""Воруют...
Кредитуют-то не экономику, а конкретные проекты с достаточной вероятностью прибыли. Где они?
Можно вкладываьться в инфраструктуру, что всегда дает отдачу экономическую, тем более есть уже 3 проекта на 450 млрд руб, - модернизация транссиба, строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань и ЦКАД.
Часть товаров, что мы покупаем за рубежем можно вполне заместить внутренним производством(т н импортозамещение):
"... где те направления развития, которые нас должны вывести из кризиса. На слуху, естественно, обработка сырья. Об этом и президент недавно говорил, скажем, проводя Госсовет по лесу. На один кубометр леса мы производим в десять раз меньше товара, чем финны.
Демура: Ну, это по всем отраслям такая ситуация.
Глазьев: По всем сырьевым товарам. Мы продаем сырье, потом покупаем готовую продукцию. Можно применить инструментарий промышленной политики, поддержанной долгосрочными кредитами, для того, чтобы создать хотя бы переработку сырья.
Элементарно на самом деле, здесь даже думать особо не надо, надо просто обеспечивать ответственное использование денег и создавать соответствующие макроэкономические условия, в том числе и держаться за экспортную пошлину за сырье. Если идет сырье, мы должны понимать, что это не то направление, которое нам нужно, его нужно обкладывать дополнительным бременем. И в то же время снижать налоги на обрабатывающую промышленность."
И самое главное далее.
Из доклада Сергея Глазьева «О ЦЕЛЯХ, ПРОБЛЕМАХ И МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ И ИНТЕГРАЦИИ»:
"Ключевая идея стратегии опережающего развития заключается в опережающем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста. Для этого необходима концентрация ресурсов в развитии составляющих его перспективных производственно-технологических комплексов, что требует целенаправленной работы национальной финансово-инвестиционной системы, включающей механизмы денежно-кредитной, налогово-бюджетной, промышленной и внешнеэкономической политики. Их необходимо ориентировать на становление ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств, что предполагает согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития. Последние должны формироваться исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ.
С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям становления нового технологического уклада. С экономической точки зрения,они должны создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения, приоритетные производства, начиная с определенного момента, должны выходить на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения, их реализация должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.
Научно-техническое прогнозирование позволяет определить ключевые направления формирования нового технологического уклада: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. К ним следует добавить направления-носители нового технологического уклада, предъявляющие основной спрос на его продукцию: космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, авиационная промышленность, атомная промышленность, солнечная энергетика (Рис.10).
Имеющиеся заделы в сфере атомной, ракетно-космической, авиационной и других наукоемких отраслях промышленности, в молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологиях дают России реальные возможности для опережающего развития нового технологического уклада и шансы на лидерство в соответствующих направлениях формирования новой длинной волны экономического роста. При их реализации необходимо учитывать, что, особенностью базисных технологий нового технологического уклада является их высокая интегрированность, что требует комплексной политики их развития, предусматривающей одновременное создание кластеров технологически сопряженных производств, соответствующей им сферы потребления и состава трудовых ресурсов.
Рисунок 10. Структура нового (VI) технологического уклада и темпы роста его составляющих
Разумеется, при выборе приоритетов необходимо исходить не только из прорывных технологий, которыми обладает Россия, но и учитывать ее нынешнее положение в мировом разделении труда. Значительная часть российской промышленности, в том числе высокотехнологичной, в обозримой перспективе будет работать на обеспечение потребностей добычи и переработки природного сырья. Модернизация добывающих отраслей, топливно-энергетического и химико-металлургического комплексов стимулирует развитие многих смежных высокотехнологических отраслей. В большинстве отраслей целесообразна стратегия динамического наверствования, предполагающая широкие заимствования новых технологий за рубежом и их освоение с дальнейшим совершенствованием [10]. О возможном влиянии этой стратегии на экономическое развитие страны можно судить по потенциалу увеличения выхода готовой продукции с единицы используемого сырья, который для лесоперерабатывающей и нефтехимической промышленности составляет десятикратную величину, для металлургической и химической промышленности – пятикратную, для агропромышленного комплекса – трехкратную.
Становление нового технологического уклада будет сопровождаться интеллектуализацией производства, переходом к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Совершится переход от экономики массового производства к экономике знаний, от общества массового потребления к обществу развития,в котором важнейшее значение приобретут научно-технический и интеллектуальный потенциал, а также требования к качеству жизни и комфортности среды обитания. Резко снизятся энергоемкость и материалоемкость ВВП. В структуре потребления доминирующее значение займут информационные, образовательные, медицинские услуги. Это предопределяет ведущее значение для модернизации экономики науки, образования и здравоохранения, которые являются базовыми отраслями нового технологического уклада. И наоборот, нынешние локомотивы роста российской экономики утратят свое значение – в среднесрочной перспективе ожидается насыщение рынков углеводородов и металлов.
Становление нового технологического уклада требует освоения новых технологий управления, опережающее овладение которыми и подготовка кадров соответствующей квалификации также являются приоритетом политики развития. Дальнейшее развитие получат системы автоматизированного проектирования, которые позволяют перейти к автоматизированному управлению всем жизненным циклом продукции, сократив до минимума фазы внедрения и освоения новой техники. Особенностью базисных технологий нового технологического уклада является их высокая интегрированность, что требует комплексной политики их развития, предусматривающей одновременное создание кластеров технологически сопряженных производств, соответствующей им сферы потребления и состава трудовых ресурсов.
