2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Как правильно учить матан?
Сообщение27.07.2014, 23:33 
Аватара пользователя


07/07/14
156
Посоветуйте пожалуйста, как эффективно читать математическую литературу. Вот,например,математический анализ. Приблизительно составил когда-то (после чтения форума) список учебников,которые актуальны для технических ВУЗов. Их и использую главным образом:

1) Бугров-Никольский
2) Ильин-Позняк
3) Фихтенгольц
4) Кудрявцев (3 тома,не краткий курс)

Читаю я,например, тему: "Понятие ряда" в Кудрявцеве. Кудрявцев числовой ряд определяет как пару последовательностей:элементами которых являются члены ряда и частичные суммы соответственно.
Но меня всегда тянет посмотреть и другие учебники, и тут я читаю,что в остальных учебниках из перечисленных мною даётся другое, более понятное для меня определение ряда.
Или,например, символика Ландау. До сих пор толком ее не понимаю. Вернее, я знаю определения,но не более того. До сих пор не совсем понимаю эквивалентность следующих записей:
$\ sinx=x+o(x)$ при $x\to0$ и в то же самое время можно записать:
$\ sinx=x+o(x^2)$ при $x\to0$...

Сформировалась привычка одну и ту же тему читать сразу в нескольких учебниках. Имеет ли вообще смысл так делать?
Получается,что на одну тему у меня уходит гораздо больше времени,чем если бы я читал только один учебник. А ведь ещё надо решать задачи.
Может стоит просто взять один учебник и в случае проблем с пониманием читать до тех пор,пока не врублюсь? :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение27.07.2014, 23:38 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
PeanoJr в сообщении #890761 писал(а):
Сформировалась привычка одну и ту же тему читать сразу в нескольких учебниках. Имеет ли вообще смысл так делать?


Несомненно имеет смысл. Опыт показывает, что некоторые авторы, образно говоря, "не договаривают" кое-что.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение27.07.2014, 23:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/07
1221
Самара/Москва
Да, есть такое дело. Из-за разных подходов к изложению матем. анализа одни и те же темы совсем друг на друга не похожи. Я бы посоветовал не скакать, выбрать сначала один подход и проработать целый ряд тем, а вот уже после этого читать другие книги и проводить параллели с основной (в смысле основной для Вас, т.е. выбранной ранее) линией. Т.е. как бы один подход должен быть уже в голове. Причем большим куском.
Но это мое мнение. Возможно, от стратегий мышления зависит как лучше, и кто-то посоветует нечто другое.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение27.07.2014, 23:53 
Аватара пользователя


07/07/14
156
Henrylee в сообщении #890765 писал(а):
Да, есть такое дело. Из-за разных подходов к изложению матем. анализа одни и те же темы совсем друг на друга не похожи. Я бы посоветовал не скакать, выбрать сначала один подход и проработать целый ряд тем, а вот уже после этого читать другие книги и проводить параллели с основной (в смысле основной для Вас, т.е. выбранной ранее) линией. Т.е. как бы один подход должен быть уже в голове. Причем большим куском.
Но это мое мнение. Возможно, от стратегий мышления зависит как лучше, и кто-то посоветует нечто другое.



Какой из вышеперечисленных учебников Вы бы посоветовали в качестве основного, на котором можно остановиться? Желательно такой, в котором изложение ведется самым стандартным образом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 00:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

PeanoJr в сообщении #890761 писал(а):
До сих пор не совсем понимаю эквивалентность следующих записей:
$\sin x=x+o(x)$ при $x\to0$ и в то же самое время можно записать:
$\sin x=x+o(x^2)$ при $x\to0$...

