mserg писал(а):
Господа, отрицание социальных законов – не очень умно, мягко говоря. Невзирая на «свободу воли» законы есть. Мотивация очень хорошо изучена, и рассказы о своей уникальности в этом плане – комичны. Чтобы говорить о планировании, управлении и т.д. – нужно иметь и образование в этой области, и многолетний опыт. Хотя, как мне заявляли местные говоруны – «умным людям и так все ясно».
Вы знаете чем закон отличается от хотелок? Закон нельзя нарушить как не пытайся, а "социальные законы" нарушить вполне себе возможно. Эти законы высосаны из пальца: то Кодекс Хаммурапи, то шариат, то "природные" права человека. Есть физические законы, химические, биологические, есть теоремы в математике, а "общественные законы" это хотелки сильных мира сего. За одно и тоже дело при этих различных придуманных законах могут как наградить, так и повесить.
mserg писал(а):
Если речь идет о СИСТЕМЕ, то говорят о множестве элементов, связях между ними, и возможность характеризовать все это как единое целое. Одним из важнейших свойств систем – это существенно более сложное поведение в сравнении с ее элементами.
А доказать? Квантовый мир куда сложнее макромира. Откуда вы это все берете? Можно ведь и микроскопом гвозди забивать.
mserg писал(а):
Социум – это система. Образование – это система. Наука – тоже система. Причем все это надличностные системы, о чем говорил еще Капица - конкретные персоналии для науки значения не имеют. И математика, как часть науки, – это тоже система (прямо в этой теме речь шла в данном ключе). Можете отрицать наличие законов (моделей) – пожалуйста, у нас демократия.
Угу, а еще говорят, что интеллект социума равен интеллекту самого глупого его члена. Научные открытия делают единицы, большинство же на них паразитирует.
mserg писал(а):
Какая мотивация у Ломоносова? Русское общество понимало необходимость развития, составной частью которого является наука. Мотивация Ломоносова – создание института (СИСТЕМЫ) отечественной науки плюс ее развитие. Если бы баланс сил в системы был не на стороне развития, то о Ломоносове мы бы никогда не узнали. К тому же, нас бы уже не было.
Вы страной не ошиблись? Русское общество того времени в своем большинстве было неграмотно, и находилось в крепостной зависимости: хотело чтобы было что поесть, чтобы хозяин не обижал или вообще не продал. Фонвизина, да Грибоедова что ли перечитайте.
Фонвизин. Недоросль:
(Оффтоп)
Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил. Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка. Простаков. Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь. Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например? Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике. Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительна да прилагательна... Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему ж? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна...
Да не у ней ли оба учились и географии? Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука? Митрофан (тихо матери). А я почем знаю. Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать. Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают. Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то? Правдин. География. Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия. Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу. Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет. Правдин. Описание земли. Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай? Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь. Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что- нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть
mserg писал(а):
Вообще, здоровая мотивация – это в широком смысле творчество плюс желание подарить людям свое творение. Оба два, а не или или. Это ответ, какова мотивация Галуа – он настоящий ученый, в отличие от радикальных «любителей математики». И на вопрос о том, как социум высеял Галуа, тоже есть ответ. Изначально он получил элитарное образование, которое было доступно в те времена далеко не каждому. Учителя приняли участие в воспитании, он проявил интерес и они его подвели к существующим проблемам, и т.д.
Вы бы хоть в википедию заглянули, если уж лень читать книги о Галуа или биографию Гротендика:
(Оффтоп)
Лишь с 16 лет Галуа начал читать серьёзные математические сочинения. В числе прочих ему попался мемуар Нильса Абеля о решении уравнений произвольной степени. По мнению преподавателей, именно математика превратила его из послушного ученика в выдающегося. Тема захватила Галуа, он начал собственные исследования и уже в 17 лет опубликовал свою первую работу в журнале «Annales de Gergonne». Однако талант Галуа не способствовал его признанию, так как его решения часто превосходили уровень понимания преподавателей, прояснению его умозаключений не способствовало также то, что он не трудился ясно излагать их на бумаге и часто опускал очевидные для него вещи.
А в 20 лет он уже погиб. Правящему классу не нужны умные, а нужны послушные овцы. Галуа таким не был.
В 1828—1829 годах на Галуа обрушивается череда несчастий: Галуа дважды, с разрывом в год, проваливает экзамен в Политехническую школу (École Polytechnique). В первый раз краткость решений и отсутствие пояснений на устном экзамене привели к тому, что Галуа не был принят. Через год на устном экзамене он оказался в той же ситуации и в отчаянии от непонимания экзаменатора швырнул в него тряпкой. Поступление в политехническую школу было важно для него и потому, что она была центром республиканцев[1]. Следующая неудача была в том, что одобренная Коши работа в двух частях, отправленная ему на рецензию, затем была утеряна Коши и не попала в Парижскую Академию на конкурс математических работ[1]. В 1829 году священник иезуит, вновь прибывший в родной город Галуа, доводит отца Эвариста до самоубийства написанием от его имени нескольких злобных памфлетов (за Николя-Габриэль Галуа закрепилась слава остроумного писателя сатирических памфлетов). Не выдержав позора, отец Галуа не увидел иного выхода, кроме самоубийства[1].
