2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ... 18  След.

Преподавать ли философию и гуманитарные науки "технарям"?
да, обязательно (гуманитарные науки + философия) 37%  37%  [ 72 ]
да, факультативно (гуманитарные науки + философия) 26%  26%  [ 50 ]
да, обязательно (гуманитарные науки без философии) 5%  5%  [ 9 ]
да, факультативно (гуманитарные науки без философии) 8%  8%  [ 16 ]
нет, нафиг всю гуманитарию! 19%  19%  [ 37 ]
трудно сказать 6%  6%  [ 11 ]
Всего голосов : 195
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение11.02.2012, 15:13 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
zaharov в сообщении #537436 писал(а):
Гнать бы их. Но куда?

В шею! И в другие места из трёх букв!!!

К сожалению - это проблема, найти достаточно квалифицированных философов-профессионалов, которые смогли бы прочитать интересный и содержательный курс философии технарям. Увы :-(

-- Сб фев 11, 2012 18:16:03 --

Munin в сообщении #537439 писал(а):
По-моему, чтобы не хавать туфту, достаточно привычки мыслить естественно-научными категориями (логика, статистика, взаимные зависимости, сложные причинно-следственные связи) и иметь навыки работы информации, обычные для учёного или грамотного инженера (критическое отношение к источникам, поиск, составление объективного резюме).

Увы, не достаточно. Человек - существо гуманитарное...

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение11.02.2012, 15:17 
Заблокирован


28/05/11

49
Mitrius_Math в сообщении #359859 писал(а):
Учусь на физико-математическом факультете педагогического вуза. Предлагаю выкинуть из программы всю педагогику..

Согласен с Вами частично. Сейчас начал разрабатывать электронные репетиторы по разным дисциплинам. Приглашаю Вас к разработке таких репетиторов по физике.

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение11.02.2012, 15:18 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Munin в сообщении #537439 писал(а):
И не хочу путать одно с другим.

Однако путаете!

Впрочем, это всего лишь моя точка зрения. В настоящий момент нет желания её отстаивать, как-нибудь в другой раз.

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение11.02.2012, 18:52 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
Я думаю, что не стоит путать чисто утилитарную часть образования с культурообразующей. Быть образованным человеком и хорошим специалистом - вещи очень разные. Можно быть прекрасным специалистом и быть необразованным (в правильном смысле этого слова), а можно быть не очень хорошим и при этом быть образованным. Но выбор должен всегда оставаться за самим человеком - он мог выбрать быть физиком, но не хотел при этом приобрести некоторую культуру и широту взглядов, считая, что на это не стоит тратить время. Это его личное дело. Если он считает, что физика и есть вся культура, ну и ладно. Сейчас вообще модно так думать, прикрываясь утилитарностью знаний - а это, мол, мне никогда не понадобится. Но есть ли хоть одна страна, где всё население шибко грамотное? Насильно население продвинутым не сделаешь. Да и вряд ли это кому-то нужно. Что прекрасно показывает эта тема. Если бы это всё не впихивали, то и отвращения к этому бы не возникло. Было бы полное незнание и совершенно параллельное существование. А может даже некоторые бы потом и сами заинтересовались.
Единственно что - философию я бы оставил в обязательных предметах просто потому что она дает возможность взглянуть дальше своего носа. Не у всех получается, но что ж. Поэтому надо по ней устроить зачет и никому сильно не навязывать :) Впрочем, как тут было справедливо указано, большая масса неквалифицированных (да что там - порой просто идиотов) преподавателей философии, которые оказываются в технических вузах, делают этот процесс зачастую вредительским.

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 01:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
71261
Профессор Снэйп в сообщении #537440 писал(а):
Увы, не достаточно. Человек - существо гуманитарное...

Это ниоткуда не взятый и ничем не обоснованный тезис. На том же уровне аргументации контрдовод: человек - существо мыслящее.

Профессор Снэйп в сообщении #537446 писал(а):
Однако путаете!Впрочем, это всего лишь моя точка зрения. В настоящий момент нет желания её отстаивать

Не отстаивать, так хотя бы расшифруйте, раз заинтриговали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 13:54 
Аватара пользователя


17/04/11
564
Профессор Снэйп в сообщении #537432 писал(а):
beroal в сообщении #537419 писал(а):
И требуется, чтобы количество гуманитарных курсов, пройденных одним человеком, не превышало некоторое число.

Звучит как полный бред!

Кто ещё согласен с профессором?!

-- Sun Feb 12, 2012 14:00:42 --

zaharov в сообщении #537436 писал(а):
Беда в том, что основная масса преподавателей философии пришла к преподаванию философии из других дисциплин. Эти люди испохабили всю философию. Их не воспринимают ни профессиональные философы, ни бывшие коллеги. Гнать бы их. Но куда?

