2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение18.04.2013, 18:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Sonic86 в сообщении #712268 писал(а):
Легче чем понять, что такое функция распределения, например

Ну, функцию распределения тоже легко понять. Достаточно отстоявшуюся банку варенья на просвет посмотреть.

-- 18.04.2013 19:49:04 --

Shtorm в сообщении #712269 писал(а):
И для этого нужны соответствующие задачи типа "пункт А и пункт В" и в которых бы одновременно использовались и средняя, и мгновенная скорости.

:facepalm:

Shtorm в сообщении #712269 писал(а):
Я Вам приведу разговор, часто происходящий на занятии между мной и моими студентами:
Я: "Что может быть проще нахождения производной???!!! Берём с начала производную по промежуточному аргументу, затем берём производную от промежуточного аргумента, по x. Перемножаем. Ничего сложного!!!"
Студенты: "Это Вам легко так говорить, Вы всю жизнь математикой заниматесь".

Разумеется. Потому что плохо объясняете. Я бы такое объяснение (да ещё с криком) тоже не понял.

Shtorm в сообщении #712269 писал(а):
Матанализ - далеко не у всех в подкорке

Матанализ-то в подкорке, вот только вы до этой подкорки достучаться не умеете. Впрочем, для преподавателя-середнячка это норма, увы...

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение18.04.2013, 18:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152
Shtorm в сообщении #712278 писал(а):
слово "противопоставлять" я имел ввиду в смысле - "различать".

""Прежде чем объединиться, нужно рамежеваться :lol:

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение18.04.2013, 18:52 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin в сообщении #712306 писал(а):
Разумеется. Потому что плохо объясняете. Я бы такое объяснение (да ещё с криком) тоже не понял.


Ну-ка покажите мастер-класс: расскажите как бы по-Вашему нужно было объяснять? :-)

-- Чт апр 18, 2013 18:54:19 --

Восклицательные знаки в моём сообщении означали не крик, а громкую выразительную речь. :-)

-- Чт апр 18, 2013 19:02:16 --

Munin в сообщении #712306 писал(а):
Матанализ-то в подкорке, вот только вы до этой подкорки достучаться не умеете.


Ну это как в том анекдоте, когда преподаватель говорит экзаменующемуся, что мол в Вашей голове пусто как в пустыне, а студент ему - "да, и не каждый верблюд найдёт в этой пустыне оазис :-)

Этот анекдот наглядно показывает попытку повернуть всё с ног на голову. Конечно, конечно, Munin, Вы правы, в мозгах детей зашит и матанализ и векторная алгебра и чего только там не зашито. И вообще все дети - это подрастающие Ньютоны и Лейбницы. А вот нехорошие преподы-середнячки прямо-таки мешают им развиваться :mrgreen:
Ну, вот будете сами вести у студентов, посмотрим - сможете ли Вы найти хоть какой-нибудь оазис :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение18.04.2013, 19:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Shtorm в сообщении #712318 писал(а):
Ну-ка покажите мастер-класс: расскажите как бы по-Вашему нужно было объяснять?

Э нет, мне за это деньги не платят, а если бы платили - я бы, может быть, ещё не один месяц искал бы правильную формулировку. Пока я только констатирую, что ваша - неправильная.

Shtorm в сообщении #712318 писал(а):
Восклицательные знаки в моём сообщении означали не крик, а громкую выразительную речь.

:-) Принимается. Крик, конечно, хуже, но "выразительная речь" тоже бесполезна.

Shtorm в сообщении #712318 писал(а):
Конечно, конечно, Munin, Вы правы, в мозгах детей зашит и матанализ и векторная алгебра и чего только там не зашито. И вообще все дети - это подрастающие Ньютоны и Лейбницы.

Не все, конечно. Но такие элементарные вещи, как площадь, скорость, наклон, концентрация (по-простому - густота), знают не только все дети, но даже все домохозяйки. А уж привлечь эти неформальные знания - задача хорошего преподавателя. Когда плохой будет бороться с существующей интуицией, и навязывать математическую модель с нуля.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение18.04.2013, 19:45 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin в сообщении #712371 писал(а):
Э нет, мне за это деньги не платят, а если бы платили - я бы, может быть, ещё не один месяц искал бы правильную формулировку. Пока я только констатирую, что ваша - неправильная.


Э-э-э, так не годится, критикуете - предлагайте альтернативу или хотя бы поясните в чём по-Вашему неправильность. А то так можно любую формулировку обозвать неправильной, а потом сославшись на то, что денег не платят, ходить с загадочным молчаливым видом. Типа самый самый...а все вокруг... :wink:

-- Чт апр 18, 2013 19:47:15 --

Munin в сообщении #712371 писал(а):
но "выразительная речь" тоже бесполезна.


Выразительная речь помогает некоторым студентам проснуться - как в прямом, так и в переносном смысле :-) Правда это не всегда и не со всеми.

