2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 01:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

Doil-byle в сообщении #713002 писал(а):
Не знаю, по-моему, такое определение функции как раз приносит выгоду, а неудобств в математике в связи с эти определением я не замечаю.

Кроме того, что вы начинаете говорить на другом языке, чем все окружающие: вы не можете понять, что написано в учебниках (или в крайнем случае, постоянно морщитесь), то, что вы говорите, не может понять никто, ни товарищи, ни экзаменаторы, и ещё вы всех достаёте своим занудством и никчёмными требованиями.

Впрочем, это всё относится к матанализу - довольно ранней (по ходу преподавания) части математики, и специфичной тем, что она больше нацелена на расчёты и использование в нематематических курсах. Разумеется, воспаряя куда-нибудь в области алгебры функций, принимать указанные обозначения может быть полезно и эффективно - и не создавать коммуникационных проблем. Что ещё раз доказывает бессмысленность поиска единого языка и единой нотации: в каждой области удобно что-то своё.

Doil-byle в сообщении #713002 писал(а):
Когда я не знал определения функции, выражения типа "множество всех функций, определённых на каком-то подмножестве числовой прямой, образует коммут. асс. кольцо с единицей относительно обычных операций сложения и умножения функций" были мне просто непонятны. Я начинал представлять себе кучу синусов, логарифмов и т.д. и не знал, что с этим делать.

А чё такого? Складывать и умножать, чего ещё с этим делать :-) Между прочим, неплохое подкольцо получится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 01:38 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Capataz в сообщении #711925 писал(а):
Я думаю, что проблема непонимания производной возникает потому, что к ней приходят после изучения пределов, на которые часто ссылаются. Нахрена эти пределы в школе?


Так строгое определение производной как раз и даётся через предел. А всё то, что мы писали выше - это был геометрический и механический смысл производной. А то, что Вы писали там выше про уменьшение $dx$ - как раз и было по сути определение через предел, только грубое. А строгое даётся как положено - предел отношения приращения функции к приращению аргумента.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 08:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Shtorm в сообщении #713039 писал(а):
Так строгое определение производной как раз и даётся через предел.

Это всё придумал Черчилль Коши и Вейерштрасс в восемнадцатом году девятнадцатом веку.
Фишка в том, что Ньютон такого определения не подразумевал, и Лейбниц тоже, и современная математика тоже без них позволяет обойтись. Впрочем, определение через предел сыграло свою положительную историческую роль, помогая формированию понятий.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 13:59 


16/04/13
10
Гишпания
Shtorm в сообщении #712388 писал(а):
Пешеход вышел из пункта А и быстро пошёл в направлении пункта B, временами он срывался на бег, а временами останавливался, чтобы завязать шнурки, через час он пришёл в пункт В. Расстояние, между А и В 9 км ...ну и т.д.
Замечательная задача, но она слишком по-существу дела, простите. Впрочем, если Вы её даёте задолго до темы о производной, и вводите лишь понятие средней скорости, тогда это good. А вот если Вы вернулись к этой же задаче спустя пару месяцев, но за неделю до новой темы, чтобы они хоть что-то вспомнили, и между делом ввели поняние мгновенной скорости, тогда это уже very good! Почему между делом? Да потому, что у Вас нет много времени рассусоливать то что в данный момент не по теме, а учащиеся всё равно ни к чему не готовы . Но что-то в их голове обязательно останется. Первый вопрос, который бы возник у меня. Почему Вы называете скорость мгновенной, если он целых пару минут бежал? Другая пара минут - шёл. Как Вы увязываете мгновенье и пару минут? Это ж целых пять минут объяснять нужно, а у Вас их нет.
А теперь, как получить excellent. Я думаю, что из этой задачи можно развить целый трактат с теорией относительности и на каждом уроке выделять на него не более чем пару минут. Не говорите, что их нет. Вообще, у преподавателя обязательно должны быть хоть пять минут разговора с учениками не по теме, а лучше, если больше. Это Ваш творческий подход, дополнительный контакт с учащимися... Должна быть аранжировка. Просто потом, в теме, Вы рекуперируете своё время тем, что не будете столько времени вдалбивать то, что уже у них в голове на поверхности. Ваша сложность в том, что у вас, как я понял, не технический ВУЗ, но в этом и Ваш плюс - Вы даёте людям те знания, на которые они не расчитывают. Донесли - великолепно, нет - да и Бог с ним - не трагедия. Просто в течение курса нужно быть построже, а на экзамене - гораздо снисходительнее. Так, какой-нибудь художник всю жизнь будет с радостью вспоминать Вас, а не производные :-) . (Хотел сказать, что они ему никчему, но тут же подумал, что градиент цвета замечательно привязывается к производной). У Вас самая лучшая профессия! И почему я не математик?
Цитата:
... При таких обстоятельствах всякие постепенные подходы, просто нереализуемы.
Реализуемы!
Главное, не навязывайте. Спросили, и тут же сами ответили. Курочка по зёрнышку клюёт.

