2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 10  След.
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 19:05 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Shtorm в сообщении #712285 писал(а):
Предлагаю изменить термин "полярный радиус" на термин "полярный радиус-вектор".
Радиус вектор уже занят. И он, в некотором смысле, всегда полярный — когда надо рисовать свободные векторы (а что толку в других?), их рисуют из нуля.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 19:10 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Someone в сообщении #3819 писал(а):
А потом мы ко всему этому привыкаем, и начинаем молча использовать все эти обобщения полярных координат. А читатель пусть сам догадываемся, считаем ли мы радиальную координату $r$ неотрицательной. Вдобавок, мы можем в одном месте считать так, а в другом - совсем иначе, и ничего об этом не говорить. Читатель умный, он сам поймёт.


И как видите, здесь, уважаемый Someone говорит "мы" - то есть профессиональные математики. Но ничего не говорит о студентах. А у студентов - разное среднее образование, разный уровень понимания. И студенты (подтверждено многократно) любят ясное и однозначное изложение материала. Если идут какие-то многозначности, то усвоение материала падает почти до нуля.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 19:17 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Ясное изложение: отображение $(r,\varphi)\mapsto(r\cos\varphi,r\sin\varphi)$ не имеет обратного. Поэтому выбирается такое его ограничение, которое, не переставляя быть сюръективным, обратное имеет, потому что кому-то хочется, чтобы у точки были лишь одни координаты. В разное время можно выбирать разные ограничения.

Что не так? Никто не поймёт? А лучше-то не скажешь всё равно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 19:26 


29/09/06
4552
Shtorm в сообщении #712832 писал(а):
У самих профессиональных математиков - проблем не возникнет ни в коем случае, это всем понятно и никто с этим не спорит.
Вот тут, наверное, и корень.

Вы каких математиков готовите? Профессиональных? Каких-то других? Так готовьте их так, чтобы у них в этом вопросе не возникло проблем. Не так, чтобы они у розы четыре лепестка нарисовали. Не так, чтобы два нарисовали, А так, чтобы у них не возникло этих надуманных проблем.

Вы же, предлагая свои определения, вторгаетесь именно в сферу прфессиональной математики, где, как Вы признали (так можно проинтерпретировать цитату), всё это на хрен не нужно.

Напишите честно, --- мы готовим роботов, формально осваивающих стандартные разделы математики, тупо, по методичкам, лучшие из роботов будут потом такими же преподавателями и писателями тупых методичек, и...
Основной вопрос темы: И как нам получше написать простенькую методичку про полярную систему координат?
И не надо этих Ваших высокопарностей типа "Методика, блин, преподавания полярной системы координат".
"Преподавание ... системы координат" --- Вы хоть прислушайтесь к этому выражению.

-- 19 апр 2013, 20:30:37 --

Shtorm в сообщении #712841 писал(а):
И студенты (подтверждено многократно) любят ясное и однозначное изложение материала. Если идут какие-то многозначности, то усвоение материала падает почти до нуля.
Чушь. Ваш личный опыт, а то и просто мнение, и всё умножено на Ваш жуткий непрофессионализм, очевидный даже мне.
Никакого доверия Ваши такого рода сентенции не вызывают.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 19:37 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Алексей К. в сообщении #712849 писал(а):
Вы каких математиков готовите? Профессиональных? Каких-то других?


Нет, я не готовлю ни математиков, ни физиков, преподаю для других специальностей и направлений.

-- Пт апр 19, 2013 19:53:20 --

Shtorm в сообщении #712852 писал(а):
Вы же, предлагая свои определения, вторгаетесь именно в сферу прфессиональной математики, где, как Вы признали (так можно проинтерпретировать цитату), всё это на хрен не нужно.