Эти две записи не эквивалентны. Просто синус - такая функция, которая в ряде Тейлора имеет 1-й и 3-й члены, и не имеет 2-го. Поэтому остаточный член - порядка $x^3$ - одновременно является малым и по сравнению с $x,$ и по сравнению с $x^2.$

Вот если разлагать не синус, а, скажем, $e^x-1,$ то будет ясно видно, что
$e^x-1=x+o(x)$
записать можно, а
$e^x-1=x+o(x^2)$
записать нельзя.

Вообще, "о малое" можно воспринимать как отношение "строго меньше, чем", а "О большое" - как "нестрого меньше, чем". Их роль именно такова.


PeanoJr в сообщении #890761 писал(а):
Получается,что на одну тему у меня уходит гораздо больше времени,чем если бы я читал только один учебник.

Это не плохо. Зато у вас получаются более глубокие и прочные знания.

Мой личный совет при чтении любой физической и математической литературы: не торопиться, а тщательно прорабатывать текст, чтобы он был полностью понятен. Там, где есть выкладки и доказательства - самостоятельно повторить эти выкладки и рассуждения. Так вы проверите, всё ли в них ясно. Там, где есть определения, вводятся новые понятия и объекты, - остановиться, придумать конкретные примеры, подумать над их свойствами. Попробовать придумать задачу, и решить её, пусть даже самую простую, но помогающую ощутить новый объект.

Раз уж вы читаете несколько учебников, появляется новый способ развлечения: сопоставлять определения из разных источников, и убеждаться (в крайнем случае - тщательно доказывать), что они описывают одно и то же. Или иногда выясняется, что не совсем одно и то же. Тогда надо выделить важные нюансы, и дальше обращать на них внимание при чтении. Где-то они сыграют роль, а где-то - нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 00:24 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
PeanoJr в сообщении #890761 писал(а):
3) Фихтенгольц
Пора бы уже, наконец, окончательно похоронить Григория Михайловича Фихтенгольца и его учебники.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 00:54 
Аватара пользователя


07/07/14
156
Munin в сообщении #890773 писал(а):
Эти две записи не эквивалентны. Просто синус - такая функция, которая в ряде Тейлора имеет 1-й и 3-й члены, и не имеет 2-го. Поэтому остаточный член - порядка $x^3$ - одновременно является малым и по сравнению с $x,$ и по сравнению с $x^2.$

Вот если разлагать не синус, а, скажем, $e^x-1,$ то будет ясно видно, что
$e^x-1=x+o(x)$
записать можно, а
$e^x-1=x+o(x^2)$
записать нельзя.

Вообще, "о малое" можно воспринимать как отношение "строго меньше, чем", а "О большое" - как "нестрого меньше, чем". Их роль именно такова.


Если можно,на примере:
$\sin(x)=x-\frac{x^3}{6}+o(x^4) $
Как я понимаю эту запись: выражение $o(x^4)$ - некое слагаемое, частное от деления которого на $x^4$ в окрестности нуля стремится к нулю.
Если записать это через O-большое:
$\sin(x)=x-\frac{x^3}{6}+O(x^5) $
$O(x^5)$ означает, некое слагаемое, которое в окрестности нуля, ограничено сверху $x^5$
Правильно ли я понимаю?

Munin в сообщении #890773 писал(а):
Мой личный совет при чтении любой физической и математической литературы: не торопиться, а тщательно прорабатывать текст, чтобы он был полностью понятен. Там, где есть выкладки и доказательства - самостоятельно повторить эти выкладки и рассуждения. Так вы проверите, всё ли в них ясно. Там, где есть определения, вводятся новые понятия и объекты, - остановиться, придумать конкретные примеры, подумать над их свойствами. Попробовать придумать задачу, и решить её, пусть даже самую простую, но помогающую ощутить новый объект.



Обычно стараюсь так и делать, иначе плохо понимаю. Бывало,конечно,просто запоминать какие-нибудь теоремы или формулы для семинаров, но потом все равно приходится разбираться в доказательстве для осознанности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 01:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

PeanoJr в сообщении #890792 писал(а):
Если можно,на примере:
$\sin(x)=x-\frac{x^3}{6}+o(x^4) $
Как я понимаю эту запись: выражение $o(x^4)$ - некое слагаемое, частное от деления которого на $x^4$ в окрестности нуля стремится к нулю.