Если не ошибаюсь, это стереотипная сказка о том, что где-то в горах Тибета существуют нормальные философы и нормальная философия, но их никто не видел. :-)

-- Sun Feb 12, 2012 14:05:31 --

Парджеттер в сообщении #537517 писал(а):
Если бы это всё не впихивали, то и отвращения к этому бы не возникло. Было бы полное незнание и совершенно параллельное существование. А может даже некоторые бы потом и сами заинтересовались.

Насильственное образование? Принуждение к образованию? :-)

Парджеттер в сообщении #537517 писал(а):
Единственно что - философию я бы оставил в обязательных предметах просто потому что она дает возможность взглянуть дальше своего носа. Не у всех получается, но что ж. Поэтому надо по ней устроить зачет и никому сильно не навязывать

Есть противоречие. Вы уж разберитесь, обязательная или нет. :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 15:42 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
beroal в сообщении #537806 писал(а):
Есть противоречие. Вы уж разберитесь, обязательная или нет. :wink:
Нет тут никакого противоречия. Предмет читается обязательно, но не навязчиво. То есть зачет сдать легко.

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 17:18 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Munin в сообщении #537701 писал(а):
Профессор Снэйп в сообщении #537440 писал(а):
Увы, не достаточно. Человек - существо гуманитарное...

Это ниоткуда не взятый и ничем не обоснованный тезис. На том же уровне аргументации контрдовод: человек - существо мыслящее.

Мыслящее или работающее по какой-то программе, исполняя поледовательно команду за командой?

Сказать про человека, что он является мыслящим существом, и при этом не определить, что такое мышление - значит, не сказать ничего. А ведь мышление - крайне сложная штука, пока что абсолютно строгой дефиниции не поддающаяся.

А в пользу своего тезиса я могу привести следующие аргументы. Все мы предпочитаем общаться друг с другом на естественном языке, причём общение может касаться равно как физико-математических вопросов, так и любых других: бытовое общение, политика, экономика etc. И вот при этом нетрудно заметить, что если кто-то пытается убедить кого-то в чём-либо, то для него это окажется более лёгким делом, если у него хороший стиль речи. В гуманитарном плане хороший. То есть он владеет тем, что раньше преподавали в университетах и что называется риторикой. Исключение составляют лишь математические выкладки, да и то если речь идёт не о формальных преобразованиях формул, а о содержащем кроме формул ещё какой-то текст математическом доказательстве, то и тут риторика играет положительную роль. У физиков-математиков тоже есть стиль, даже несколько стилей: стиль мышления, стиль, в котором они излагает аудитории свои выводы...

По моему скромному мнению, гуманитарное образование способно эти стили улучшать. Вот тут упоминался Цицерон в том контексте, что технарям не то, что читать его речи, но даже знать о том, кто он такой, необязательно. Однако, как мне кажется, знакомство с Цицероном может помочь даже в узкопрофессиональной деятельности, улучшая стиль читаемых лекций, дискуссий и научных статей.

Но ведь не только своей наукой жив физик-математик. Большую часть времени жизни он проводит в обществе, далёком от точных наук: у него есть семья, близкие друзья, которые часто далеки от его профессии, он посещает разные банки, паспортные столы и избирательные участки, читает книги, ходит в кино и на концерты... И вот тут он живёт скорее "гуманитарной", чем какой-либо другой жизнью. Слово "гуманитарный" я взял в кавычки, но, на самом деле, мог бы и не брать, ибо всё вышеперечисленное требует от человека гуманитарного стиля мышления.

А зачастую и гуманитарных знаний. К примеру, политика, для понимания которой полезно знать хоть какую-нибудь историю. Мы ходим на избирательные участки, голосуем там, кто-то вообще ходит на митинги и по жизни политически активен. Телевизор зомбирует, политики обманывают, а основная масса населения занимается политикой "бессознательно", на уровне эмоций. "Голосуют сердцем" и т. п. А знание истории даёт человеку возможность сравнивать и оценивать, то есть кроме сердца думать ещё и мозгом. Ибо вся эта политическая демагогия, все уловки политиков - это всё старо как мир. Думаете, в таком деле как борьба за власть и оболванивание масс со времён древнего Рима придумано очень много нового? А вот и нет! Многое повторяется раз за разом, по одним и тем же схемам! Коммунистическая революция 1917 года местами настолько сильно напоминает великую французскую 1789... А если брать то, что у нас в России сейчас... Думаете, в истории ни разу не было олигархического правления, которое затем сменялось правлением диктатора, пришедшего к власте на волне народного стремления навести в обществе "порядок" и опиравшегося на силовые структуры? Да Юлий Цезарь так к власти пришёл, если что. А до него куча тиранов в древнегреческих полисах. А после Наполеон и Кромвель. Конечно, мир меняется, и точных аналогий прошлого с настоящим может и не найтись, но даже неточные аналогии способны на многое открыть глаза. Если, конечно, не просто посещать пирамиды с колизеями в составе тургруппы, а интересоваться тем, как жили стпроившие их люди. То, что после Бори Ельцина нашу страну ожидает правление выходца из силовых структур, который будет укреплять вертикаль власти и наводить везде свой порядок, было ясно как божий день ещё в середине 1990-ых. Чисто по аналогии с тем, что уже не раз происходило в европейской истории.