Потому, что эта "неоднозначность" вторгается в то, как именно излагать материал студентам. И вторгается в то, что в разных книжках написано по-разному, и вторгается в то, что один преподаватель говорит так, а другой по-другому. И один преподаватель считает ошибкой то, что другой преподаватель назвал правильным. Это нормально по-Вашему?
Вот Вы предложили выше преподавать так, чтобы у студентов не было этих надуманных проблем. Я сейчас преподаю так:
Сначала рассказываю в целом о системе полярных координат - тут я говорю, что $r$ - расстояние от полюса до точки, даю формулу $r=\sqrt{x^2+y^2}$. Показываю примеры, как зная декартовы координаты найти полярные. Все студенты видят, что тут $r$ положительный. Далее я говорю, теперь перейдём к рассмотрению кривых в полярной системе координат. Для построения кривых в полярной системе координат используется обобщённая система полярных координат. Она отличается от обычной тем, что $r$ может быть любого знака. Далее рассказываю как строить кривую по точкам, используя полярные координаты и говорю, что если при подставке угла получился отрицательный $r$ то расстояние от полюса откладываем в обратную сторону.
Ну как? зацените преподавание. Покритикуйте.

-- Пт апр 19, 2013 19:58:47 --

Алексей К. в сообщении #712849 писал(а):
Напишите честно, --- мы готовим роботов, формально осваивающих стандартные разделы математики, тупо, по методичкам, лучшие из роботов будут потом такими же преподавателями и писателями тупых методичек, и...


Скажу так, что с нас требуют, чтобы наши студенты тупо владели стандартными приёмами высшей математики, чтобы потом они могли тупо воспроизвести это всё на тестировании. А на тестировании, как известно особо думать некогда - на каждое задание максимум две с половиной минуты.

-- Пт апр 19, 2013 20:03:28 --

Алексей К. в сообщении #712849 писал(а):
Никакого доверия Ваши такого рода сентенции не вызывают.


Не хотите - не верьте. Можете поспрашивать студентов. Это не только мой личный опыт. Я выслушивал мнение разных студентов и выпускников из разных вузов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 20:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Shtorm в сообщении #712832 писал(а):
Представьте себе ситуацию: преподаватель излагает на лекции полярную систему координат, рассказывает как строить кривую в полярной системе координат:"...А вот если, вы подставили угол и у вас вышел отрицательный $r$, то следует параметризовать кривую и далее уже подставлять параметр $t$"...

На-хре-на? Достаточно сказать, что по той же прямой, которую вы уже отложили, можно сместиться в отрицательную сторону.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 20:14 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin в сообщении #712876 писал(а):
На-хре-на? Достаточно сказать, что по той же прямой, которую вы уже отложили, можно сместиться в отрицательную сторону.


Отлично, я так и делаю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 20:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Shtorm в сообщении #712852 писал(а):
Нет, я не готовлю ни математиков, ни физиков, преподаю для других специальностей и направлений.

Вопрос в том, зачем им полярные координаты. Одно дело строить диаграммы направленности и розы ветров, и другое - смотреть на картинки на осциллографе.

Shtorm в сообщении #712852 писал(а):
Я сейчас преподаю так:
Сначала рассказываю в целом о системе полярных координат - тут я говорю, что $r$ - расстояние от полюса до точки, даю формулу $r=\sqrt{x^2+y^2}$. Показываю примеры, как зная декартовы координаты найти полярные. Все студенты видят, что тут $r$ положительный. Далее я говорю, теперь перейдём к рассмотрению кривых в полярной системе координат. Для построения кривых в полярной системе координат используется обобщённая система полярных координат. Она отличается от обычной тем, что $r$ может быть любого знака. Далее рассказываю как строить кривую по точкам, используя полярные координаты и говорю, что если при подставке угла получился отрицательный $r$ то расстояние от полюса откладываем в обратную сторону.
Ну как? зацените преподавание. Покритикуйте.

Критикую:
    Shtorm в сообщении #712852 писал(а):
    Все студенты видят, что тут $r$ положительный.

    Неотрицательный.

    Shtorm в сообщении #712852 писал(а):
    Далее я говорю, теперь перейдём к рассмотрению кривых в полярной системе координат. Для построения кривых в полярной системе координат используется обобщённая система полярных координат.