-- Чт апр 18, 2013 19:50:47 --

Munin в сообщении #712371 писал(а):
А уж привлечь эти неформальные знания - задача хорошего преподавателя


Согласен. И я там выше и предложил, как бы это можно было сделать в тех школьных задачках. Но Вы сделали мину на лице :facepalm:

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение18.04.2013, 19:59 


16/04/13
10
Гишпания
Господа! Я, как любитель(дилетант), могу вас заверить, что школьникам до определённого момента совершенно всё равно какая это скорость: средняя или мгновенная. Для них эти понятия нужно вводить одновременно. А до поры до времени это просто скорость и всё. Т.е. решаются задачи на среднюю скорость - великолепно, на мгновенную скорость - замечательно. Детей не нужно запутывать этими понятиями. Но о них нужно говорить вскользь(какое красивое слово, с двумя мягкими знаками!) - вот так, между делом, как-бы в скобочках. Это нужно чтобы у них нарабатывалось на слух. Чтобы они не пугались в дальнейшем, когда придёт время.
Скажите мне, пожалуйста, кто-нибудь из вас когда-нибудь употреблял ну хоть какой-нибудь термин с основой слова "производ..", кроме понятия произведения?
Тут ещё чисто лингвистически производная воспринимается как прилагательное. А в данном контексте примняется как существительное.
Кстати, интеграл тоже очень страшное слово! Поэтому подводите учеников к нему постепенно. Ну, например, в классе за полгода или за месяц до новой темы интегралов можно ученикам предложить: "А ну-ка, тупорылые мои, давайте-ка синтегрируем наши знания и попробуем вычислить...что-то" Они поймут, что здесь имеется ввиду сложение мозгов.
Или:
- Эта двойка - производная от твоего безделья!
- Как это :shock: ?
- Съехал ты, голубчик, очень быстро, забросив учёбу.
Они конечно ничего не поймут, но это не важно. Важно что они это уже услышали. И так постоянно, оперируя непонятными словами в их повседневной жизни. Им же потом самим будет интересно швыряться этими словечками где только можно, они же любят повыпендриваться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение18.04.2013, 20:07 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Capataz в сообщении #712382 писал(а):
Но о них нужно говорить вскользь(какое красивое слово, с двумя мягкими знаками!) - вот так, между делом, как-бы в скобочках. Это нужно чтобы у них нарабатывалось на слух. Чтобы они не пугались в дальнейшем, когда придёт время.


Вот я и предлагал качественно использовать термин "мгновенная скорость", например в такой формулировке: Пешеход вышел из пункта А и быстро пошёл в направлении пункта B, временами он срывался на бег, а временами останавливался, чтобы завязать шнурки, через час он пришёл в пункт В. Расстояние, между А и В 9 км ...ну и т.д.

-- Чт апр 18, 2013 20:10:17 --

Capataz в сообщении #712382 писал(а):
Поэтому подводите учеников к нему постепенно.


Я вот хоть и не работаю в школе, но слышу часто о злободневной современной проблеме в школьной математике - натаскивание и ещё раз натаскивание на ЕГЭ - и нехватка времени на что-либо иное. При таких обстоятельствах всякие постепенные подходы, просто нереализуемы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение18.04.2013, 20:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Вообще производная сложной функции - очень сложная для объяснения и понимания тема. Если использовать интуитивные образы, то может быть, стоит привести не один, а два примера. Например, такие:

(Функция как движение.) Представим себе, что у нас есть краска, которая становится белой на холоде, и красной в тепле (и промежуточного цвета при промежуточной температуре). И представим себе, что температура меняется со временем. Тогда у нас есть функция цвет(температура(время)). Чтобы узнать, насколько изменился цвет за заданное время ("за" - это деление, производная), мы должны учесть, насколько изменилась температура за заданное время, и насколько изменился цвет от изменения температуры. Эти две величины надо как-то скомбинировать.

(Функция как график.) Представим себе, что мы идём по холму, двигаясь с ЮЗ на СВ (задана линия нашего движения по карте), а холм имеет форму поверхности, постоянную в направлении З-В (то есть, является функцией только координаты Ю-С). Тогда, чтобы узнать, насколько по высоте (h) мы поднялись, продвигаясь с З на В, мы должны взять производную от сложной функции h(Ю-С(З-В)). Далее рисуется рисунок (или даже несколько, в изометрической проекции и в вертикальной, может быть, с развёрткой), и объяснения идут по рисунку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение19.04.2013, 16:04 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin, касательно Вашего объяснения. Надо сказать, что всё сильно зависит от аудитории, которой приходится объяснять. Для некоторых аудиторий Ваше объяснение будет просто сотрясанием воздуха с использованием заумных фраз. Но независимо от аудитории, Ваше объяснение касается именно смысла сложной производной. То есть Вам задают вопрос, в чём смысл производной сложной функции - вот на это идёт Ваш ответ. Я же ставил перед собой цель - научить брать производную сложной функции. Научить как можно проще и с использованием минимума слов. И я своей цели достиг.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение19.04.2013, 19:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Shtorm в сообщении #712766 писал(а):
Munin, касательно Вашего объяснения. Надо сказать, что всё сильно зависит от аудитории, которой приходится объяснять. Для некоторых аудиторий Ваше объяснение будет просто сотрясанием воздуха с использованием заумных фраз.