(Оффтоп)

Жаль, конечно, что Вова - не шибко удачный диктатор. Свою власть он держит крепко, этого у него не отнимешь, но на государственного деятеля как-то слабо тянет. Живём на нефти, как арабы, верхушка делит власть и ворует нефтяные деньги, а вместо развития государства имеем в основном имитацию созидательной деятельности. Почему, интересно, Сколково и Олимпиада в Сочи вызывают в народе такой смех?.. Страшновато подумать, как оно нам будет, если вдруг цены на нефть упадут и всё рухнет. Вова не Иосиф Виссарионович, загнать народ в лагеря и заставить работать авторитета не хватит. Равно как и перестрелять нахер врагов народа и сотонинских шпиёнов, и в первую очередь - представителей верхушки, не умеющих реально управлять государством, а умеющих только тырить деньги из бюджета. Так что скорее всего опять будет смута... Хотя, может, и обойдётся, привычка к сытой жизни как пришла, так и уйдёт, а русский народ терпеливый...


Безусловно, можно тупо закрыться от всего этого и жить исключительно научными проблемами. Но... не получится. Когда наука финансируется плохо, то жить одной ею крайне проблематично. Когда наука финансируется хорошо, в ней возникает коньюнктура, начинается борьба за должности и гранты... А тут у людей гуманитарного склада имеется значительное преимущество :-)

Да ну не знаю, что ещё сказать... В конце-концов Альберт Эйнштейн эмигрировал в США и помог сделать атомную бомбу американцам, хотя вместо этого мог бы остаться в Европе и делать ту же бомбу для Гитлера. Думаю, уж его-то, несмотря на всё еврейство, в концлагерь бы не засунули. Думаете, когда он решал, эмигрировать в Америку или оставаться в Европе, он на свою физику опирался? Вряд ли, скорее это был некий "гуманитарный" поступок :?

Короче... я, конечно, далеко не всё сказал, что хотел, но, надеюсь, свою уверенность в необходимости гуманитарного минимума для технарей как-то обосновал. Ну или даже не обосновал, а скорее объяснил, на чём она у меня основывается. Эмоционально и где-то непоследовательно, но уж как получилось. Если бы уделял в своё время больше внимания гуманитарным предметам, получилось бы лучше :D

-- Вс фев 12, 2012 20:47:11 --

beroal в сообщении #537806 писал(а):
Профессор Снэйп в сообщении #537432 писал(а):
beroal в сообщении #537419 писал(а):
И требуется, чтобы количество гуманитарных курсов, пройденных одним человеком, не превышало некоторое число.

Звучит как полный бред!

Кто ещё согласен с профессором?!

Интересно, какие вообще аргументы можно привести в пользу того, что человек должен знать как можно меньше? Типа "меньше знаешь - легче спишь". Или "многие знания - многие печали"? Ничего другого на ум что-то не приходит.

Лично для меня это действительно бред - провозглашать на научном форуме тезис о том, что образования должно быть как можно меньше :shock:

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 18:00 


17/10/08
1135
Еще одно мнение, зачем нужны гуманитарные науки.

Есть цикл видео-передач «Суть времени», который не нужно заставлять изучать. Понять, как устроен мир – это же интересно, увлекательно и полезно в жизни. Только в первый день после появления на сайте первой серии было 17 тысяч скачиваний. Сейчас идет подготовка книг по материалам серии передач, которые будут изданы на 4-х иностранных языках. Название у него что-то вроде «Почему Россия претендует на мессианство в мире?» Народ с огромным интересом смотрит эти длинные монотонные передачи, снятые с одного плана. Люди сами начинает рыться в интернете и искать, что такое метафизика, гносеология, постмодернизм, кто такой Вебер, Камю и т.д.