-- 20.04.2013, 12:17 --

Shtorm в сообщении #713039 писал(а):
Так строгое определение производной как раз и даётся через предел.
В ВУЗе может быть это правильно, а в школе.. я сомневаюсь. Производная - это широта понятий и повседневность, а пределы последовательностей - это глубина понимания сути. Легче предел привязать к дифференцированию, чем производную к пределу. ИМХО.

-- 20.04.2013, 12:31 --

Shtorm в сообщении #712376 писал(а):
Выразительная речь помогает некоторым студентам проснуться - как в прямом, так и в переносном смысле :-) Правда это не всегда и не со всеми.
:appl: Только если она неожиданно возникает.
Я бы тут добавил, что иногда нужно даже большой линейкой по столу так врезать, чтобы все, аж, подпрыгнули! Обязательно нужно иметь что-то нестандартное, привлекающее внимание и отвлекающее от отвлеканий.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 18:40 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
Munin в сообщении #713061 писал(а):
современная математика тоже без них позволяет обойтись.
Можете привести определение производной, не использующее понятие предела?

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 18:42 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Capataz в сообщении #713137 писал(а):
Замечательная задача, но она слишком по-существу дела, простите. Впрочем, если Вы её даёте задолго до темы о производной, и вводите лишь понятие средней скорости, тогда это good.

Прежде всего напомню, что я в школе не работаю. А задачки эти именно школьные и я имел ввиду, конечно, что эти задачки даются задолго до производной. Даже, если не ошибаюсь, в другом классе (более младшем).

Цитата:
Первый вопрос, который бы возник у меня. Почему Вы называете скорость мгновенной, если он целых пару минут бежал? Другая пара минут - шёл. Как Вы увязываете мгновенье и пару минут? Это ж целых пять минут объяснять нужно, а у Вас их нет.


Хороший вопрос. Как видите в предлагаемой мной задачке "мгновенная скорость" не используется в расчётах, а служит лишь для качественного понимания процесса. Просто при решении задачи нужно сказать школьникам: "Вы видели, что как бы скорость не менялась в процессе, пешеход все равно дошёл за час и расстояние как было 9 км - так и осталось. Делим...получаем среднюю скорость....Заметьте, что скорость пешехода могла при этом меняться не резко: типа встал- побежал, а плавно, постепенно". А потом уже в более старшем классе, после введения понятия функция - можно снова вернуться к подобным задачам и уже ввести функциональную зависимость скорости от времени на участке пути от A до В.

-- Сб апр 20, 2013 18:57:56 --

Capataz в сообщении #713137 писал(а):
А теперь, как получить excellent. Я думаю, что из этой задачи можно развить целый трактат с теорией относительности и на каждом уроке выделять на него не более чем пару минут. Не говорите, что их нет. Вообще, у преподавателя обязательно должны быть хоть пять минут разговора с учениками не по теме, а лучше, если больше. Это Ваш творческий подход, дополнительный контакт с учащимися... Должна быть аранжировка. Просто потом, в теме, Вы рекуперируете своё время тем, что не будете столько времени вдалбивать то, что уже у них в голове на поверхности.


