2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 13  След.
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 23:32 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Shtorm в сообщении #629724 писал(а):
А в численных методах действительно можно обойтись доской и мелом (маркером).

Нет, нельзя абсолютно. Я о другом говорил: о том, что как и в "чистой" математике -- тут следует мелом лишь проложить путь, дальше же -- пусть сами ковыряются. Другое дело, что тут возникает методологическая проблема: содержательные задачки в ЧМ -- это задачки на программирование, но не на программирование как таковое, а именно привязанное к конкретной чисто математической теме. И тут (в отличие от просто математики) трудно набрать банк задач, которые были бы одновременно и однородны, и содержательны. Да, тут есть проблема.

Shtorm в сообщении #629724 писал(а):
Следовательно, последовательность действий пользователя мат.пакетом и то - что выходит на экран в результате его действий - очень удобно показывать в презентации.

Да нет, крайне неудобно. Дрессировать на матпакеты (вообще на пакеты) -- удобно лишь в интерактивном режиме. Когда слушателю поставлена задача, показан способ её (в принципе) решения -- а дальше он сам пытается её решить, обращаясь при необходимости к преподу. Просто же прослушать или даже просмотреть -- неэффективно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение12.10.2012, 00:12 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
ewert в сообщении #629733 писал(а):
Нет, нельзя абсолютно. Я о другом говорил: о том, что как и в "чистой" математике -- тут следует мелом лишь проложить путь, дальше же -- пусть сами ковыряются. Другое дело, что тут возникает методологическая проблема: содержательные задачки в ЧМ -- это задачки на программирование, но не на программирование как таковое, а именно привязанное к конкретной чисто математической теме. И тут (в отличие от просто математики) трудно набрать банк задач, которые были бы одновременно и однородны, и содержательны. Да, тут есть проблема.


Ну давайте так: объяснять саму суть методов: принципы, вывод формул и применение - можно без специальных технических средств. А вот уже выполнять задание: например вычислить методом Симпсона определённый интеграл с такой-то точностью - нужно уже на компьютере. Это же задание преподаватель может показать прям на лекции в виде презентации. (А может и не показывать :mrgreen: )

-- Пт окт 12, 2012 00:14:34 --

ewert в сообщении #629733 писал(а):
Да нет, крайне неудобно. Дрессировать на матпакеты (вообще на пакеты) -- удобно лишь в интерактивном режиме.


Дрессировать - да. Но представьте, нужно прочитать лекцию по применению матпакета в такой-то задачи. С помощью презентации - получится очень и очень наглядное и понятное объяснение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение12.10.2012, 00:57 
Заслуженный участник


20/07/09
4026
МФТИ ФУПМ
Shtorm в сообщении #629749 писал(а):
Это же задание преподаватель может показать прям на лекции в виде презентации.

Если ну прям невтерпеж, как показать охота, показывайте экран собственного компа, на котором в матлабе (или что там у вас) будете считать интеграл. Правда, это бессмысленно потраченное время, но вольному воля.
Shtorm в сообщении #629749 писал(а):
Но представьте, нужно прочитать лекцию по применению матпакета в такой-то задачи.
Зачем?
Shtorm в сообщении #629749 писал(а):
С помощью презентации - получится очень и очень наглядное и понятное объяснение.

Все равно не осознал, что наглядного-то? Вы код будете демонстрировать или что?

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение12.10.2012, 14:21 


28/11/11
2884
Nemiroff в сообщении #629619 писал(а):
Во-первых, эта картинка, как и большинство всех приличных картинок имеет ориентацию, противоположную ориентации слайда.

Это как?

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение12.10.2012, 15:49 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Nemiroff в сообщении #629756 писал(а):
Если ну прям невтерпеж, как показать охота, показывайте экран собственного компа, на котором в матлабе (или что там у вас) будете считать интеграл. Правда, это бессмысленно потраченное время, но вольному воля.


Так я так и говорил выше:
Shtorm в сообщении #629749 писал(а):
может показать прям на лекции в виде презентации. (А может и не показывать )

НО! Если например, по дисциплине "Математический анализ" предусмотрена лабораторная работа по теме "Приближённые методы вычисления определённого интеграла", то будет весьма целесообразно показать пример её выполнения в презентации. Если, как Вы говорите, просто показывать экран компьютера с выполнением работы - то это не так будет эффективно, как с подсказками и стрелочками в презентации на экране (с анимацией).

В дисциплине "Компьютерная математика" этот показ будет в любом случае весьма целесообразен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение12.10.2012, 15:54 
Аватара пользователя


13/03/11
139
Спб
Shtorm в сообщении #629641 писал(а):
После наглядных анимаций по разделу "Аналитическая геометрия в пространстве" уж точно не останется людей в аудитории, которые считают, что в косом сечении конуса образуется яйцеобразный овал, а не эллипс. Знаете ли, в последнее время таких людей много развелось


Смертъельно опасно, так как это подсознательно приводит к "индуктивности" познания: на N примерах работает, значит и всегда так: непрерывная кривая, имеющая значения разных знаков на концах отрезка всегда пересекает ось абсцисс (хоть зачертитесь), так зачем доказывать?

