Меня там всегда смущали лучники, сбивающие самолёты, и т. п.
В C-evo вот этого как раз нет. А ещё там можно писать свои ИИ, и некоторые из пользовательских ИИ хорошо дают прикурить.
Но искать что-то обучающее в Цивилизации и её клонах дело сомнительное. Если и является оригинальная серия в чём-то обучающей, то только благодаря наличию цивилопедии, идущей бонусом.
Нет, всё-таки цельная игра за 2000-3000 лет приятна концепцией.
Есть такая старая игра SimEarth. Там охват по времени
лет, а по широте от геофизики, гидродинамики атмосферы и эволюции биосферы до развития цивилизации до начала настоящего космоплавания. С неизбежными упрощениями, конечно. Но очень здорово передана концепция взаимозависимости подсистем на разных масштабах. Прямо ожившая книжка Еськова. Эволюция правда представлена скорее в модели Вавилова с гомологическими рядами, но это результат упрощений. Кстати, это единственная известная мне игра, где игровое пространство гомеоморфно бутылке Клейна.
Ещё одна замечательная игра, не увидевшая ни нормальной техподдержки, ни продолжнеия, это SimLife. Настоящий симулятор эволюции экосистем. Единственная игра, из тех, что мне попадались, и о которых я читал, где реализована настоящая синтетическая теория эволюции с естественным отбором на уровне популяций. К сожалению, заметно забагована и страдает от отстутствия нормального инструментария для работ с большими популяциями и масштабами времени. Ну и "биологичекий вид" там реализован немного кривовато, а это сказывается на динамике видообразования.
По небесной механике и космонавтике тут уже рекомендовали Orbiter (именно Orbiter, а не попсовая Kerbal Space Program). Там большая часть игры проходит в расчётах траекторий и манёвров.
Исправление: случайно на порядок занизил охват во времени в SimEarth