Вводный курс для философии есть, и он не тибетский, не американский, не немецкий, не французский, а русский. Невозможно прочесть всех Гегелей, Карлов Марксов, Веберов, Фроммов (извините за каламбур) и т.д. – у технарей нет на это времени. Но в целом, им же тоже интересно как устроен мир?! В передачах я для себя получил ответы на многие вопросы:
* В чем смысл жизни человека, что им движет?
* Кто и зачем разрушил и доламывает нашу науку, культуру, промышленность, образование и медицину? Что будет, когда этот процесс будет завершен?
* Почему чубайсо-либероиды люто ненавидят русский народ?
* В чем основное противоречие 21-го века? Куда ведут мир его «американские хозяева»?
* Почему у либероидов особая ненависть к политэкономии?
* Почему русские мужики-крестьяне пьянствуют, а рядом на полях китайцы вкалывают с утра до ночи? Что такое модерн, что является его «двигателем» и «топливом»?
* Почему поливают грязью нашу историю, что такое государство и на чем оно зиждется? Почему «интеллигенты» утверждают, что наш Гагарин полетел в космос вместо собаки?
* Что такое нация, народ, народность, племя и т.д. ? Кто такие русские?
* Кто и зачем разрушил СССР, кто и зачем волочет нас в «европейскую семью»?
* Как устроена цивилизация?
* Почему СССР не смог противостоять силам разрушения? Какие изъяны были у СССР, как восстановить империю на добровольных началах и какая у нее будет основа?
* Русская модель развития – как это работает?

Философия – это не какое-то «унылое говно». А ведь именно такое впечатление может создаться от ВУЗовских программ. Дело мне видится не в самой философии, а в программах и в преподавателях, которые находятся в социальном гетто и которых низвели до уровня люмпенов.

Интересны следующие моменты передачи «Суть времени»:
* Передача ведется в виде проповеди, т.е. ведущий глубоко убежден в том, что он говорит, и он не просто «отбывает номер».
* Передачи содержат междисциплинарную теорию, которая в конце курса складывается в общую картину миру. Материал излагается в несколько слоев сложности, а значит и не очень подготовленный человек в целом понимает суть.
* Демонстрация примеров – это делается на примерах исторических и текущих событий в мире, поэтому дополнительно интересна слушателям. Можно самим проверить теорию на актуальных примерах, а не просто принимать на веру что тебе рассказывают.
* Обратная связь – по каждой лекциям можно задавать вопросы на форуме – ведущий разъясняет их в дальнейшем. Можно обсудить передачи друг с другом. Кроме этого, передача поливалась помоями в интернете «хорошими людьми» - помои изучались и по многим моментам давались дополнительные разъяснения.
* Практика – был организован виртуальный клуб «Суть времени», в котором ведется практическая работа.
Во многом, на мой взгляд, это определяет популярность передачи. Вот так устроено противодействие «дебилизации» нашего общества. Гуманитарные предметы можно и нужно эффективно преподавать технарям – пример есть и палка тут не нужно. Для русских в центре ведь развитие человека, а не жажда наживы и пр.

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 18:36 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
mserg в сообщении #537909 писал(а):
В передачах я для себя получил ответы на многие вопросы:
* В чем смысл жизни человека, что им движет?

И Вы действительно знаете, в чём смысл жизни человека? Мне казалось, это что-то по определению нечто непознаваемое, причём у всех разное.

Расскажите мне, в чём смысл моей жизни. Мне это очень интересно!

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 18:56 


02/11/11
1122
mserg в сообщении #537909 писал(а):
В передачах я для себя получил ответы на многие вопросы

/facepalm/
Судя по "ответам", вы стали жертвой глупой неосовковой пропаганды. Советую не смотреть такие передачи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 19:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
71261
beroal в сообщении #537806 писал(а):
Если не ошибаюсь, это стереотипная сказка о том, что где-то в горах Тибета существуют нормальные философы и нормальная философия, но их никто не видел.

:-)

-- 12.02.2012 20:30:35 --

Профессор Снэйп в сообщении #537893 писал(а):
Мыслящее или работающее по какой-то программе, исполняя поледовательно команду за командой?Сказать про человека, что он является мыслящим существом, и при этом не определить, что такое мышление - значит, не сказать ничего.

Стоп-стоп-стоп, это было не к разговору о вирусах, а к разговору о гуманитарных предметах :-) Мы понятие "гуманитария" и "технаря" тоже не определяем, однако всё-таки говорим и понимаем друг друга.

Профессор Снэйп в сообщении #537893 писал(а):
А в пользу своего тезиса я могу привести следующие аргументы. Все мы предпочитаем общаться друг с другом на естественном языке, причём общение может касаться равно как физико-математических вопросов, так и любых других: бытовое общение, политика, экономика etc. И вот при этом нетрудно заметить, что если кто-то пытается убедить кого-то в чём-либо, то для него это окажется более лёгким делом, если у него хороший стиль речи. В гуманитарном плане хороший. То есть он владеет тем, что раньше преподавали в университетах и что называется риторикой. Исключение составляют лишь математические выкладки, да и то если речь идёт не о формальных преобразованиях формул, а о содержащем кроме формул ещё какой-то текст математическом доказательстве, то и тут риторика играет положительную роль.

