Munin, не раздражайтесь, пожалуйста.
Никто не обязан меня читать, потому никому я не мешаю.
Я пытаюсь обратить внимание присутствующих на то, что гуманитарии имеют принципиально другое мировосприятие, другое мышление.
И пока это не будет детально учтено, никакие изменения курса лекций матана не помогут.
Oleg Zubelevich, я не был лично знаком с В.А. Рохлиным. Успокойтесь на этот счет.
М.И. Башмаков читал мне на первом курсе алгебру.
Когда я уже был преподавателем, он от семинара по педагогике рассылал по кафедрам высшей математики Ленинграда известие о лекции Рохлина.
Я имел в виду, что в живом виде доклад Рохлина более информативен, чем в записи.
Не стройте и не публикуйте компрометирующих меня измышлений. Это ни к чему.
***
Теперь попробую сказать по теме.
Но, извините, вынужден в качестве примера описывать самого себя в детстве.
Просто потому, что самого себя я лучше знаю, чем других.
Прошу (некоторых) читателей не торопиться этим раздражаться.
Когда мне было около пяти лет, мне подарили игрушку: железный "Конструктор".
Набор планочек с дырочками, винтиков, гаечек и т. д.
Я очень хотел грузовичок игрушечный и расстроился.
Но мне сказали, что из этого набора я могу сделать себе такую игрушку, какую захочу.
И я взялся создавать грузовичок. Кузов, кабина, колеса...
Но он постоянно рушился.
Планки на одном винте расшатывались. Гайки откручивались и т.д.
Я обратился к дедушке за помощью.
Тот стал меня учить:
планки крепи в двух точках (аксиома о единственности прямой через две точки),
вместо параллелограмма используй треугольник - жесткую фигуру,
гайку крепи контргайкой.
И т.д.
В итоге, не зная ничего про формулы, я познакомился с понятием функции
благодаря конструированию моделей строительной техники, мехнизмов.
В конце 1950-х электро моторчик добавился и провода и лампочки и журналы...
Они породили необходимость уметь вычислять, проектировать. - Это всё математика!
Школьная физика стала мне подспорьем.
К началу школьной геометрии я знал её на ощупь практически всю.
И не только геометрию! Еще и механику, и... - Слишком долго всё перечислять.
Вопреки распространенному заблуждению человек думает не словами, а образами, картинами, ощущениями, памятью о своих действиях и ощущениях, памятью о своем жизненном опыте.
Слова лишь вызывают из памяти эти образы.
И если мне всё, сказанное учителем по геометрии, было очевидным заранее
(просто по опыту моих занятий с "Конструктором"),
то, например, многим девочкам-одноклассницам геометрия представлялась некоей абстракцией, требующей "зубрёжки".
У них слова в сознание шли... как бы это сказать... через слух, что ли.
Точнее - через другие слова.
А у меня и моих одноклассников - мальчишек, имевших схожий с моим опыт домашних самоделок,
слова учителя по геометрии напрямую вызывали в памяти нужное ощущение, нужный кусок из пережитого опыта, нужный "видеоролик".
Тому же способствовало и то, что нам преподавали геометрию по Евклиду,
главнейшим принципом которого был
"Dans chaque malheur cherchez le triangle"
Итак, что я хотел сказать?
Я хотел сказать, что у гуманитариев совсем другая библиотека образов в голове.
Они думают другими понятиями.
Потому какие слова на лекции ни произноси - они не заденут их сознания (грубо говоря).
Выход я вижу не в написании учебников, а в составлении компьютерных программ,
которые бы делали два дела: формировали бы недостающий опыт, библиотеку образов,
и учили бы математике.
Разумеется, недостающий жизненный опыт на имитаторе полностью не получишь.
Ну хотя бы частично...
Нужна, так сказать, игрушка. Компьютерная игрушка.
Некий "Конструктор".
Благодарю за внимание.