2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ... 18  След.

Преподавать ли философию и гуманитарные науки "технарям"?
да, обязательно (гуманитарные науки + философия) 37%  37%  [ 72 ]
да, факультативно (гуманитарные науки + философия) 26%  26%  [ 50 ]
да, обязательно (гуманитарные науки без философии) 5%  5%  [ 9 ]
да, факультативно (гуманитарные науки без философии) 8%  8%  [ 16 ]
нет, нафиг всю гуманитарию! 19%  19%  [ 37 ]
трудно сказать 6%  6%  [ 11 ]
Всего голосов : 195
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение11.02.2012, 15:13 
Аватара пользователя
zaharov в сообщении #537436 писал(а):
Гнать бы их. Но куда?

В шею! И в другие места из трёх букв!!!

К сожалению - это проблема, найти достаточно квалифицированных философов-профессионалов, которые смогли бы прочитать интересный и содержательный курс философии технарям. Увы :-(

-- Сб фев 11, 2012 18:16:03 --

Munin в сообщении #537439 писал(а):
По-моему, чтобы не хавать туфту, достаточно привычки мыслить естественно-научными категориями (логика, статистика, взаимные зависимости, сложные причинно-следственные связи) и иметь навыки работы информации, обычные для учёного или грамотного инженера (критическое отношение к источникам, поиск, составление объективного резюме).

Увы, не достаточно. Человек - существо гуманитарное...

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение11.02.2012, 15:17 
Mitrius_Math в сообщении #359859 писал(а):
Учусь на физико-математическом факультете педагогического вуза. Предлагаю выкинуть из программы всю педагогику..

Согласен с Вами частично. Сейчас начал разрабатывать электронные репетиторы по разным дисциплинам. Приглашаю Вас к разработке таких репетиторов по физике.

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение11.02.2012, 15:18 
Аватара пользователя
Munin в сообщении #537439 писал(а):
И не хочу путать одно с другим.

Однако путаете!

Впрочем, это всего лишь моя точка зрения. В настоящий момент нет желания её отстаивать, как-нибудь в другой раз.

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение11.02.2012, 18:52 
Аватара пользователя
Я думаю, что не стоит путать чисто утилитарную часть образования с культурообразующей. Быть образованным человеком и хорошим специалистом - вещи очень разные. Можно быть прекрасным специалистом и быть необразованным (в правильном смысле этого слова), а можно быть не очень хорошим и при этом быть образованным. Но выбор должен всегда оставаться за самим человеком - он мог выбрать быть физиком, но не хотел при этом приобрести некоторую культуру и широту взглядов, считая, что на это не стоит тратить время. Это его личное дело. Если он считает, что физика и есть вся культура, ну и ладно. Сейчас вообще модно так думать, прикрываясь утилитарностью знаний - а это, мол, мне никогда не понадобится. Но есть ли хоть одна страна, где всё население шибко грамотное? Насильно население продвинутым не сделаешь. Да и вряд ли это кому-то нужно. Что прекрасно показывает эта тема. Если бы это всё не впихивали, то и отвращения к этому бы не возникло. Было бы полное незнание и совершенно параллельное существование. А может даже некоторые бы потом и сами заинтересовались.
Единственно что - философию я бы оставил в обязательных предметах просто потому что она дает возможность взглянуть дальше своего носа. Не у всех получается, но что ж. Поэтому надо по ней устроить зачет и никому сильно не навязывать :) Впрочем, как тут было справедливо указано, большая масса неквалифицированных (да что там - порой просто идиотов) преподавателей философии, которые оказываются в технических вузах, делают этот процесс зачастую вредительским.

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 01:20 
Аватара пользователя
Профессор Снэйп в сообщении #537440 писал(а):
Увы, не достаточно. Человек - существо гуманитарное...

Это ниоткуда не взятый и ничем не обоснованный тезис. На том же уровне аргументации контрдовод: человек - существо мыслящее.

Профессор Снэйп в сообщении #537446 писал(а):
Однако путаете!Впрочем, это всего лишь моя точка зрения. В настоящий момент нет желания её отстаивать

Не отстаивать, так хотя бы расшифруйте, раз заинтриговали.

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 13:54 
Аватара пользователя
Профессор Снэйп в сообщении #537432 писал(а):
beroal в сообщении #537419 писал(а):
И требуется, чтобы количество гуманитарных курсов, пройденных одним человеком, не превышало некоторое число.

Звучит как полный бред!

Кто ещё согласен с профессором?!