В 1829 году Галуа всё же удаётся поступить в Высшую нормальную школу, в которой он проучился всего год и был исключён за участие в политических выступлениях республиканского направления.
1830 год: Июльская революция во Франции. Король Карл X свергнут, но левым не удалось добиться своего — провозгласить республику, и дело закончилось заменой короля на более либерального Луи Филиппа Орлеанского.
Роковое невезение продолжается. Галуа посылает Фурье для участия в конкурсе на приз Академии мемуар о своих открытиях — но спустя несколько дней Фурье неожиданно умирает, так и не успев им заняться. В оставшихся после его смерти бумагах рукопись не была обнаружена. Приз получает Абель. Всё же Галуа удаётся опубликовать 3 статьи с изложением основ своей теории. Статья, посланная Пуассону, отвергнута со следующей резолюцией[3]:
Во всяком случае, мы сделали все от нас зависящее, чтобы понять доказательство г-на Галуа. Его рассуждения не обладают ни достаточной ясностью, ни достаточной полнотой для того, чтобы мы могли судить об их точности, поэтому мы не в состоянии дать о них представление в этом докладе.
Галуа продолжает участвовать в выступлениях республиканцев, ведёт себя вызывающе. Дважды был заключён в тюрьму Сент-Пелажи. Первый раз его арестовали 10 мая 1831 года. 15 июня в суде присяжных департамента Сены начался разбор дела. Благодаря стараниям адвоката Дюпона, Галуа был оправдан и без дальнейших проволочек отпущен на свободу. Второй раз Галуа просидел в Сент-Пелажи с 14 июля 1831 года до 16 марта 1832 года, когда его, заболевшего, перевели в больницу, помещавшуюся в доме № 86 по улице Лурсин. Есть сведения, что Галуа оставался здесь ещё некоторое время после того, как 29 апреля кончился срок его заключения. Эта больница — его последнее известное место жительства.
Так вот социум "способствовал" его таланту. Социум это большое стадо с вожаком - нечего ему приписывать свойства, которыми он не обладает.
Вот счастливое детство Гротендика:
Когда в 1933 году Гитлер встал у власти, отцу Гротендика как еврею пришлось бежать во Францию. В конце года за ним последовала и мать. Ребёнка отдали на воспитание в семью Гейдорнов, живших в предместье Гамбурга. Родители принимали активное участие в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. После победы Франко они возвратились во Францию. К этому времени террор в Германии усиливался. Стали не только выявлять евреев по документам, но также и интересоваться теми, кто не соответствовал канонам «арийской расы», поэтому маленькому Шурику оставаться было опасно, причём его приёмные родители и сами имели четверых детей. Они списались с родителями Шурика и отправили его к ним, незадолго до начала войны.
В 1940 году родители Гротендика и он сам были интернированы. Отца отправили в лагерь смерти Освенцим, где он и погиб. Мать и сын были заключены в лагерь для интернированных в Риекро́ (Rieucros). Порядки в этом лагере были довольно терпимыми, и Шурику было разрешено посещать лицей в близлежащем городке. В лицее ему часто приходилось драться с учениками, которые считали его оккупантом, не зная, что его родители были антифашистами. Однажды он даже сбежал из лагеря, решив добраться до Гитлера и убить его, но к счастью это ничем плохим для него не кончилось. Через два года мать и сын разъединились — Ханку отправили в другой лагерь, а Шурик попал в детский дом в городе Шамбо-на-Линьоне (Chambon-sur-Lignon), возглавляемый благотворительной организацией «Швейцарская помощь», которая спасала детей евреев, антифашистов и беженцев.
mserg писал(а):
И про главное предназначение математики есть ответ – это создание инструментария, который можно использовать для построения (математических) моделей (описания реальности). Правда, некоторые господа любят математику за возможность позаниматься интеллектуальным онанизмом. Это сообщество так называемых трансцендентных математиков (без смыслов и целей) – высший тип человека, который когда-либо существовал на Земле. Вечное сияние чистого разума.
Ну я могу намекнуть вам на зеркало. Надо все же сверять свои теории с реальной жизнью людей. Математики же не обязаны опираться на физический мир - это прерогатива естественных наук.
mserg писал(а):
Люблю отвечать на острые вопросы "из зала" – пишите еще.
Так вы сначала на предыдущие ответьте.