    Это очень плохо. Вы смешали три разные задачи:
    1. Перейти от кривой к формуле, её описывающей.
    2. Перейти от формулы к кривой.
    3. Перейти от кривой к другой кривой после полярного преобразования координат и обратного к нему.
    Неудивительно, что вы сами путаетесь, и студенты вслед за вами.

    Shtorm в сообщении #712852 писал(а):
    Она отличается от обычной тем, что $r$ может быть любого знака.

    Про большие углы забыли.

Shtorm в сообщении #712852 писал(а):
Скажу так, что с нас требуют, чтобы наши студенты тупо владели стандартными приёмами высшей математики, чтобы потом они могли тупо воспроизвести это всё на тестировании. А на тестировании, как известно особо думать некогда - на каждое задание максимум две с половиной минуты.

Тогда ваша проблема не методическая, а организационная: вам просто нужно наладить контакт с теми, кто даёт и проверяет тесты, чтобы узнать, что именно они требуют от студентов. И нечего сопли разводить и жаловаться, это вы должны были сделать давным-давно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 20:38 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin в сообщении #712884 писал(а):
Вопрос в том, зачем им полярные координаты. Одно дело строить диаграммы направленности и розы ветров, и другое - смотреть на картинки на осциллографе.


Да, вопрос, как говорится, не в бровь, а в глаз. И этот вопрос в целом и общем упирается в общие вопросы системы российского образования. А так получается: есть в учебной рабочей программе - значит нужно преподавать. Возьмём например менеджеров, у которых я веду в основном. Зачем им полярная система координат? А кривую в полярной системе координат возьми, построй и сдай на проверку преподавателю.

-- Пт апр 19, 2013 20:47:46 --

Munin в сообщении #712884 писал(а):
Неудивительно, что вы сами путаетесь, и студенты вслед за вами.


При таком изложении материала мои студенты не путаются. Путаются они тогда, когда сдают одному преподавателю, а совет как делать - спрашивают у другого преподавателя. А мнения этих преподавателей не совпадают. К счастью, я на кафедре поднял в весьма решительной форме этот же вопрос - в результате переубедил многих, касательно использования отрицательных $r$. Хотя вопросы и споры ещё остались. Но теперь, на нашей кафедре никто из преподавателей не будет бездумно вычёркивать лепестки - как это делалось раньше. Но можно ли такое сказать в целом и общем по всем кафедрам РФ?? :-)

-- Пт апр 19, 2013 20:56:12 --

Munin в сообщении #712884 писал(а):
Про большие углы забыли.


А что там с большими углами?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 22:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Shtorm в сообщении #712889 писал(а):
Да, вопрос, как говорится, не в бровь, а в глаз. И этот вопрос в целом и общем упирается в общие вопросы системы российского образования.

Да нет, это не глобальный вопрос, это к вам конкретно. Вы кого готовите? Для чего вашим студентам уметь рисовать "розочки"? Они их будут потом на осциллографе видеть? Или они пойдут в цветочный магазин флористами?

Shtorm в сообщении #712889 писал(а):
Но теперь, на нашей кафедре никто из преподавателей не будет бездумно вычёркивать лепестки - как это делалось раньше. Но можно ли такое сказать в целом и общем по всем кафедрам РФ??

Для всех кафедр РФ вопрос о лепестках какой-то мелкий :-)

Shtorm в сообщении #712889 писал(а):
А что там с большими углами?

А то же самое. В полярной системе координат угол $\varphi\in[0,2\pi)$ или $(-\pi,\pi].$ А розочки, бывает, требуют б'ольших углов (спирали - точно требуют).

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 22:23 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin в сообщении #712946 писал(а):
Да нет, это не глобальный вопрос, это к вам конкретно. Вы кого готовите? Для чего вашим студентам уметь рисовать "розочки"? Они их будут потом на осциллографе видеть? Или они пойдут в цветочный магазин флористами?

Как уже писал выше - готовлю в основном менеджеров, есть такое направление подготовки у современных бакалавров. Лично я не вижу, где бы они применяли полярную систему координат, если пойдут работать по специальности. А если не по специальности - то вероятность использования полярной системы координат весьма мала. Но поднимая эту тему, я думал не только конкретно о моих студентах, а обо всех российских студентах. (Не знаю как на западе, может кто просветит по данному вопросу?)