Nemiroff в сообщении #629619 писал(а):
Ну, как я понял, либо мне доставались плохие презентации (или я не так понимаю слово), либо всем остальным (кроме profrotterа) - хорошие, что менее вероятно.

Вот еще одна претензия: когда я вижу на паре квадратов стены количество информации, которое я способен усвоить секунд за 5-10, но которое повторяется преподавателем слово в слово со слайда, где-то внутри зарождается чувство, что меня считают идиотом.


Вам определенно доставались плохие презентации либо "презентаторы". В этом месте мне вспомнились рецепты хороших презентаций, они в основе своей говорят, что на слайде должно быть чуть ли не одно слово или картинки и уж точно цельным предложениям там не место. Когда я их, рекомендации, смотрел у меня сложилсось стойкое ощущение, что они применимы только к отдельным видам презентаций: товаров, услуг, компаний, отчетов, но никак не к лекционным презентациям: там слишком много информации требуется дать, так что в форме презентации она плохо усваивается.

Кто-то говорил про плотность информации слайдов, согласен, что придерживаюсь мнения, что она недостаточна для лекций, по крайней мере физ-мат.

profrotter в сообщении #629455 писал(а):
Лично я категорически против лекций, на которых преподаватель не работает, а всего лишь озвучивает слайды. У преподавателя есть одна трудно формализуемая функция: помимо всякого рода объяснений преподаватель всеми своими действиями при подаче материала должен вселить в учеников веру в человеческие силы и в силу разума, велением которого прямо на их глазах посредством рук преподавателя и мела рождается глубокое понимание законов природы. Никакими заранее заготовленными картинками и кусками текста нельзя заменить тот самый тонко осязаемый эффект прозрения, когда даже самая шумная аудитория вдруг затихает...

longstreet в сообщении #629464 писал(а):
Махания руками здесь ни при чём. Эффект достигается, когда студенты понимают идею (доказательства, например). Всё.


При использовании заранее подготовленных и посему статичных презентаций студент не видит работы мысли. Складывается ощущение, что преподаватель все списал с книжки и возникает некоторый догматизм. В противном случае он, студент, видит процесс, что лектор, такой же человек как и он, до всего дошел сам, здесь и сейчас, при нем, без всяких фокусов, и это повышает веру в человека, силу и мощь разума и науки, как бы это пафосно не звучало.

Безусловно, что в ряде дисциплин, энцеклопедических по своей сути, та же медицина или курсы по обучению САПРам или матпакетам (никогда не любил и не понимал такие курсы) презентации будут уместны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение12.10.2012, 15:54 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Nemiroff в сообщении #629756 писал(а):

Shtorm в сообщении #629749 писал(а):
Но представьте, нужно прочитать лекцию по применению матпакета в такой-то задачи.
Зачем?


Для выполнения учебной программы дисциплины "Компьютерная математика".


Nemiroff в сообщении #629756 писал(а):
Shtorm в сообщении #629749 писал(а):
С помощью презентации - получится очень и очень наглядное и понятное объяснение.

Все равно не осознал, что наглядного-то? Вы код будете демонстрировать или что?



Анимированную последовательность действий пользователя в пакете и что в результате его действий получается на экране.

-- Пт окт 12, 2012 16:00:18 --

theambient в сообщении #629885 писал(а):
Смертъельно опасно, так как это подсознательно приводит к "индуктивности" познания: на N примерах работает, значит и всегда так: непрерывная кривая, имеющая значения разных знаков на концах отрезка всегда пересекает ось абсцисс (хоть зачертитесь), так зачем доказывать?


Не совсем понял Вашу позицию: Вы против анимации вообще в Аналитической геометрии или Вы против определения конических сечений? А что касается доказательств, то желательно все теоремы и свойства доказывать (хотя бы в качестве самостоятельного задания)

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение12.10.2012, 16:10 
Аватара пользователя


13/03/11
139
Спб
Shtorm в сообщении #629886 писал(а):
Не совсем понял Вашу позицию: Вы против анимации вообще в Аналитической геометрии или Вы против определения конических сечений? А что касается доказательств, то желательно все теоремы и свойства доказывать (хотя бы в качестве самостоятельного задания)


Меня смутили Ваши слова, что до демонстрации но после предъявления аналитического решения остаются неуверовавшие люди, то есть люди, которые верят в убедительность и силу графического, неточного по определению, примера.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение12.10.2012, 18:22 
Заслуженный участник


20/07/09
4026
МФТИ ФУПМ
longstreet в сообщении #629852 писал(а):
Это как?

Ну как это по-русски, портретная и пейзажная, что ли: portrait vs. landscape, короче. Так вот, со слайдом совпадает если только таблица Менделеева. В биологии так наверняка все вытянуто по вертикали.
theambient в сообщении #629885 писал(а):
Когда я их, рекомендации, смотрел у меня сложилсось стойкое ощущение, что они применимы только к отдельным видам презентаций: товаров, услуг, компаний, отчетов, но никак не к лекционным презентациям: там слишком много информации требуется дать, так что в форме презентации она плохо усваивается.