Реализация стратегии опережающего развития предполагает проведение системной научно-технической и структурной политики по выращиванию составляющих новый технологический уклад научно-производственных комплексов. Ее реализация невозможна без национальной финансово-инвестиционной системы, способной обеспечить переток капитала в развитие новых производств и опирающейся на внутренние источники кредита. Для ее формирования необходимо:
- создание системы стратегического планирования, способной выявлять перспективные направления экономического роста, а также направлять деятельность государственных институтов развития на их реализацию;
- формирование институтов финансирования проектов создания и развития производственно-технологических комплексов нового технологического уклада и сфер потребления их продукции,
- обеспечение необходимых для опережающего роста нового технологического уклада макроэкономических условий."
Полностью рекомендую почитать, скачать здесь:
http://www.glazev.ru/scienexpert/305/Наши ЗВР, по Кудрину, - заначка на периоды падения и защита от поглощения нац. бизнеса кредиторами. Сработало в 2008году.
Такую заначку бессмысленно держать в родной валюте, не имеющей статуса мировой.
Можно было не создавать условия при которой наша экономика закредитована из за границы, это и есть переход на внутреннее финансирование. Экономика суверенна, когда полный цикл существует от предоставления доступного кредита, до производства конкурентоспособной продукции, одного без другого не может быть, альтернатива быть сырьевым придатком(если есть сырье) и при высоких ценах на сырье можно даже жить более менее комфортно(как мы сейчас и живем), но это шаткое завоевание.
Зачем нам эти резервы если мы их там держим под меньший процент, а наш бизнес кредитуется там под больший, это потеря десятков миллиардов долларов:
"Глазьев: Понимаете, очевидно, что отказ от валютного регулирования и контроля, и создание условий, при которых мы по 100 миллиардов долларов сегодня теряем ежегодно на вывозе капитала, а неэквивалентный внешний финансовый обмен между Россией и за рубежом, в основном с Америкой и Европой, составляет минус 35 миллиардов долларов в год… Ну что говорить, кому это выгодно?
И надо сказать, что вот эти разговоры про длинные деньги, про то, что нам необходимо менять денежную систему – они этих людей не интересуют, потому что они фондируются из-за границы. Они там получают длинные кредиты и их все… А здесь они трансформируют кредит, в два раза набрасывают процент и нормально себе живут.
К сожалению, та система, которая у нас есть, она очень многих устраивает. Это и оффшорная аристократия, это и спекулятивные банки, сидящие на фондировании из-за рубежа, это естественные монополии, задравшие тарифы. И вот в этой системе, когда рушится сердцевина экономики – обрабатывающая промышленность, и растет только торговля. Вот к вашему ответу на вопрос, что у нас хорошо растёт: торговля у нас действительно выросла гигантским образом за последние 20 лет.
Демура: Но она растёт до поры до времени. Она растёт, пока растёт потребительский спрос.
Глазьев: Да, сейчас и это остановилось. Так что то, что я предлагаю, требует очень серьезных изменений. Потому что эта программа исходит из интересов общества в целом, интересов экономического развития. Для того чтобы государственные деньги не отправлялись за границу, а работали, необходимо резко поднимать ответственность. Нужна решительная борьба с коррупцией, без этого не получится.
Демура: Китайцы в свое время, они же ввели политику, что вся прибыль реинвестируется в стране. И получили бум.
Глазьев: Да, конечно. Когда нам говорят о том, что валютное регулирование – это из прошлого… Хотя я вам скажу: попробуйте в Америке прийти и купить что-то из-за рубежа – завод, порт.
Демура: Китайцы попытались, им конгресс сказал: "Извините, нефтяные компании вам не продаются".
Глазьев: Конечно. Поэтому только очень наивные люди могут рассуждать о том, что финансовое, валютное регулирование – это из прошлого. На самом деле это реальный инструмент, который должен дополняться внутренними источниками кредита. Это очень важно, потому что если мы организовываем длинные деньги за счет рефинансирования коммерческих банков под спрос со стороны производственных предприятий, мы должны быть уверены, что деньги не утекут на валютный рынок и не уйдут в оффшоры.
Поэтому деоффшоризация – это необходимая часть этой программы. При этом деоффшоризация нужна самому бизнесу. Для того, чтобы получить кредит внутри страны, нужно предъявить залог, а если 70% собственности крупной находится в оффшорах…
Я вам скажу, у нас залоговая масса по оценкам центрального банка составляет всего 3 триллиона рублей, а кредитов нам нужно в пять раз больше. У нас есть залоговая масса для этого? В принципе есть, но она в оффшорах находится. Не будем же мы давать кредиты под оффшорные активы, потому что мы даже не знаем, кому они принадлежат толком."
По поводу заначек, так общий взгляд. Заначки вообще не надо держать, деньги работать должны, все что удерживается, работает на чужую экономику, в валюте которой держится, зачем финансировать их дефициты бюджетов, они банкроты, просто право эмитировать мировое бабло дает им возможность эту пирамиду поддерживать. Нет необходимости и нам быть новой пирамидой, это конечно мое мнение.