Э нет. Я пока написал не объяснение, а схему объяснения - не для аудитории, а для преподавателя, например, вас. Дальше преподносить это аудитории надо будет намного более подробно, с рисунками и графиками, со многими другими словесами, и я не рассчитываю, что то конспективное изложение, которое я написал, будет кому-то полезно само по себе.

Shtorm в сообщении #712766 писал(а):
Но независимо от аудитории, Ваше объяснение касается именно смысла сложной производной. То есть Вам задают вопрос, в чём смысл производной сложной функции - вот на это идёт Ваш ответ. Я же ставил перед собой цель - научить брать производную сложной функции.

О да. Сначала надо объяснить смысл, а потом уже как это делать. Если они будут понимать смысл, то как делать - в любой момент легко вспомнят (ну не проблема запомнить формулу $\tfrac{dz}{dy}\tfrac{dy}{dx}$), и при этом будут понимать, что делают, и не запутаются в том, по какому аргументу нужно брать первую из производных. А после этого уже - тренировка до автоматизма. Но в обратном порядке... получится типичный случай "умею делать стандартные шаманские действия с буковками и крючочками, а зачем - потому что потребовали". Это может быть достижением цели "студенты сдают зачёт", но не достижением цели "студенты знают матанализ одной переменной", которая необходима и для следующих семестров матанализа, и на физике, и т. п.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение19.04.2013, 20:20 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin в сообщении #712846 писал(а):
Это может быть достижением цели "студенты сдают зачёт", но не достижением цели "студенты знают матанализ одной переменной", которая необходима и для следующих семестров матанализа, и на физике, и т. п.


Эх....золотые слова. Но видели бы Вы моих студентов, они у меня не физики и не математики (по направлению подготовки и специальности). А приходят ко мне, в основном, выпускники гуманитарных классов. А занятия так идут: одна лекция в неделю и одна практика в неделю. А пройти надо отнють не одну только производную. Вот и прикиньте как излагать и в каком темпе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение19.04.2013, 21:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Shtorm в сообщении #712883 писал(а):
А занятия так идут: одна лекция в неделю и одна практика в неделю. А пройти надо отнють не одну только производную. Вот и прикиньте как излагать и в каком темпе.

Выдавать стопку учебников, и говорить: "прочитать от сих до сих, на зачёте буду знание каждой запятой проверять". Загружать объёмным домашним заданием. Занятия целиком посвятить пояснениям того, что непонятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение19.04.2013, 21:58 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin, отличная методика. Я бы так и сделал наверное, если бы был свободен в выборе средств и методов преподавания. (Хм..какая-то знакомая фраза, где-то наверное это регламентируется). У нас в вузе как-то всё немножко из-под палки....хотя надо спросить у начальников - могу ли я так поступить. Но, независимо от этого. Когда они за мной пишут на лекции - у них вырабатывается механическая память и так же они слушают, как правильно называются те или иные математические символы, математические операции. Когда решаем на практическом занятии - я буквально натаскиваю их на решении задач. А если я им дам стопку учебников и задачников - то кто их будет натаскивать? Я на каждом практическом занятии, после каждого решённого примера спрашиваю: Кому, что непонятно?? Редко, редко услышишь вопрос. А вот те, кто в школе только в столовую ходил :lol: (сами признались) - никогда вопросов не задают - потому что им вообще ничего не понятно. Да они и не хотят понимать.
В чём их цель? Получение знаний? Нет конечно. Их цель - это корочки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение19.04.2013, 23:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Shtorm в сообщении #712938 писал(а):
Я на каждом практическом занятии, после каждого решённого примера спрашиваю: Кому, что непонятно?? Редко, редко услышишь вопрос.

У этого бывают две причины: редко - потому что всем всё понятно, и часто - потому что никому не хочется вякать. Чтобы студенты начали интересоваться задачами и подавать голос, их надо долго "раскачивать".

 Профиль  
                  
 
 Re: Объясните, что такое производная, чтобы понял школьник
Сообщение19.04.2013, 23:42 


05/09/11
364
Петербург

(Munin)

Munin в сообщении #711565 писал(а):
arseniiv
Это формализм. Да, можно использовать такие обозначения. Но настаивать на их абсолютности - незачем. Есть предел, за которым формализация языка приносит уже не выгоду, а неудобства.

Не знаю, по-моему, такое определение функции как раз приносит выгоду, а неудобств в математике в связи с эти определением я не замечаю.
Когда я не знал определения функции, выражения типа "множество всех функций, определённых на каком-то подмножестве числовой прямой, образует коммут. асс. кольцо с единицей относительно обычных операций сложения и умножения функций" были мне просто непонятны. Я начинал представлять себе кучу синусов, логарифмов и т.д. и не знал, что с этим делать. Также такое определение помогает увидеть функцию там, где иначе её плохо видно. Впрочем, я могу многого не знать.
Из того, что я видел в программировании, можно сказать, что там функция понимается как ящик, в который кладёшь яйцо, а достаёшь курицу (или наоборот?), что в данном случае удобно, но тут вроде про программирование речь и не шла.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 116 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group