YodineМы не поняли, что такое время? Что показывают часы? ... мы не поняли, а вы не сказали
Всё было сказано, читайте, пожалуйста, внимательнее. Ведь говорил Вам уже, что "время" - одно из первичных понятий, т.е. неопределяемых через что-либо другое нам известное. Это означает, что человек учится применять такое понятие опытным путём: наблюдая и обдумывая разные ситуации, читая учебники и решая задачи.
Чем больше набираетесь опыта, тем полнее для Вас раскрывается содержание такого понятия. Простейшее содержание понятия "время" связано с картиной движения тел: человек наблюдает, что положение тел в пространстве способно
изменяться. Человек так и говорит, мол, "всё течёт и всё изменяется", "ничто не вечно под луной", и т.д.
В школе Вы проходили (или пройдёте в будущем, если Вы ещё только-только поступили в школу) простейшие виды движений материальной точки: равномерное, равноускоренное, гармонические колебания. Их описывают
функциями , и анализируют с помощью графиков. (И я Вам предлагал сделать важное упражнение - построить график). На этом этапе интуитивное представление о времени переходит у ученика в более конструктивное представление, выраженное чётким математическим языком - человек уже может решать простые задачи о движении и применять результат на практике. Через график поясняется также понятие "мгновенная скорость" (а затем и "ускорение") - с помощью касательных прямых к графикам.
Затем человек изучает много других примеров, в которых наблюдается изменение состояний материальных объектов. Это реакции, химические и радиоактивные (последние очень важны, например, для определения возраста всяких ископаемых); диффузия и другие необратимые процессы. И об этом я уже писал. Оказывается, результаты физических опытов
воспроизводимы, и выразимы количественно - на языке некоторых функций аргумента
.
Вот так мы и приходим к определённому пониманию, что означает время
. На вопрос "что такое время" нет ответа в отрыве от многообразной картины физических явлений; этот вопрос находит ответ, только объединившись с другими вопросами физики - в совместном контексте вопросы физики проясняются сразу по нескольку штук, а не поотдельности.
"Что показывают часы?" Хм... Такой вопрос обычно задают малые дети... А родители им объясняют: вот пойдёшь в школу, научишься считать, тогда и поймёшь, зачем на часах стрелки, циферблат (или цифровое табло), и что они показывают. Часы показывают значения переменной
. Которая в свою очередь связана с внутренним состоянием часов и с его изменениями; и которая , конечно, может быть обозначена любой другой буквой, в частности,
.
Вот, для раздумий, могу предложить Вам простую модель часов, у которых показания будут напрямую связаны с ходом "необратимого" (пока человек не вмешивается) процесса в них. Возьмём электрический конденсатор ёмкостью
. Зарядим его до достаточно высокого напряжения
. И подсоединим к его клеммам резистор сопротивлением R последовательно с амперметром. В первый миг ток
через амперметр будет равен
, а затем он будет убывать, по мере того, как конденсатор разряжается через эту цепь.
Под стрелку амперметра мы приклеем самодельную шкалу, на которой начертим риски с цифрами, обозначающие значения переменной
, вычисленной через показания
амперметра по формуле:
где
- произвольно выбранное начало отсчёта времени (если выбрать
, то показания
будут монотонно и равномерно возрастать от нуля; если же выбрать
, то показания начнут возрастать с отрицательного значения
; и т.п.) Получились простенькие часы, основанные на явлении разряда электрической ёмкости через резистор.
Этот пример заодно поясняет, что
есть обычная непрерывная переменная, не дискретная, и она не есть "мощность" какого-то множества: в данном примере имеем обычную электрическую цепь, и здесь нам вовсе не требуется вводить понятие "множество".
Если же Вы всё-таки хотите, чтобы вам дали какое-то отдельное
определение "что такое время", то ответьте сначала сами себе - что такое "определение" и что такое "что такое"? Тогда поймёте, что определения могут формулироваться только через другие определения - через определяющие термины. А те - через определяющие термины к определяющим терминам. А те через определяющие термины к опредляющим терминам определяющих терминов. И т.д., до бесконечности...
Поэтому физика начинается не с определений, а с наблюдений.