Да.

PeanoJr в сообщении #890792 писал(а):
Если записать это через O-большое:
$\sin(x)=x-\frac{x^3}{6}+O(x^5) $
$O(x^5)$ означает, некое слагаемое, которое в окрестности нуля, ограничено сверху $x^5$

$O(x^5)$ примерно означает, что нельзя записать $o(x^5),$ но при этом можно записать $o(x^{5-\varepsilon})$ для сколь угодно малого положительного $\varepsilon.$ Более точно, если не ошибаюсь, можно записать $o\bigl(\tfrac{x^5}{f(x)}\bigr),$ где $f(x)$ - произвольная стремящаяся к нулю функция.

При этом, $O(x^5)$ не ограничено сверху $x^5.$ Этот член может иметь вид, скажем, $20x^5$ - это заведомо больше, чем $x^5.$ Или, он может иметь вид $x^5+x^6.$ И тому подобное. Но, там заведомо не может быть $x^4.$ И даже $x^5\ln x.$

Но это всё офтопик. Лучше было бы завести отдельную тему, с более говорящим названием, посвящённому этим вещам. Глядишь, и отвечать бы вам пришли люди, более разбирающиеся, чем я.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 01:30 


11/07/14
132
Aritaborian в сообщении #890777 писал(а):
Пора бы уже, наконец, окончательно похоронить Григория Михайловича Фихтенгольца и его учебники.

А какой бы Вы посоветовали учебник на замену? Я поддерживаю с какой-то стороны такую мысль, может даже с большей стороны... Но меня смущает то, что некоторых тем в других пособиях и не встретишь, например, квазиравномерную сходимость, но, возможно, я ошибаюсь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 09:51 


21/04/08
208
Зорич вроде неплохой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 11:22 
Аватара пользователя


07/07/14
156
Munin
Спасибо! Теперь,кажется, понял.
sng1
Я,видимо,тупой,но для меня Зорич - вынос мозга)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 11:26 
Заслуженный участник


20/12/10
9061
PeanoJr, если Зорич не идёт, читайте Кудрявцева, только не 3-томник, а издание начала 1980-х в 2-х томах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 11:28 
Аватара пользователя


07/07/14
156
nnosipov в сообщении #890865 писал(а):
PeanoJr, если Зорич не идёт, читайте Кудрявцева, только не 3-томник, а издание начала 1980-х в 2-х томах.


Сейчас скачаю.
А Бугров-Никольский,Ильин-Позняк не подойдут?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 11:38 
Заслуженный участник


20/12/10
9061
Да они все в той или иной мере годятся. По моим представлениям, Бугров-Никольский,Ильин-Позняк --- это что-то между Кудрявцевым и Зоричем. Предпочтительнее, конечно, современный курс типа Зорича, но для начала можно взять что-нибудь попроще. А потом, как говорится, аппетит приходит во время еды ...

 Профиль  
                  
 
 Re: Как правильно учить матан?
Сообщение28.07.2014, 11:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


24/02/12
1842
Москва
Aritaborian
Зачем хоронить? Если не подходит математикам, то чем он плох для технарей?
Я уж не говорю о том, что в старых учебниках встречается кое-что, чего не найдешь в новых, так что их ценность нельзя преуменьшать.

Для ТС: надо учить по одному учебнику сначала, иначе запутаетесь. Освоив раздел, можете смотреть другие учебники. И не увлекайтесь излишним формализмом, типа "ряд -- это пара последовательностей", главное -- получить правильные интуитивные представления об изучаемых объектах, почувствовать их. А то выйдет не матан, а игра в символы, понять не поймете, да еще и возненавидите до конца жизни.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group