Нет, это совсем неверно.
Все рассуждения mserg строятся на предположении, что хорошая музыка какими-то статистиками отличается от плохой. Это наивное предположение.

Вообще-то, о виде модели я вообще не говорил. Для справки: статистические модели в таких задачах обычно не работают. О классификации музыки плохая-хорошая я также не говорил. Была речь об оценках конкретных людей. И т.д.

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 18:37 


26/08/10
646
grizzly в сообщении #958042 писал(а):
рекомендует вам получить наибольшее в данный момент времени удовольствие от прослушивания музыки по такому-то списку приоритета. Это ли не лучший критерий деления на плохой / хороший?
Не лучший.
Кажется, Вы о критерии популярности.
Это элементарная социология искусства -- статистика опросов, анкет, писем слушателей на радио и прочего. Но и она не так элементарна, как кажется тем, которые ею непосредственно не занимались. Есть качество (валидность) анкеты -- как вопрос задан, какой в нем смысл, это очень непростая штука. Есть качество выборки -- не только репрезентативность (в смысле массовости), но стратификация, учет неоднородности.
Синхронно -- в этом месте и в это время, в этом обществе и на эту календарную дату, -- наибольшую популярность имеют, к примеру, песни в исполнении некоей А.Пугачевой. Это ровно ничего не значит вообще (в смысле для всех) и ровно ничего не значит в частности -- для тех, скажем, кому подавай все тридцать две фортепианные сонаты Бетховена в исполнении Горовица. Волосы на себе рвут: ах, почему Горовиц именно тридцать вторую, оп.111, никогда не записывал! Не его это предмет...
Словом, оценка как нечто интегральное от множества частных оценок -- это кое-что, но не все, а только кое-где и кое для кого, надо ее еще грамотно получить, понять, осмыслить, -- она с качеством связана непрямо.

grizzly в сообщении #958042 писал(а):
Предвидя вопросы о совершенно новой музыке, я сразу уточню следующее. Считаете ли Вы, что экспертные системы в медицине (точнее, в диагностике) предназначены для определения новых заболеваний и их лечения? Или вообще расскажите, что есть по Вашему экспертная система.
Про медицину ничего говорить не буду, не специалист.

Но вопрос топик-стартера касался, сколько я помню, не оценок уже существующей музыки (по каким-то социологическим критериям или иным), а оценок музыкального произведения -- нового или просто доныне неизвестного данной экспертной системе -- на, получи и оценивай. Тут вход, тут выход.
Так вот, для этого нужны критерии, выводимые собственно из сочинения, свои, имманентные, а их в формальном виде нет. Между тем тут коллеги считают, что есть -- или будет, стоит только постараться: записал музыку как вектор целых чисел -- и живенько нашел функцию, которая чем-то совпадает или схожа с другими векторами... Какая такая функция? Ребята, вы о чем? Опомнитесь!

Сочинять про функции можно только на уровне полной неосведомленности в предмете. Это можно сказать напрямик, без околичностей, здесь нет даже высокомерия, простая констатация факта на сегодняшний день -- и вполне основательный прогноз на ближайшую тысячу лет.


:oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 18:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/11/12
1878
Санкт-Петербург
provincialka в сообщении #957909 писал(а):
Может, у меня просто предубеждение, но я не хочу, чтобы какой-то автомат принимал решение: какая музыка хорошая, какая нет.

Это существенно. Маркетологи учтут конечно.
Magazanik в сообщении #957984 писал(а):
Если в точном смысле -- частотный спектр, -- это и есть ноты, от них не уйдешь.
Нота есть частота, частота колебаний...

И "долгота" и много чего еще (целый список midi-контроллеров), но какие ноты у Штокгаузена? Скорее живопись. А у Высоцкого? Даже поэтические тексты на бумаге не очень впечатляют, а записывать на ноты его песни вообще бессмыслено. Что могут рассказать ноты об игре Паганини?
Magazanik в сообщении #957977 писал(а):
Или он о буквальном совпадении этого "вектора целых чисел" -- то есть полных или частичных совпадениях мелодии?

Вы говорите о мелодиях как об объективных реальностях. Но товарищ Жданов в 1948 г. не обнаружил мелодий в произведениях Шостаковича, и тот в экстренном порядке создал ораторию "Оденем Родину в леса" чтобы не самому на лесоповал... Вот это я понимаю Машина! ИНТЕРАКТИВНАЯ.

 Профиль  
                  
 
 Re: экспертно-музыкальная система
Сообщение07.01.2015, 18:44 


17/10/08

1313
Magazanik в сообщении #958060 писал(а):
...
Так вот, для этого нужны критерии, выводимые собственно из сочинения, свои, имманентные, а их в формальном виде нет. Между тем тут коллеги считают, что есть -- или будет, стоит только постараться: записал музыку как вектор целых чисел -- и живенько нашел функцию, которая чем-то совпадает или схожа с другими векторами... Какая такая функция? Ребята, вы о чем? Опомнитесь!
...


Кто писал про "живенько нашел функцию"? Про схожесть векторов? И т.д.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 71 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group