То есть от себя ни слова добавлять нельзя?
Можно, когда будете понимать, что сказано теми словами, которые без ваших добавок.
Третий закон Ньютона можно переформулировать таким образом:
- все механические системы состоят из отдельных тел;
- между каждой парой тел бывает взаимодействие (не обязательно одно),
и других взаимодействий не бывает;
- каждое отдельное взаимодействие даёт две силы: первого тела на второе, и второго тела на первое.
Таким образом, пара
образует неориентированный граф. Пара
образует ориентированный граф, такой что каждому ребру графа
однозначно соответствуют два противоположно направленных ребра графа
Легко заметить, что все тела в такой картине равноправны и равноценны, и как члены механической системы, и как участники любого конкретного взаимодействия.
Кстати, в более общей механике, чем механика Ньютона, например, в механике Лагранжа, можно построить более общий случай, не сводимый к ньютоновскому:
- могут быть взаимодействия не пар, а троек, четвёрок, -ок тел;
- и каждое отдельное взаимодействие даёт силы, действующие на каждое из тел, такие что по всем силам каждого отдельного взаимодействия (для это очевидно даёт а для - вообще ).
Но такие силы могут быть формально поделены на множество парных сил, и поэтому такой случай не даёт более мощных возможностей описания физических ситуаций, а просто даёт большее удобство математического описания. P. S. Это отступление адресовано не Tcaplin, а читателям форума.
Я просто имел в виду, что работу совершает только одна из этих сил.
Нет, это не так. Работу совершают обе силы, но над разными телами. Работу над телом совершают только те силы, которые именно к этому телу и приложены. Те силы, которые приложены к другим телам, работы над данным телом не совершают. (Они совершают работу над своими телами, когда те тела будут рассматриваться.) Кроме того, обе силы не обязательно действуют на одинаковом перемещении, и поэтому работы этих сил могут оказаться разными (в частном случае, любая из них может оказаться нулевой).
Правда, формулировки "действие" и "противодействие" у семиклассников тоже могут возбудить такие крамольные мысли: чем они отличаются.
Это, конечно, плохо, и слова неудачные. Но в учебниках и в задачах даются по этому поводу достаточно подробные разъяснения и примеры, и этому вопросу достаточно внимания уделяют учителя. Так что, такие как вы, взрослые люди, с детства не разобравшиеся в этом вопросе, - всё-таки редкость.