(Оффтоп)
Munin традиционно "силен" в школьной математике. В десятом.
Где как. Разброс между учебниками довольно велик. Стандартами распределение материала по годам не фиксируется, есть только два дедлайна: к концу 9 класса ученики должны знать одно, к концу 11 - другое.
Хорошо, если где-то в 10. Я совершенно не против.
Я не осознаю, где тут "шашечки", а где "ехать".
В общем, здесь и нет чёткого разделения на "шашечки" и "ехать". Дело в том, что студенту-математику "ехать" - это одно, студенту-нематематику "ехать" - это другое (а то, что было нужно студенту-математику, для нематематика "шашечки"). Школьнику и то и другое "шашечки", и по сути пока не нужно. Максимум, ему это может пригодиться для будущей учёбы в вузе. А может и не пригодиться - перед ним много дорог. Зачем матан будущим журналистам, например? :-)
Ну с техникой вычисления примерно понятно — если учить технике, то "уравнение Риккати в случаях бла-бла требует замены кукареку", а какая может быть суть у нематематиков?
Я представляю себе "суть" для нематематиков как некое представление о понятии, которое позволяет:
- сопоставлять это понятие в математической модели с некоторой реальной ситуацией, переходить от реальности к наличию или отсутствию этого понятия;
- делать выводы на уровне математической модели, применять или не применять факты, теоремы, соотношения;
- сопоставлять понятие с реальностью в обратную сторону: на основании математического понятия делать какие-то выводы о реальности.
Например, меня устроит, если школьник скажет:
- функция "температура воздуха от времени" непрерывна, потому что мы в любой момент времени можем измерить температуру воздуха градусником, и свойства воздуха не могут измениться мгновенно, он должен как-то пройти промежуточные состояния;
- функция "плотность вещества от точки в пространстве" не непрерывна, потому что бывают границы тел, на которых плотность по одну сторону одна, а по другую - другая (плотность воздуха, или нуль при откачанном воздухе).
Суть здесь не в том, чтобы дать "единственно правильный ответ" (очевидно, что здесь его и не может быть), а в том, чтобы дать какой-то определённый ответ, и обосновать его. (Толковый школьник может дать несколько ответов, и обосновать их.)
Канонический пример с производной:
- движение мы изображаем графиком "координата от времени". Этот график - математическая модель. Реальное движение мы можем измерить приборами, и график пройдёт по точкам, измеренным приборами,
с какой-то погрешностью.
- к графику можно провести касательную. Тангенс угла наклона касательной назовём скоростью
;
- зная, что
в математической модели скорость - это производная, сможем найти кучу фактов о скорости: например, расстояние - площадь под графиком скорости; например, формулы равноускоренного движения, движения по окружности, и вообще бла-бла-бла;
- возвращаясь обратно к реальности, замечаем, что в реальности у нас никакого графика нет, а смысл скорости мы можем описать только как
при достаточно малых
- при таких, за которые
При этом, относительная погрешность наших
и
может быть велика, но мы считаем, что это не из-за непригодности понятия скорости, а из-за сложностей измерения малых величин. О непригодности понятия скорости мы начинаем говорить только на атомном и квантовом уровнях - когда обнаруживаем
физические проблемы, препятствующие сопоставлению с физикой данной математической модели (которая называется классическая механика).
(См. Сивухин. Общий курс физики. Т. 1. Механика. § 6. О смысле производной и интеграла в приложениях к физическим вопросам. Причём желательно старое издание:
post878499.html#p878499 )