Можно придумать много примеров, когда не знаешь, как поступить по совести.
Разрабатывать ядерное оружие - это по совести? А если подумать о том, каких кровопролитных войн оно позволило избежать?
Проводить спецоперацию - это по совести (зная, что почти наверняка погибнут ни в чём не повинные заложники)? Или, может быть, по совести - сесть за стол переговоров с террористами, принять их условия, освободить из тюрем тех, кого они укажут (зная, что почти наверняка за этим последуют новые теракты)?
Чикатило казнили по совести? А вдруг это всё-таки не он был? Признался, так ведь у нас в 37-м году многие признавались
К тому же до того казнили по тому же делу ни в чём не повинного человека (можете подробности в Википедии посмотреть).
Отнимать у родителей тело ребёнка, погибшего в катастрофе - по совести? А если органы этого ребёнка могут быть пересажены другому человеку и спасти тому жизнь?
Эвтаназия - она по совести? А если, например, у человека умерла кора головного мозга (он никогда не придёт в сознание), но органы ещё работают за счёт искусственной стимуляции системами жизнеобеспечения, может быть, стоит ему, даже не спрашивая его мнения (никак не спросить), отключить эти системы?
Это такие экстремальные, яркие примеры. А ведь жизнь насыщена множеством более тусклых, менее острых, но более многочисленных подобных вопросов.
Например, давать милостыню - это по совести? А если знать, какими методами пользуется "мафия нищих", чтобы возбудить в нас чувство сострадания?
Вот Лев Толстой по совести поступил, когда в конце жизни из дому ушёл, семью бросил? Да там сам чёрт ногу сломит разбираться во взаимоотношениях в его семье.
Перед человеком встаёт дилемма - отстаивать какую-то свою точку зрения, зная, что все против неё [а он уверен в своей правоте], или смириться, признать, что был неправ? Последнее может быть гораздо выгоднее человеку в материальном плане. Но приводит, например, к неоптимальному использованию средств. А человеку надо семью кормить. Семья - это святое (так ведь? Вы ведь за семью, за увеличение рождаемости???), а оптимальное использование средств - чёрт его знает, так ли уж оно нужно?..
Вот блин, хотел ведь ограничиться всего тремя примерами, но Остапа понесло... Ещё пять сами собой придумались...
Вот Вы считаете, что знаете, как по совести. Человек что-то сделал - а Вы судите, по совести он это сделал или нет. И оглашаете свой вердикт. А Вы, может быть, совсем не знаете ситуацию, в которой оказался этот человек. И можете ошибиться. А посему разные люди могут по-разному судить, по совести ли поступил тот или иной человек. Более того, сами могут решать по-разному, как будет "по совести". Зависит от полноты информации, которой они обладают. Да только кто ж обладает всей полнотой информации??? Хотели ж как лучше - а вот поди ж ты, инфляция, зараза такая, дефолт...
Если бы мы знали все аспекты дела, мы, будучи небезгрешными, не всегда кристально честными, идя порой на мелкие сделки с совестью, всегда смогли бы договориться о том, что правильно, а что нет.
А вот будучи бескомпромиссными борцами за правое дело, никогда не признавая никаких мнений, кроме голоса нашей совести, но не зная всех деталей, можем наломать таких дров, что мало никому не покажется. История пестрит примерами. Вот мне лично Великая французская революция нравится как пример...