-- Пт апр 19, 2013 22:33:26 --

Munin в сообщении #712953 писал(а):
Для всех кафедр РФ вопрос о лепестках какой-то мелкий :-)


:-) Но если мы возьмём не только розочки, а и улитки Паскаля, Декартов лист, конхоиду, строфоиду и т.д. и т.п. да и вообще общий принцип построения - то на мой взгляд не мелкий (именно в плане преподавания среднестатистическим студентам)

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 22:44 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin в сообщении #712946 писал(а):
В полярной системе координат угол $\varphi\in[0,2\pi)$ или $(-\pi,\pi].$ А розочки, бывает, требуют б'ольших углов (спирали - точно требуют)

Ага. Я как-то никогда особо об этом не говорил своим студентам. Вот теперь буду. Munin, спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 23:00 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

Shtorm в сообщении #712953 писал(а):
Но поднимая эту тему, я думал не только конкретно о моих студентах, а обо всех российских студентах.

Судя по откликам на тему, для тех студентов, у которых это более актуальные вопросы (например, они будут потом строить диаграммы направленности или смотреть в осциллограф), проблем с преподаванием таких вещей нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение20.04.2013, 01:24 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Уважаемые участники форума! Прошу Вас подсказать мне в каких вузовских или втузовских учебниках упоминается отрицательный полярный радиус. (Справочники не нужно - справочники мы знаем, во многих упоминается).

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение20.04.2013, 13:52 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
Shtorm в сообщении #711799 писал(а):
Так дело в том, что некоторые преподаватели десятилетиями верили в то, что $r$ может быть только положительным и с гневом забраковывали график функции $$r=\sin(2\varphi)$$ которые приносили студенты в контрольных работах с нарисованными 4-мя лепестками.
Я отношусь к тем, кто считает, что по умолчанию [т.е. если специально не оговорено] полярный радиус неотрицательный. [Слабым студентам, особенно технических вузов, это сильно облегчает жизнь.] И я считаю, что если специально не оговорено, то кривая $r=\sin 2\varphi$ имеет два лепестка (свои соображения высказал в оригинальной теме).


Shtorm в сообщении #711856 писал(а):
Однако как, не используя отрицательный $r$ правильно построить, например фигуру: $$r=1-2\cos(\varphi)$$Внутренняя петля никак не получится.
Видимо разговор идет об улитке Паскаля, уравнение которой в декартовой системе координат имеет вид $(x^2+y^2-ax)^2=l^2(x^2+y^2)$. Подставляя в уравнение $x=r\cos \varphi$, $y = r\sin \varphi$, получим $r_{1,2}=a\cos\varphi \pm l$, в частности, при $a=2$ и $l=1$ получим
$r_{1,2} = 2\cos\varphi \pm 1.$

$r_2 = 2\cos\varphi - 1$, $-\pi/3 < \varphi < \pi/3$ и задает «внутреннюю петлю».


Shtorm в сообщении #713037 писал(а):
Прошу Вас подсказать мне в каких вузовских или втузовских учебниках упоминается отрицательный полярный радиус.
Присоединяюсь к просьбе, ибо никогда не видел ни в одном уважаемом учебнике и не могу представить, что такие банальные вещи в нем могут обсуждаться. Такие вещи просто используются, как и писал Someone, по мере необходимости в частных примерах.


 i  Поднятый в этой теме вопрос чрезвычайно прост. На форуме уже существовала ветка с этой темой. Участнику Shtorm настоятельно рекомендуется более тщательно относится к текстам своих сообщений и не захламлять форум. В противном случае его многочисленные сообщения будут квалифицированы минимум как флуд, и последуют соответствующие модераторские санкции (А договариваться надо со своими ближайшими коллегами, которые должны более тщательно оговаривать в методических указаниях и электронных конспектах принятые в курсе договоренности.)

Возможно эта ветка со временем будет закрыта или перемещена в Чулан/Пургаторий (М).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 137 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 10  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group