Да, несомненно, это хороший подход. Но только сами знаете в школе какая проблема. Натаскивание на ЕГЭ (за счёт времени урока). И постоянно идёт критика в адрес министров образования по поводу системы школьного образования в плане основных, не основных предметов, платных, бесплатных. Я не знаю как с этим дело обстоит в точности сейчас. Пусть знающие люди здесь напишут.


Цитата:
Ваша сложность в том, что у вас, как я понял, не технический ВУЗ, но в этом и Ваш плюс - Вы даёте людям те знания, на которые они не расчитывают. Донесли - великолепно, нет - да и Бог с ним - не трагедия. Просто в течение курса нужно быть построже, а на экзамене - гораздо снисходительнее. ..


(Оффтоп)

Вуз у меня технический, просто кроме технических специальностей набирают и менеджеров (выгодно в плане финансов). Касательно Вашего представления, что можно донести знания, а можно и не донести - это не совсем так. Или совсем не так. Думаю вынесем это в отдельную тему.


Цитата:
Так, какой-нибудь художник всю жизнь будет с радостью вспоминать Вас, а не производные :-). (Хотел сказать, что они ему никчему, но тут же подумал, что градиент цвета замечательно привязывается к производной). У Вас самая лучшая профессия! И почему я не математик?


Надо здесь сказать большое спасибо Munin-у за придуманный пример с градиентом цвета.

Цитата:
Я бы тут добавил, что иногда нужно даже большой линейкой по столу так врезать, чтобы все, аж, подпрыгнули! Обязательно нужно иметь что-то нестандартное, привлекающее внимание и отвлекающее от отвлеканий.


За использование ударов линейкой - могут обвинить в непедагогических методах. :-)

-- Сб апр 20, 2013 18:59:03 --

Aritaborian в сообщении #713222 писал(а):
Munin в сообщении #713061 писал(а):
современная математика тоже без них позволяет обойтись.
Можете привести определение производной, не использующее понятие предела?


Присоединяюсь к вопросу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 19:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152
Лучшая иллюстрация, пожалуй, авто. Там есть одометр, часы и спидометр.
Если ещё и компас добавить :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 20:44 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
И GPS.

-- Сб апр 20, 2013 23:45:41 --

По крайней мере, хоть что-то будет связано с компасом. Иначе его нельзя было бы никак использовать (или можно, отмечая место флагом и возвращаясь к нему). :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 20:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152
arseniiv в сообщении #713289 писал(а):
И GPS.

GPS я откинул. Большинство не умеет рисовать трек на карте (как умеет Ози), профиль скорости...

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 20:52 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Да хотя бы чтобы было текущее положение, ведь это интеграл от вектора скорости.

-- Сб апр 20, 2013 23:53:36 --

Ну плюс прошлое, конечно.

-- Сб апр 20, 2013 23:57:47 --

(2 Doil-byle.)

Doil-byle в сообщении #713002 писал(а):
Не знаю, по-моему, такое определение функции как раз приносит выгоду, а неудобств в математике в связи с эти определением я не замечаю.
Там же не определение, а кусок системы обозначений.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 21:10 


16/04/13
10
Гишпания
Shtorm в сообщении #713223 писал(а):
Aritaborian в сообщении #713222 писал(а):
Munin в сообщении #713061 писал(а):
современная математика тоже без них позволяет обойтись.
Можете привести определение производной, не использующее понятие предела?
Присоединяюсь к вопросу.