Знаете, я сильно обобщать не буду, но есть люди (конкретные примеры), которые воспринимают всё-таки прежде всего не стиль речи, а её содержание. И их риторикой не обмануть, если в логике проблемы. Они то, что слышат, автоматически переводят в уме в логические формулы, и воспринимают входящий текст как выкладки. Хотя, конечно, даже среди людей с негуманитарным образованием таких немного. И когда лектор выходит к потоку студентов, они гарантированно ещё не достигли такого уровня. Но я считаю, что это было бы неплохим для всех людей мыслящих...

Профессор Снэйп в сообщении #537893 писал(а):
Короче... я, конечно, далеко не всё сказал, что хотел, но, надеюсь, свою уверенность в необходимости гуманитарного минимума для технарей как-то обосновал.

Да я с этим по факту и не спорил. Вопрос только в том, почему вдруг история? С какого дуба? Просто по традиции, что её уже сегодня принято давать?

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 20:33 
Заслуженный участник


11/05/08
31881
Профессор Снэйп в сообщении #537922 писал(а):
Расскажите мне, в чём смысл моей жизни. Мне это очень интересно!

Ну как что. Постить на форуме!

А если серьёзно, то мне технократический экстремизм тоже всегда претил. Хотя сам я и тоже типа в некотором смысле технократ по воспитанию

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 20:54 


17/10/08
1135
Профессор Снэйп

О смысле жизни в двух словах? :-)

Есть философская картина (модель) устройства мира, и человек находится в контексте этой картины. Если нет понимания модели, ответ о смысле жизни будет выглядеть дурацким, не так ли?

Но все же. У человека есть некоторые ценности, есть некоторое представление о «должном», каким бы человек хотел быть и каким бы он хотел видеть мир вокруг себя. Движущая сила человека это стремление к своему идеалу. Как-то так.

Ну а смысл жизни – это подъем по лестнице развития. Можно "посмотреть" на эволюцию с момента большого взрыва (там, кажется, и времени то не было, ни пространства, ни тем более атомов, а про молекулы и говорить нечего – но я не знаток). Эволюционное развитие идет по пути все большего «усложнения». Человек постигает и сам творит все большую сложность.

Повторюсь, обсуждать можно модель, а не вырванный из контекста кусок. К тому же я могу излагать неточно – требуется обращение к оригиналу.

KVV в сообщении #537930 писал(а):
mserg в сообщении #537909 писал(а):
В передачах я для себя получил ответы на многие вопросы

/facepalm/
Судя по "ответам", вы стали жертвой глупой неосовковой пропаганды. Советую не смотреть такие передачи.


Советские ценности близки где-то 75% наших граждан. Тем, кто хочет их оплевывать, кто хочет обгадить этих людей, у меня есть специальное предложение: антисоветчики могут пойти нахрен. Надо уважать ценности других людей, даже если они тебе не нравятся.

 Профиль  
                  
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 22:36 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Кстати, ещё тут подумал: во времена моего студенчества академические знания в гуманитарной области являлись хорошим противоядием от разных сектантов. Коих в бурные 1990-ые развелась тьма-тьмущая.

Кроме изучения математики мне в те времена фактически ничего не удавалось, ни в любви, ни в дружбе, ни в завоевании уважения окружающих; в окружающей жизни ничего не понимал, в качестве мировоззрения имел в голове жуткую и насквозь противоречивую кашу, многими рассматривался как "шибздик" и предмет для постоянных насмешек. Короче, в социальном плане был изгоем. Вследствии чего постоянно имел несчастный вид и, естественно, служил предметом постоянных приставаний сектантов. Каждую неделю кто-нибудь обязательно подходил ко мне на улице и приглашал "на проповедь".

И вот начитанность + мнение о том, что реальные знания по истории и философии можно получить только в университете, спасли меня от попадания в какую-либо секту. У сектантов намётанный глаз на несчастных по жизни изгоев общества, и они заманивают их к себе преувеличенным дружелюбием и показной жизнерадостностью. Ну я сходил на пару-тройку проповедей и собраний. Придя, каждый раз обнаруживал, что всё у них насквозь фальшиво. Причём в первую очередь картина мира, представлявшая из себя бессмысленную окрошку, замешанную на языческой или христианской мифологии. И практически сразу приходило понимание, что в лучшем случае мне с этими людьми будет просто скучно.

