Процессинг – довольно сложная распределенная система. Иногда становится возможным с карточки, не предполагающих «кредита»-«овердрафта», снять денег больше, чем есть на ней на самом деле (точнее, на счете в банке, к которому привязана карточка). И наоборот.
Некоторые платежи проводятся (по крайней мере, так было раньше), исходя из доверия к карточке. Например, при отсутствии связи банкомата с процессинговым центром, банкомат может выдавать небольшие суммы по определенным видам карт.
По некоторым видам карт платежи могут проводиться, исходя из баланса в платежной системе (например, в VISA). Нужно отметить, что существуют моменты времени, когда балансы клиента в платежной системе (типа VISA) и в банке могут расходиться.
Некоторые платежи могут проводиться только при наличии связи с банком – это всякого рода карты типа «электрон». Нужно отметить, что в банке кроме «закрытия месяца» и «закрытия года», каждый день происходит «закрытие дня». Если банковская система не умеет в момент закрытия дня работать с процессингом, то платеж по электронной карте не пройдет.
В описании выше могут быть неточности, но суть в том, процесс платежа и время процессинга может зависеть от некоторого числа «параметров». Массовые зарплатные карточки были (сейчас не знаю) типа «электрон» - с ними при оплате можно поиметь геморрой. Ввод ПИН, росписи и т.д. – это, насколько я понимаю, просто дополнительная страховка от мошенничества. Чем выше «статус» карточки, тем геморрой менее вероятен, но за это банк берет с клиента определенный ежегодный взнос «обслуживания» карточки, т.е. уравновешивает риски мошенничества со статусными карточками.
Оплата карточкой в бойком магазине – обычно заметно более длительная операция. Задержка возникает не только при ожидании проведении платежа, но и из-за медленной печати чека, подписи клиентом, скрепление степлером, достать-убрать устройство, да еще и ПИН. Из этих мелочей набегает 20-30 секунд в сравнении с наличкой (если, конечно, кассир шустрая).
Удобство – не возиться с мелочью, это да. Некоторая гарантия от воровства и грабежа – карточку можно заблокировать и спасти, по крайней мере, часть денег. Но в придачу к этому удобству – это передача банком ваших персональных данных в процессинг. Т.е. ваша адрес (прописка), дата рождения, номер паспорта и прочие персональные данных уходят в Америку вместе с датой платежа, адресом и названием точки платежа.
Что касается падения «Сбербанка» - в сложных параллельных распределенных системах все время что-нибудь случается. Когда «все упало», и никто не может понять почему, - это довольно-таки обычное явление. Проходит довольно много времени, пока «вендоры» и местные специалисты могут диагностировать проблему. Греф здесь, конечно, не виноват, хотя он и чудак на известную букву. Помню его интервью (Евгений?) Ревенко где-то 1998 года, когда он рассуждал о том, что уменьшение населения России до 50 миллионов – это нормально.
|