Я могу! Я могу! Легко! В этом и заключается великая сила дилетантов. Мы себе можем позволить то, что профессионалы не могут. Итак.
Производной функции называется отношение бесконечно малого приращения функции к бесконечно малому приращению аргумента. И фсё!!!
Уважаемые учёные! Вспомните название обсуждаемой темы. Спуститесь поближе к нам, смертным. Ведь это не высшая математика, всё должно быть элементарно. Не цепляйтесь здесь друг к другу по мелочам, побольше допущений. Я бы даже слово "приращение" заменил не знаю на что.
Цитата:
Касательно Вашего представления, что можно донести знания, а можно и не донести - это не совсем так. Или совсем не так.
Конечно, конечно знания нужно доносить. Обязательно! Я ж фигурально выразился, так сказать, взывая к снисхождению. Грош цена преподавателю, который машет рукой на неуспевающих. С такими учащимися и проявляется его дар и призвание.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 21:15 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
Capataz в сообщении #713305 писал(а):
Производной функции называется отношение бесконечно малого приращения функции к бесконечно малому приращению аргумента.
Это разве что у Робинсона в его нестандартном анализе. Но мы не об этом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 21:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
Aritaborian в сообщении #713310 писал(а):
Это разве что у Робинсона в его нестандартном анализе. Но мы не об этом.
А почему, собственно, нет? Конструкцию действительных чисел нематематикам все равно не читают, кто мешает так же аксиоматически, без всяких ультрафильтров, ввести объекты нестандартного анализа?

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 21:29 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Capataz в сообщении #713305 писал(а):
В этом и заключается великая сила делитантов. Мы себе можем позволить то, что профессионалы не могут. Итак.
Производной функции называется отношение бесконечно малого приращения функции к бесконечно малому приращению аргумента. И фсё!!!

Ну я только напомню, что делитантов не бывает. Ну разве что в среде делитантов. Но это так, к слову.

По существу же. Разумеется, все насчёт бесконечно малых приращений в курсе, и я даже согласен, что начиная с детсада. И, разумеется, в школьном курсе физики ровно на этом языке только и следует скорости обсуждать. Беда в том, что математика (если, конечно, это не пиджин-математика) -- имеет свою собственную логику. Поэтому в школьном курсе математики (я имею в виду стандартную школу) изложение производных окажется по необходимости ублюдочным, в строго математическом смысле.

Ну тут уж ничего не поделать, придётся физикам отдуваться. Остаётся лишь надеяться, что учителя как физики, так и математики сумеют грамотно распределить между соой материал.

-- Сб апр 20, 2013 23:04:23 --

Xaositect в сообщении #713316 писал(а):
Конструкцию действительных чисел нематематикам все равно не читают, кто мешает так же аксиоматически, без всяких ультрафильтров, ввести объекты нестандартного анализа?

То, что они неконструктивны. Бессмысленно говорить об абстрактных бесконечностях, когда в любых практических приложениях они вполне конкретны -- и только своей конкретностью и интересны.

Да, кстати, а действительные числа нематематикам как раз читают. На очень вульгарном уровне, но вполне достаточном для приложений. Для нематематиков вещественные числа -- это в точности бесконечные десятичные дроби. И эта конструкция, с одной стороны, потенциально вполне подкрепляема сугубо математическим формализмом; с другой же -- в ней вполне просвечивают потребности практических вычислений.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение20.04.2013, 22:06 


16/04/13
10
Гишпания
ewert в сообщении #713318 писал(а):
Поэтому в школьном курсе математики (я имею в виду стандартную школу) изложение производных окажется по необходимости ублюдочным, в строго математическом смысле.
По Вашему получается, что оно и сейчас ублюдочно. Уж коль в ВУЗах возвращаются к изучению производных и интегралов, значит в школе всё было упрощено. Или я не так понял?

(Оффтоп)

ewert в сообщении #713318 писал(а):
Ну я только напомню, что делитантов не бывает. Ну разве что в среде делитантов. Но это так, к слову.
Ну вот, расслабиться не даёте. Я так с Вами профессионалом стану. Пойду делать работу над ошибками.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 116 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group