А многие наши препода и просто учёные (из поколения родившихся в 60-ые и старше, которым было лет от 30 и больше) таки попали в эти самые секты. И на то, чтоб разобраться, что с сектантами что-то не так, у некоторых ушёл не один год. Причём удивительно, но факт: это были доктора физмат и химнаук, работавшие в академических институтах. Уж физику-то с математикой они знали на отлично. Этому в советсткое время учили крепко, куда качественнее, чем сейчас. А из гуманитарных курсов они, когда учились, прослушали обязательные в те времена историю КПСС и много-много марксистско-ленинской философии. То есть нормальных гуманитарных курсов у них не было, если не считать таковыми марксистско-ленинский бред, который они посещали для галочки и потом сливали на троечку.

О чём это всё свидетельствует? Оказалось, что людьми, имеющими в качестве интеллектуального багажа только естественные науки, очень легко манипулировать. У них наличествует своеобразный духовный голод, который они пытаются утолить историями про Шамбалу, битву Гога и Магога, системой Даниила Андреева... Ну и православием, конечно, в том числе; против православия лично я мало что имею, однако вероятность того, что в первой попавшейся церкви окажется грамотный поп, ещё меньше, чем вероятность нарваться на грамотного преподавателя философии на физмате.

В институте математики куча вполне компетентных в своей науке людей со степенями вдруг оказались членами общества "Память". Они мне время от времени пытались втюхать брошюры про сакральные знания древнеегипетских жрецов и глобальный надиудейский предиктор. Почему-то особо популярной эта тема была у алгебраистов. А алгебраическая школа у нас в Новосибирске сильная, даже дала миру одного филдсовского лауреата. И что? Мне вот почему-то всегда было очевидно, что глобальный надиудейский предиктор - полная лажа, а людям, внесшим солидный вклад в развитие алгебры и знающим о ней невероятно много, почему-то непонятно. Некоторые уважаемые (без кавычек, действительно уважаемые как учёные за свои научные достижения) люди даже пытались про этот предиктор на лекциях по алгебре студентам рассказывать.

Мне так кажется, что у меня в детстве просто были нормальные книги по истории, хорошие учителя русского и литературы плюс здоровое гуманитарное чутьё. У них же этого не оказалось, а знаний в виде некоего гуманитарного рюкзачка, которые могли бы такое чутьё выработать, им просто не дали; вместо этого у них был марксизм-ленинизм.

Весь состав библиотеки НГУ в те времена почему-то рерихнулся. То есть помешался на рерихах с Блаватской...

Сейчас, слава Богу, всё это осталось в прошлом. Вроде бы ни в институте, ни в библиотеке былого маразма не наблюдается. Но возникает закономерный вопрос: чем сейчас нынешние студенты (которым, насколько мне известно, количество гуманитарных курсов сократили до минимума) обычно заполняют свой чердак кроме положенной по программе физики с математикой? Мне стыдно, но я не знаю. На ум приходят расхожие стереотипы: глянцевые журналы для "блондинков", компьютерные игры, сериалы-аниме. Но впечатления начинающих чокнутых профессоров они не производят. Наоборот, более здоровые, чем мы: у нас-то в 90-ые крыши у многих ехали весьма не по децки. Возможно, интерес к программированию + немного маргинальный "Лурк" с его здоровым цинизмом действительно что-то дают думающим людям. Про то, какие они читают книги и вообще кто что любит и предпочитает я у студентов хочу спросить давно, но стесняюсь. Мне кажется, что преподаватель не должен про это спрашивать; если вдруг спрашивает, возникает подозрение, что сейчас начнёт жизни учить :D А когда тебя учат жизни, это всяко напрягает.

Под конец этих "заметок" (состоящих исключительно из собственных воспоминаний и наблюдений над окружающими и, как мне кажется, относящихся к теме) можно упомянуть молодых коллег. Не будем брать рабочий момент; обсуждать теоремы - это одно, а трёп на свободные темы - совсем другое. Так вот, если оставить в стороне совместные обсуждения теорем, то с ними как-то немного скучновато, однако менталитет обычно здоровый и крыша на месте. Читают они мало. Часто озабочены решением материальных проблем и проблем с жильём, что, в общем-то, нормально. Иногда во время беседы, узнав необычный исторический факт или что-то подобное, проявляют вялый интерес. Сами ничего интересного не рассказывают. Общение с ними - обычная житейская трепотня на фоне довольно благожелательного друг к другу отношения.

