На это отвечать не надо, это не ответы на конкретные вопросы, а мысли вслух по поводу.
Наука занимается выяснением, как что-то нерукотворное устроено, а технология - придумывает на основе этого, как сделать что-то рукотворное. На сегодня эта связка такова, что технология всегда идёт после науки, либо занимается гаданием на кофейной гуще - подбором рецептов методом проб и ошибок. Лем писал ("Сумма технологии"), что эта ситуация в будущем может измениться: появится возможность синтезировать нужные технологии на заказ, без знания о том, как они работают. В таком мире наука будет не нужна. Но впрочем, наука изначально появилась не от нужности, а от интереса, и всегда давала ответы, не дающие гарантий практической применимости (чаще всего и не имеющие такой применимости).
С такой точки зрения, можно и психотерапию рассматривать как "технологию" (излечения больных, а в будушем, возможно, и большего). И к её целям может вести и другой путь: не научиться разбираться в человеческой душе, а научиться её лечить, не разбираясь в ней. Если для этого нужны гениальные психоаналитики-практики - значит, должен быть выработан способ выращивания таких практиков.
Воспроизводимый. :-) Впрочем, само по себе образование - это и есть воспроизводимая технология создания специалистов в каких-то областях, так что принципиально здесь ничего нового.
----
С философской точки зрения, вообще, наука - дело интересное. Она вся проходит в модальности не
уверенности, а
надежды. (Впрочем, и про всю жизнь человеческую это можно сказать.) Мы не уверены в том, что завтра медные провода будут подчиняться закону Ома, но мы на это надеемся: они вчера и сегодня ему исправно подчинялись. (В этом - одно из отличий научного знания (закона Ома) от воспетой философами истины.) Мы не уверены в том, что наши методы исследования приведут к новым знаниям, но мы на это надеемся: вчера и сегодня они приносили плоды. Теоретик, выдвигая идею, надеется, что она правильна, соответствует реальности. Экспериментатор, строя прибор, надеется, что он заработает. Археолог, приступая к раскопкам... продолжить самостоятельно.
Этика учёного - это этика человека надеющегося, и делающего на свою надежду ставку.
----
За Фрейда пару слов.
Фрейд писал триста лет назад. Когда мы ничего не знали о том, как устроены мозги. Когда мы ничего не знали о том, как устроено поведение. Когда мы ничего не знали о том, как поведение вырабатывается и оттачивается эволюцией.
Сегодня мы, конечно, всё равно не понимаем, что там под черепной коробкой, но всё-таки понимаем в этом намного больше, чем сто лет назад. (1 % - это сильно мало по сравнению со 100 %, но весьма существенно по сравнению с 0,01 %.) Может быть, на раскрытие тайн мышления удёт весь 21 век. Может, больше. Но, уже сейчас мы можем высказать какие-то взгляды на эту тему.
В мозге и разуме нет ничего мистического. Нет никаких "сосудов души", как на рисунках Да Винчи. Сто лет назад на это в науке была некоторая надежда, к сегодняшнему дню она существенно укрепилась. Всё должно сводиться к законам клеток, химии, квантовой механики. Осталось только понять, как именно. И это невероятно сложная задача, и мы это понимаем. Просто не будем придумывать мистики по ходу её решения.
Биология за сто лет, считая от Дарвина, настолько тесно изучила человека как представителя животного мира, что в ней даже не стоит вопрос о том, сколько в человеке животного: человек - это животное, и всё. Просто необычное. Насколько необычное - можно дальше изучать. И с другой стороны, "животное" - это больше не уничижительный титул. Животные оказались сложны и не примитивны. Они проявляют такие черты, которые мы раньше замечали только за человеком. Они любопытны, они сообразительны, они целеустремлены, они общительны, они умеют передавать культурную традицию. С ними разве что только богословские беседы пока не удаётся вести.
Разделение человека на "сознательное" и "бессознательное", как выясняется, - в конечном счёте, такой же примитивный взгляд на вещи, как и попытка поделить его на "высшее" и "низменное", на "тело и душу" (и недалеко от неё ушло). В человеке его мысли, его эмоции, его поведение - возникают сложным образом. И в этом сложном образе осознаваемая часть весьма небольшая, и далеко не такая ведущая, как казалось сто лет назад. И с другой стороны, всё остальное - подчинено далеко не только сексу и страху смерти. Там есть и любовь, и сострадание, и интерес, и восхищение, и сотворение.
Таким образом, Фрейд не просто наваял какую-то ненауку. Он предугадал многое, что появляется в современной науке. Но предугадал в настолько неопределённом виде, с добавлением настолько же ошибочных догадок, что этот компот просто не имеет смысла рассматривать с целью выудить что-то полезное. Гораздо полезней заниматься современными знаниями и исследованиями. Учение Фрейда представляет исторический интерес в этом плане. Именно это значит фраза "на 50 % прав и на 100 % ошибался".
-- 13.05.2012 10:38:38 --К сожалению сейчас и физики с математиками уходят в шарлатанство, не понимая психологических реалий. Журналы всякие даже пошли "квантовая физика", "введение сознания в эксперимент" и т.п.
По поводу журнала опечатка в предыдущем сообщении. Не "квантовая физика" , а "квантовая магия" и "квантовая психология" конечно же.
Это не физики с математиками. Это однозначные шарлатаны. Физикой и математикой они только прикрываются, и физикам и математикам их враньё и шарлатанство отчётливо видно.