-- Sun Feb 12, 2012 14:00:42 --

zaharov в сообщении #537436 писал(а):
Беда в том, что основная масса преподавателей философии пришла к преподаванию философии из других дисциплин. Эти люди испохабили всю философию. Их не воспринимают ни профессиональные философы, ни бывшие коллеги. Гнать бы их. Но куда?

Если не ошибаюсь, это стереотипная сказка о том, что где-то в горах Тибета существуют нормальные философы и нормальная философия, но их никто не видел. :-)

-- Sun Feb 12, 2012 14:05:31 --

Парджеттер в сообщении #537517 писал(а):
Если бы это всё не впихивали, то и отвращения к этому бы не возникло. Было бы полное незнание и совершенно параллельное существование. А может даже некоторые бы потом и сами заинтересовались.

Насильственное образование? Принуждение к образованию? :-)

Парджеттер в сообщении #537517 писал(а):
Единственно что - философию я бы оставил в обязательных предметах просто потому что она дает возможность взглянуть дальше своего носа. Не у всех получается, но что ж. Поэтому надо по ней устроить зачет и никому сильно не навязывать

Есть противоречие. Вы уж разберитесь, обязательная или нет. :wink:

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 15:42 
Аватара пользователя
beroal в сообщении #537806 писал(а):
Есть противоречие. Вы уж разберитесь, обязательная или нет. :wink:
Нет тут никакого противоречия. Предмет читается обязательно, но не навязчиво. То есть зачет сдать легко.

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 17:18 
Аватара пользователя
Munin в сообщении #537701 писал(а):
Профессор Снэйп в сообщении #537440 писал(а):
Увы, не достаточно. Человек - существо гуманитарное...

Это ниоткуда не взятый и ничем не обоснованный тезис. На том же уровне аргументации контрдовод: человек - существо мыслящее.

Мыслящее или работающее по какой-то программе, исполняя поледовательно команду за командой?

Сказать про человека, что он является мыслящим существом, и при этом не определить, что такое мышление - значит, не сказать ничего. А ведь мышление - крайне сложная штука, пока что абсолютно строгой дефиниции не поддающаяся.

А в пользу своего тезиса я могу привести следующие аргументы. Все мы предпочитаем общаться друг с другом на естественном языке, причём общение может касаться равно как физико-математических вопросов, так и любых других: бытовое общение, политика, экономика etc. И вот при этом нетрудно заметить, что если кто-то пытается убедить кого-то в чём-либо, то для него это окажется более лёгким делом, если у него хороший стиль речи. В гуманитарном плане хороший. То есть он владеет тем, что раньше преподавали в университетах и что называется риторикой. Исключение составляют лишь математические выкладки, да и то если речь идёт не о формальных преобразованиях формул, а о содержащем кроме формул ещё какой-то текст математическом доказательстве, то и тут риторика играет положительную роль. У физиков-математиков тоже есть стиль, даже несколько стилей: стиль мышления, стиль, в котором они излагает аудитории свои выводы...

По моему скромному мнению, гуманитарное образование способно эти стили улучшать. Вот тут упоминался Цицерон в том контексте, что технарям не то, что читать его речи, но даже знать о том, кто он такой, необязательно. Однако, как мне кажется, знакомство с Цицероном может помочь даже в узкопрофессиональной деятельности, улучшая стиль читаемых лекций, дискуссий и научных статей.

Но ведь не только своей наукой жив физик-математик. Большую часть времени жизни он проводит в обществе, далёком от точных наук: у него есть семья, близкие друзья, которые часто далеки от его профессии, он посещает разные банки, паспортные столы и избирательные участки, читает книги, ходит в кино и на концерты... И вот тут он живёт скорее "гуманитарной", чем какой-либо другой жизнью. Слово "гуманитарный" я взял в кавычки, но, на самом деле, мог бы и не брать, ибо всё вышеперечисленное требует от человека гуманитарного стиля мышления.