Вот типа 4 поколения. Старички с распадом СССР в половине случаев шизанулись. Молодежь в основном нормальна, но довольно обыденна. А мы... в своё время у нас в общаге, в комнате, где я жил, читали вслух на сон грядущий Кафку или Стивена Кинга. Интерес к истории и философии считался вполне нормальным явлением. Мы всегда стремились что-то объяснить друг другу, чем-то поделиться, иной раз даже что-то навязать. Наряду с традиционным преферансом (впоследствии его заменили компьютерные игры) интерес вызывали газетёнки про экстрасенсов и инопланетян (обстоятельно и едко высмеивались), классическая рок-музыка (типа роллинг стоунс, дип пёрпл и т. п.), английские обычаи и история Англии вкупе с уважительным отношением к людям, ведущим себя как настоящие джентельмены, дискуссии про вторую мировую войну, про то, кто больше сделал в математике, ну и разные прикольные теории об устройстве мира, которые мы генерировали постоянно и прикалывались. Ещё была такая черта, как единодушное высмеивание окружавшего нас тогда эзотерического маразма. Вот, например, история: один из нашей компании на семинаре по физре случайно сломал другому руку (микротрещина, не серьёзный перелом) и пошли они оба в травпункт. А там очередь, и перед ними в очереди пожилая тётка с раздутой щекой, которая рассказывает врачу: "Вот, дескать, щека раздулась, но я, слава Богу, не совсем безграмотная, что делать знаю: пописала в баночку, часть мочи выпила, часть в компресс и к щеке приложила..." Врач это слушает с грустно-обречённым видом, для него это, по ходу, далеко не первый уринотерапевт-самоучка... В популярных журналах
тогда почему-то много писали про уринотерапию и на полном серьёзе рекомендовали её как средство от всех болезней. Ну, короче, врач процедуру уринотерапии молча выслушивает, а затем не лишённым сарказма тоном спрашивает: "А кал кушать не пробовали"? Мы эту историю слушаем, ржём, симпатии, естественно, на стороне врача, и все на самом деле просто рады, что остались ещё в мире нормальные люди, как этот врач...

(Оффтоп)

Если Вы считаете, что неприлично высмеивать с издёвкой пожилую малограмотную женщину, то учтите: объяснять ей что-либо бесполезно. Если бы врач начал, как, собственно, и положено врачу, терпеливо объяснять ей, что уринотерапия - глупое и малогигеиничное суеверие, и лечиться надо не собственной мочой, а лекарствами, которые пропишет врач... Что бы было, как Вы думаете. Женщина начала бы спорить, доказывать собственную правоту и в конечном счёте осталась бы при своём мнении. Она ведь прочитала всё это в журнале, который очень интересный и при этом такой понятный. Притом, что безоговорочное доверие к печатному слову - один из элементов советсткого культурного наследия. В начале 90-ых многие вполне взрослые люди с удивлением вдруг обнаружили, что реклама обычно врёт, причём часто это оказывался очень печальный опыт.

А здоровые молодые люди жизнерадостно ржут над ситуацией, поскольку пожилые тётки, которые постоянно пытаются чему-то учить и на любую попытку усомниться в их учении тут же на повышенных тонах начинают выдавать что-то вроде "как вы разговариваете с пожилой женщиной!" абсолютно всех достали. Они и сейчас есть, такие тётки, но в советсткое время их почему-то было гораздо больше. Соглашаться с глупостью, основанной на авторитете возраста, не очень-то приятно, особенно учитывая тот факт, что тётка может учить чему угодно вплоть до питья собственной мочи. Уважение к возрасту, безусловно, не пустая болтовня, старших следует уважать, но всему есть предел, в конце-концов! Пить собственную мочу - уже за пределом.


Это во многом составляло мою и моих товарищей жизнь на младших курсах. Спросите, какое отношение всё это имеет к обсуждаемой теме? Ну, я как бы просто предлагаю заметить, что у нас было много интересов гуманитарного плана. Причём это казалось естественным. Мы были гуманитарными существами. Не шибко продвинутыми, но никого это не напрягало; показывать в чём-то продвинутость считалось почётным и уважаемым делом, а кичиться продвинутостью - чем-то не совсем приличным. К такому явлению, как гуманитарные предметы на мехмате, относились как к чему-то естественному и полезному, за единственным исключением: мы были последним набором, которому в обязательном порядке читали историю КПСС. Вот её все дружно ненавидели.

P. S. Яростные выступления против гуманитарщины, которую якобы совершенно напрасно впихивают технарям, я слышу и читаю на разных форумах далеко не первый год. Когда они возникают на наших местных форумах, то часто случается, что высказывающих это возмущение людей знаю лично. И по жизни они всегда производили впечатление очень ограниченных и не совсем здоровых людей.

