В частности, у нас было очень развито компьютерное пиратство. Школьник или студент мог пойти в ларек, купить за 50 рублей visual studio enterprise и начать ее изучать. Ему не нужно было, чтобы в школе на это была лицензия и т. д. Сейчас этого в такой степени нет, но только благодаря программам вроде MSDNAA или Dreamspark, после которых делать что-то подобное нелегально с целью обучения стало бессмысленным.
Если говорить об IT, то ситуация с каждым годом наоборот, все лучше и лучше. Что такое ваши MSDNAA или Dreamspark, я даже гуглить не хочу.
Есть куча бесплатных ОС и средств разработки на всех языках: Java, Python, Linux, PostgreSQL, MySQL - бесплатные в принципе, freepascal/Lazarus - бесплатный аналог Delphi (по возможностям на уровне Delphi 7 примерно) - сравните с 50 долларами за Turbo Pascal 7.0 лет 20 назад, есть бесплатные облегченные версии СУБД Oracle и MS SQL. С сайта Oracle, например, можно скачать образ для виртуальной машины, включающий в себя Oracle Linux, СУБД Oracle и кучу средств разработки, все установленное и готовое к использованию.
По любой из технологий накоплены огромные массивы информации на форумах и кучи готовых решений. Просто введи вопрос в гугл и получишь исчерпывающий ответ.
MIT (это который Массачусетский технологический) выложил в интернет в открытый доступ все свои учебные курсы 10 лет назад.
10-мегабитный канал в интернет стоит 500 рублей в месяц в Москве.
Что вы имеете ввиду, когда говорите "Сейчас этого в такой степени нет"? Нет дисков по 100 рублей на Митинском рынке? Ну и не больно-то и хотелось. Я живу в 30 минутах ходьбы от него уже 17 лет, бывал там не чаще раза в год последние лет 10, нафиг он мне сдался?
В общем, такой проблемы, как "свобода знаний для образования", не вижу.
P. S. Ну в принципе да, вы правы, "в такой степени" действительно нет. Сейчас всего больше порядка на три.
Ну дык - кто хочет, ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдания. Если говорить об IT, по-моему, это самая быстрорастущая область в плане бесплатного/свободного контента. Его создают специалисты, его создают вузы (и не только MIT, у каждого более-менее приличного (американского) вуза есть много общедоступных материалов), его создают даже коммерческие компании. Опенсорс медленно, но верно набирает обороты, и не только для софта, но и для железа. Бесплатных книг, курсов, лекций, статей уже очень много. Помимо этого есть возможность пообщаться на форумах со специалистами любого уровня, посмотреть код реальных больших приложений.
В таких условиях, по-моему, можно всю карьеру провести не подозревая о существовании платных книг, если стэк не требует.
В частности, у нас было очень развито компьютерное пиратство. Школьник или студент мог пойти в ларек, купить за 50 рублей visual studio enterprise и начать ее изучать. Ему не нужно было, чтобы в школе на это была лицензия и т. д. Сейчас этого в такой степени нет, но только благодаря программам вроде MSDNAA или Dreamspark, после которых делать что-то подобное нелегально с целью обучения стало бессмысленным.
Да, VS это как раз один из тех редких случаев, которые требуют денег. Для почти всего остального уже написано много свободных реализаций. Спасибо Столлману за это. И хоть та же Java не совсем свободная, но даже не надо ничего пиратить, чтобы взять и начать её изучать. Даже лучшая (и вполне себе коммерческая) IDE для Java (IntelliJ IDEA) может быть использована бесплатно. Тысячи статей, библиотек, огромное комьюнити, возможность посмотреть код - и вот уже вроде как и не надо ничего покупать/пиратить.
Ну и общество там с самого начала разделяется по трем рангам школ, после обычной основной школы ( не гимназии) потом очень тяжело попасть в университет.
Зато эта система прозрачная и чёткая. В России сейчас учат школьников скопом в расчёте на то, что эта толпа тем же скопом пойдёт поступать в различные случайные вузы. А потом ура-патриоты щеголяют тем, что в России один из самых высоких в мире процент населения с высшим образованием.
Кстати, заметил интересную вещь - для поступления в любой финский вуз надо сдать экзамен на логику, в числе прочих. Даже в тех случаях, когда не надо сдавать предметных экзаменов. То есть фактически, мотивационное письмо + логика. Интересно выглядит на фоне российских, американских и прочих подобных вступительных экзаменов.