2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Логика в школьной программе
Сообщение15.08.2013, 07:50 


15/04/10
985
г.Москва
 i  Deggial: рассуждения выделены из темы Логика формальная и математическая. Предмет, основные части


Занимаясь уже несколько лет информатикой и подготовкой к ЕГ по ней обнаружил печальную вещь. С одной стороны логика даже математическая использует термины понятия, суждения, умозаключения. Вводятся отношения между понятиями типа целое-часть и проч. С другой стороны в тестах и материалах ЕГ - полное отсутствие материалов на эту тему. Хотя в педагогических программах по информатике еще 6 класса есть раздел "Понятия". Или все таки понятия,суждения,умозаключения -это предмет не математической а формальной логики? (хотя это вроде обсуждали выше)
в ЕГ традиционно используют 4 основных типа задач
А3- на табл.истинности (в редких случаях на логические схемы)
А10-преобразование ЛВ (алгебра логики)
В12 - количество строк запроса к поисковому серверу
В15-решение логических уравнений, систем
При этом задачу В12 с натяжкой можно отнести к логике - она скорее к реляционной алгебре (условие WHERE SQL-запроса). Т.е. если считать реляционную алгебру и реляц отношений одним из направлений логики ,то да.
Но тогда в школе так и надо ученикам объяснять, а не приводить голые задачи
Как бы хотелось хотя бы в будущем сделать программу ЕГ в части логики более интересной. Внести задачи из обсуждавшейся выше темпоральной логики, может нечеткой логики...Но это из обл.фантазий...
Вывод. изучение логики в школе поверхностно. Давая возможность лишь чуть прикоснуться к матем.логике и не дает представление об структуре ее направлений, как науки

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика формальная и математическая. Предмет, основные части
Сообщение17.08.2013, 02:04 


15/04/10
985
г.Москва
С 1 стороны в ЕГ только задания из математической логике, с другой стороны где-то в 6 классе появляются учебные материалы на понятия и их соотношения.
Но это уже-предмет формальной логики.
Считаю это правильным -в школе воспитываются будущие специалисты разных профессий, возможно юристы, криминалисты. Им нужна формальная логика.
В интернете можно найти ряд презентаций и рефератов на эту тему, сделанных школьниками 6-7 кл. Но в ЕГ не включено!!!

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика формальная и математическая. Предмет, основные части
Сообщение17.08.2013, 16:18 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
Логика (формальная) изучалась в дореволюционных гимназиях и в СССР перед войной (кажется) и какое-то время после войны. В сети есть отсканированный учебник: С. Н. Виноградов и А. Ф. Кузьмин, Логика. Учебник для средней школы. 1954 (8-е издание).

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение19.08.2013, 18:58 


15/04/10
985
г.Москва
Спасибо конечно. Это я знал. Еще и в богословских учреждениях раньше и сейчас. Вопрос как бы стоит о ценности этого раздела науки для школьников.
Поскольку в России логику по учебным программам дают не на уроках математики а информатики, возникает вопрос о нужности элементов формальной логики в информатике. Если математическая логика используется прежде всего в логических выражениях в программировании, то она не вызывает сомнений.
А формальная логика?

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение19.08.2013, 22:22 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
eugrita в сообщении #755989 писал(а):
Если математическая логика используется прежде всего в логических выражениях в программировании, то она не вызывает сомнений.
Прям вся математическая логика используется? По-моему, там дальше алгебры высказываний не нужно идти.

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение20.08.2013, 01:09 


15/04/10
985
г.Москва
Конечно. Хотя неплохо бы сделать как задания программы-преобразователи ЛВ в СДНФ и СКНФ

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение09.09.2013, 00:43 


15/04/10
985
г.Москва
А вообще насчет применений приемов логики (хотя сколько не живу всегда математики или уклоняются или обижаются при вопросе: а где та или иная красивая математически задача используется).
Вот например, вопрос о решении систем логических уравнений или даже его часть о количестве решений логического уравнения (задача В15 ЕГ информатики) - для всех учащихся логике содержательна. При решении требует знания и применения приемов преобразований ЛВ и знаний законов и формул.
Ну хорошо, научились определять число решений 1 уравнения или систем.а где практическое применение?
Тот же вопрос можно поставить и к большинству задач олимпиад по математике и информатике...

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение11.09.2013, 00:37 


15/04/10
985
г.Москва
Вообще из реальных практических задач с большим количеством (свыше 10-15 переменных) я вижу только задачу минимизации СДНФ - задача о построении наиболее простой аппаратной схемы, реализующей данную логическую функцию.
(собственно это есть темы курсовых работ в МИЭМ, МИРЭА)
Я совершенно не вижу примеров применений решения систем логических уравнений с большим числом примеров (ну только быть может в экспертной системе или базе знаний).т.е. того случая когда сложность NP-полного алгоритма приближается к критическому значению даже для ЭВМ.
Подскажите, кто может.

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение11.09.2013, 06:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
Погуглите "SAT solvers applications"

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение22.07.2014, 21:41 
Аватара пользователя


17/04/11
658
Ukraine
eugrita в сообщении #754843 писал(а):
Занимаясь уже несколько лет информатикой и подготовкой к ЕГ по ней обнаружил печальную вещь. С одной стороны логика даже математическая использует термины понятия, суждения, умозаключения. Вводятся отношения между понятиями типа целое-часть и проч. С другой стороны в тестах и материалах ЕГ - полное отсутствие материалов на эту тему.

Спасибо, интересно было читать. Если я правильно понял по списку задач, школьники даже не прикасаются к формальным доказательствам математических теорем? ДНФ — это относится, как уже было сказано, к цифровой электронике или к автоматическим доказателям и к автоматической верификации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение22.07.2014, 23:26 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

beroal в сообщении #889527 писал(а):
Если я правильно понял по списку задач, школьники даже не прикасаются к формальным доказательствам математических теорем?
А как вы предлагаете совместить это с текущими школьными программами?

[А потом в ЕГЭ будут задания «Что из перечисленного не является аксиомой, и мы специально не укажем здесь, чего и из какой системы аксиом», но это совсем оффтоп.]

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение22.07.2014, 23:34 
Аватара пользователя


17/04/11
658
Ukraine

(Оффтоп)

arseniiv, я не разбираюсь в текущих школьных программах. :-) Кстати, почему это offtopic?

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение23.07.2014, 15:15 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

Ну, это же был вопрос в сторону. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение03.12.2014, 21:54 


30/11/14
27
Наши математики и информатики не научили даже тому, что такое доказательство. Спрашиваю студентов, которые пришли с семинара по математике: что такое доказательство. В ответ гробовое молчание. Спрашиваю, что такое вопрос- тоже молчание. Не говорю уже о том, что не знают , что такое классификация и анализ. Анализ производят от слова АНАЛ!!!!

 Профиль  
                  
 
 Re: Логика в школьной программе
Сообщение03.12.2014, 21:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
1. Если не отвечают - еще не значит, что им не рассказывали
2. Вопрос "что такое доказательство" не относится ни к математике, ни, тем более, к информатике. Это часть метатеории. Не уверена, что студентам она так уж нужна. Умения доказывать она точно не прибавит.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group