А как-то раз у меня на потоке был студент, яростно проповедовавший эту идею. Писавший на форумах: что за чушь, мы пришли учиться математике, уберите посторонние предметы типа философии и дайте нам побольше функана! Этот человек всегда очень болезненно реагировал на любую критику, воспринимая её как личный наезд. Не совсем здоровая черта, но да ладно, я и сам когда-то был таким. Важно другое: этот человек был твёрдым хорошистом. Математику считал своей целью, учился много и прилежно, но на экзаменах "4" получал чаще, чем "5". Всю стандартную программу осваивал до последней запятой, но любая мало-мальски нестандартная задача обычно ставила человека в тупик. Короче, он практически во всём сам зачем-то загонял себя в очень жёсткие рамки. Недостатки воспитания, особенности мышления?.. Можно лишь гадать, но не в этом суть: гуманитарные предметы тоже ставят свои рамки, но какие-то другие, непохожие на рамки математического учебника. Естественно, они казались ему чем-то пугающим, поскольку требовали слишком много усилий; сначала понять, как должны быть установлены новые рамки, потом установить их, потом постоянно мучаться, переключаясь с одних рамок на другие.

А вот от отличников я жалоб на наличие гуманитарных курсов не слышал ни разу! За годы преподавания встречались очень умные ребята, иногда явно умнее меня. Они шутя решали задачи, которые меня самого заставляли задумываться и прикладывать вполне ощутимые усилия; конечно, задачи давал им я, и в конечном счёте я мог решить всё, что решали они, но надо учесть, что я теорией вычислимости занимаюсь 10 лет, а они впервые услышали про неё полгода назад. Если признать за собой определённый математический талант (о котором мне многие часто говорили), то я встречал студентов, у которых не просто талант, а гениальность. Честно говоря, в паре случаев общение с ними вызывало во мне чувство собственной неполноценности... И вот от таких ребят я заявлений про ненужность гуманитарных курсов не слышал ни разу! Более того, при личном общении на экзамене они показались мне довольно начитанными; обычно начитанный человек имеет более богатый словарный запас и способен дать при необходимости точную, но вместе с тем краткую и изящную формулировку любого понятия, не испытывая трудностей с подбором слов. Вот у них это чувствуется. Вообще, чем отличник отличается от хорошиста? Если хорошисту доверить прочитать в аудитории одну из лекций курса, то он повторит услышанное ранее почти слово в слово (естественно, понимая то, что произносит). А отличник изложит материал по-своему; местами лучше, местами хуже, местами даже что-то добавив. Короче, хорошист просто знает и понимает материал, а отличник им владеет.

Все до сих пор встреченные мною в жизни люди, с которыми я общался и в ходе общения проникался уважением к их умственным способностям, обладали достаточно большим гуманитарным багажом. Естетственно, мне хочется, чтобы университеты в России старались выпускать студентов, похожих на людей, которых я во многом считаю образцом для подражания. В частности, хочу, чтобы российские математические факультеты плодили незаурядных математиков, а не заурядных программеров. Многие (хоть и не все, но однако многие) математики, которые известны мне как авторы глубоких и нетривиальных математических результатов и с которыми мне довелось лично общаться, не показались мне людьми, зацикленными на математике; напротив, они показались мне разносторонне образованными людьми. Кто-то из них, как я узнал в последствии, хороший музыкант, кто-то пишет неплохие стихи, а один из них - немец, как-то раз на великолепном английском рассказал мне о том, что хочет съездить в Монголию, чтобы, помимо прочего, посмотреть на развалины Каракорума. Не знаю, читал ли кто-нибудь из них Цицерона на латыни - вряд ли, хотя... Да нет, вряд ли. Но в том, что все они знают, кто такой Цицерон, я уверен. И когда жили этруски они тоже скорее всего знают. И мой жизненный опыт убеждает меня в том, что гуманитарные познания - признак того, что человек незауряден и как личность, и как математик-профессионал. Так что почему будущий ученый или инженер не должен получать никакого гуманитарного образования во время обучения основной специальности я, хоть убей, не понимаю!

Единственное что - насильно мил не будешь. Но ведь верно и то, что иной раз работа над собой требует усилий, которые некоторые будут прикладывать лишь под страхом испортить зачётку плохими оценками. Может, оптимально было бы так: читать гуманитарные курсы, принимать по ним экзамены, вносить полученные оценки в зачётку и в диплом, но... за двойки по гуманитарным предметам не отчислять. Кого-то нежелание получить двойку простимулирует, кому-то, раз нет угрозы отчисления, гуманитарщина останется по барабану. А после универа если вдруг возникнет ситуация, когда некий работодатель захочет взять на работу некоего программиста, и у программиста по всем профильным предметам в дипломе будет лишь хорошо да отлично, пусть этот работодатель сам решает, волнуют его в этом дипломе двойки по истории с философией или не волнуют.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 260 ]  На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ... 18  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group