И даже то, как можно научить школьников дифференцированию и интегрированию в контексте липшицевых оценок?
А нельзя.
Во-первых, не школьников.
Во-вторых, как тут уже неоднократно сказали, это будет научить - НЕ дифференцированию и интегрированию. А если дифференцированию и интегрированию - то НЕ научить.
В-третьих, я упираю на то, что если не давать занудного (и поначалу непонятного) определения, то необходимо давать
образ. А вы вместо этого даёте
технику. Техника вторична, и нужна только в части приложений.
Напомню, что возможно как минимум три разных взгляда на производные: алгебро-технический ("как взять производную функции, заданной формулой"), геометро-графический ("как взять производную функции, заданной графиком"), и численный ("как взять производную функции, заданной процедурой вычисления в чёрном ящике").
Причём, меня не покидает ощущение, что теоретики математического анализа пользуются геометрическим взглядом не меньше, чем топологическими определениями. Втихаря. Не признаваясь иногда даже самому себе.
И что плохого в том, чтобы по-человечески обьяснить школьникам интегрирование и дифференцирование в упрощённом контексте? Что Вам лично в этом не нравится?
В этом - нравится. Мне не нравится конкретный кандидат на "упрощённый контекст".
Увы, "король-то голый".
На одной сути никуда не уедешь, суть без техники вычислений и алгоритмов -- это пустое философствование.
Ну что ж, вот на этой ошибке мы с вами, наверное, и распрощаемся. Вы ни черта не знаете физики и приложений дифференциального и интегрального исчисления, а дерзаете объяснять его нематематикам.
Это бессмысленно!
(Как я уже говорил неоднократно, и в т. ч. в тех темах, на которые вам давал ссылки, суть для физика - совсем другое, чем суть для математика. Суть для математика может происходить из определений, суть для физика - первичнее определений.)
Я же говорил о любых людях,
то есть конкретно - ни о каких.
А что Вы лично понимаете под этими приближёнными равенствами, можно объяснить? Вы можете их выразить в терминах неравенств?
Нет, не могу.
Что я под ними понимаю - рассказ очень долгий, и кажется, я не знаю ни одного его хорошего изложения. Начинается всё со знакомства с экспериментальными и вычислительными погрешностями ещё в школе, плюс с такими общеизвестными истинами, что "точность до процента - это хорошо, точность до 0,1 % - очень хорошо". Дальше идёт некоторое наукообразие: вероятность, статистика, и переход от диапазона разброса к "сигме" распределения. Иногда это принципиально важные вещи (например, в квантовых экспериментах), иногда не очень. И опять общеизвестные истины, что "уровень доверительной вероятности 95 % - хорошо, 99 % - очень хорошо" (хотя в физике экспериментальных частиц, например, принято добиваться целых
).
Другой нитью повествования - понятия малых величин, сначала в матанализе (асимптотическое поведение в нуле, разложение в ряд Тейлора), а потом и в физике. Плюс интуитивные представления о порядках величин, и аналогичные общеизвестные истины, что "разница в 100 раз - это много, в 1000 раз - очень много". В эксперименте, идут понятия о факторах и вкладах. Это сшивается с теоретическими малыми величинами, в том смысле, что если величина малая (в аналитическом смысле), то её вклад обычно тоже мал (численно), поскольку в физике практически всегда коэффициенты имеют порядок единицы (в численном смысле).
Согласно этой логике вообще никого ничему учить не надо, зачем детей травмировать зря этой бессмысленной ерундой? Это Ваш взгляд на математику, чисто потребительский.
Итак, вы не понимаете, зачем учить математике нематематиков. Вы думаете только об одном - как сделать из них математиков.
Есть разные степени строгости, такой чёрно-белый подход совершенно не годится.
Есть разные степени строгости, но вы сами в ваших предложениях говорите только о максимальной.
"If all you have is a hammer, everything looks like a nail" -- Abraham H. Maslow
Если у вас есть только молоток, то вам везде мерещатся гвозди.
Это очень хорошо подходит к вам (и к некоторым вашим оппонентам).
А я как раз никак не подпадаю.
Видна только ваша личная неприязнь к пределам, неизвестного происхождения :-) Странно в ней то, что эта неприязнь - ровно к одной детали в сети взаимосвязанных понятий.
"Дело -- продолжал Зельдович -- просто в том, что находить интересующие нас отношения конечных приращений трудно, поэтому и придуманы приближенные асимптотические формулы для них. Эти-то приближенные формулы математики и называют своими пределами и математическими производными. В любом реальном применении теории следует учитывать, меньше чего не следует делать приращения, чтобы результаты теории соответствовали эксперименту."
Хорошая цитата, но цитаты у нас принято снабжать ссылками на источники.
Кроме того, эта цитата ровно противоположна тому, что предлагаете вы :-)