Кто-то говорил про плотность информации слайдов, согласен, что придерживаюсь мнения, что она недостаточна для лекций, по крайней мере физ-мат.

А бывает ли тогда "хорошая" презентация, достаточная для лекций?

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение12.10.2012, 18:49 
Аватара пользователя


13/03/11
139
Спб
Nemiroff в сообщении #629928 писал(а):
А бывает ли тогда "хорошая" презентация, достаточная для лекций?


я своим потоком слов как раз и хотел сказать, что недостаточна. Либо получается "wall of text", что еще хуже.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение12.10.2012, 20:14 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
theambient в сообщении #629893 писал(а):
Меня смутили Ваши слова, что до демонстрации но после предъявления аналитического решения остаются неуверовавшие люди, то есть люди, которые верят в убедительность и силу графического, неточного по определению, примера.


Действительно мне следует объясниться:

Дело в том, что в моём вузе - почти каждый год уменьшали часы на математику и это при том, что математика является далеко не основным предметом у нас вообще. А теперь в прошлом году ввели поголовный бакалавриат с ГОСами 3-го поколения - и часов стало ещё меньше.
Я уже убрал из лекционного и экзаменационного материала эллипсы, параболы и гиперболы повёрнутые относительно осей координат. И уж конечно никогда нам не выделялось времени на то, чтобы вывести уравнение эллипса в сечении конуса заданной плоскостью. Кроме того, выпускникики гуманитарных классов школ не поняли бы там вообще ничего. А вот показать красочную презентацию с анимацией поверхностей второго порядка можно элементарно за 10-15 минут. Причём гуманитарии (если не отвлекаются) всё поймут и запомнят.

Красочность графики + анимация = эффект запоминания и понимания.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение14.10.2012, 12:05 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Shtorm в сообщении #629749 писал(а):
А вот уже выполнять задание: например вычислить методом Симпсона определённый интеграл с такой-то точностью - нужно уже на компьютере.

Можно и, в принципе, нужно, да только практически довольно бесполезно: один студент напишет программу из шести строчек, а все остальные просто её сдерут и прогонят через неё сои данные.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение14.10.2012, 15:02 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
ewert, и какой Вы видите выход из данной ситуации? С точки зрения методики преподавания и психологии, и педагогики?

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение14.10.2012, 16:55 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Shtorm в сообщении #630788 писал(а):
и какой Вы видите выход из данной ситуации?

Насчёт психологии и педагогики я вообще необразован, а универсального выхода пока так и не вижу.

Насчёт конкретно интегрирования я пока что выкручиваюсь так: заставляю их считать интегралы не с заданной точностью, а просто при последовательных удвоениях количеств шагов, причём по нескольким разным формулам численного интегрирования, отслеживая наблюдаемый при этом порядок точности этих формул и проверяя, насколько выполняется правило Рунге оценивания погрешности. Кроме того, предлагаю проделать это для трёх разных функций: для "общего положения", для недостаточно гладкой и, наоборот, для бесконечно гладкой дифференцируемой периодической. Кроме того, предлагаю посчитать (уже именно с заданной точностью) несобственный интеграл тремя способами.

Всё это, конечно, тоже довольно рутинная работа и тоже по фактически готовым программам. Однако по крайней мере при составлении отчёта у них проходят перед глазами численные результаты, наглядно подтверждающие теорию. Так что работка получается достаточно содержательной; жаль, что далеко не каждую тему удаётся хоть таким образом подкрепить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение14.10.2012, 17:12 


28/11/11
2884
Nemiroff в сообщении #629928 писал(а):
Ну как это по-русски, портретная и пейзажная, что ли: portrait vs. landscape, короче.

Не вижу здесь проблемы. :shock: Можете привести пример картинки которая, в виду её ориентации, хорошо будет смотреться в учебнике и плохо $-$ на слайде?

Nemiroff в сообщении #629619 писал(а):
Ну давайте посмотрим.
Гугл "органы человека", картинки - первая картинка.

Если вы пробовали делать слайды, то наверняка знаете, что в картинки из интернета в 99% случаев не подходят: или качество неважное, или подписи на латинском/английском, или какие-то элементы почему-то не отображены, или подписи неудобные (циферками и легенда), или перегружен слайд (т.е. лишние элементы отображены) и т.д. и т.п.

Nemiroff в сообщении #629619 писал(а):
Отличная вещь, если лежит перед вами (с легендой) в учебнике, в методичке, висит на плакате у доски, делает еще что угодно.

Опять же, в большинстве случаев в учебниках/методичках плохие картинки. Если вообще есть.
Потом, учебники есть не перед всеми (я говорю преимущественно про университетское образование), плакаты лишь для редких предметов и редких тем есть.

-- 14.10.2012, 17:28 --

(Оффтоп)

PS у нас в университете ни на какие лекции никто никогда никакие учебники вообще не брал, потому что на лекциях они и не нужны.


-- 14.10.2012, 17:48 --

Nemiroff, вообще, в университетах/институтах изложение курсов более или менее авторское.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 13  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group