А зачастую и гуманитарных знаний. К примеру, политика, для понимания которой полезно знать хоть какую-нибудь историю. Мы ходим на избирательные участки, голосуем там, кто-то вообще ходит на митинги и по жизни политически активен. Телевизор зомбирует, политики обманывают, а основная масса населения занимается политикой "бессознательно", на уровне эмоций. "Голосуют сердцем" и т. п. А знание истории даёт человеку возможность сравнивать и оценивать, то есть кроме сердца думать ещё и мозгом. Ибо вся эта политическая демагогия, все уловки политиков - это всё старо как мир. Думаете, в таком деле как борьба за власть и оболванивание масс со времён древнего Рима придумано очень много нового? А вот и нет! Многое повторяется раз за разом, по одним и тем же схемам! Коммунистическая революция 1917 года местами настолько сильно напоминает великую французскую 1789... А если брать то, что у нас в России сейчас... Думаете, в истории ни разу не было олигархического правления, которое затем сменялось правлением диктатора, пришедшего к власте на волне народного стремления навести в обществе "порядок" и опиравшегося на силовые структуры? Да Юлий Цезарь так к власти пришёл, если что. А до него куча тиранов в древнегреческих полисах. А после Наполеон и Кромвель. Конечно, мир меняется, и точных аналогий прошлого с настоящим может и не найтись, но даже неточные аналогии способны на многое открыть глаза. Если, конечно, не просто посещать пирамиды с колизеями в составе тургруппы, а интересоваться тем, как жили стпроившие их люди. То, что после Бори Ельцина нашу страну ожидает правление выходца из силовых структур, который будет укреплять вертикаль власти и наводить везде свой порядок, было ясно как божий день ещё в середине 1990-ых. Чисто по аналогии с тем, что уже не раз происходило в европейской истории.

(Оффтоп)

Жаль, конечно, что Вова - не шибко удачный диктатор. Свою власть он держит крепко, этого у него не отнимешь, но на государственного деятеля как-то слабо тянет. Живём на нефти, как арабы, верхушка делит власть и ворует нефтяные деньги, а вместо развития государства имеем в основном имитацию созидательной деятельности. Почему, интересно, Сколково и Олимпиада в Сочи вызывают в народе такой смех?.. Страшновато подумать, как оно нам будет, если вдруг цены на нефть упадут и всё рухнет. Вова не Иосиф Виссарионович, загнать народ в лагеря и заставить работать авторитета не хватит. Равно как и перестрелять нахер врагов народа и сотонинских шпиёнов, и в первую очередь - представителей верхушки, не умеющих реально управлять государством, а умеющих только тырить деньги из бюджета. Так что скорее всего опять будет смута... Хотя, может, и обойдётся, привычка к сытой жизни как пришла, так и уйдёт, а русский народ терпеливый...


Безусловно, можно тупо закрыться от всего этого и жить исключительно научными проблемами. Но... не получится. Когда наука финансируется плохо, то жить одной ею крайне проблематично. Когда наука финансируется хорошо, в ней возникает коньюнктура, начинается борьба за должности и гранты... А тут у людей гуманитарного склада имеется значительное преимущество :-)

Да ну не знаю, что ещё сказать... В конце-концов Альберт Эйнштейн эмигрировал в США и помог сделать атомную бомбу американцам, хотя вместо этого мог бы остаться в Европе и делать ту же бомбу для Гитлера. Думаю, уж его-то, несмотря на всё еврейство, в концлагерь бы не засунули. Думаете, когда он решал, эмигрировать в Америку или оставаться в Европе, он на свою физику опирался? Вряд ли, скорее это был некий "гуманитарный" поступок :?

Короче... я, конечно, далеко не всё сказал, что хотел, но, надеюсь, свою уверенность в необходимости гуманитарного минимума для технарей как-то обосновал. Ну или даже не обосновал, а скорее объяснил, на чём она у меня основывается. Эмоционально и где-то непоследовательно, но уж как получилось. Если бы уделял в своё время больше внимания гуманитарным предметам, получилось бы лучше :D

-- Вс фев 12, 2012 20:47:11 --

beroal в сообщении #537806 писал(а):
Профессор Снэйп в сообщении #537432 писал(а):
beroal в сообщении #537419 писал(а):
И требуется, чтобы количество гуманитарных курсов, пройденных одним человеком, не превышало некоторое число.

Звучит как полный бред!

Кто ещё согласен с профессором?!

Интересно, какие вообще аргументы можно привести в пользу того, что человек должен знать как можно меньше? Типа "меньше знаешь - легче спишь". Или "многие знания - многие печали"? Ничего другого на ум что-то не приходит.

Лично для меня это действительно бред - провозглашать на научном форуме тезис о том, что образования должно быть как можно меньше :shock:

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 18:00 
Еще одно мнение, зачем нужны гуманитарные науки.

Есть цикл видео-передач «Суть времени», который не нужно заставлять изучать. Понять, как устроен мир – это же интересно, увлекательно и полезно в жизни. Только в первый день после появления на сайте первой серии было 17 тысяч скачиваний. Сейчас идет подготовка книг по материалам серии передач, которые будут изданы на 4-х иностранных языках. Название у него что-то вроде «Почему Россия претендует на мессианство в мире?» Народ с огромным интересом смотрит эти длинные монотонные передачи, снятые с одного плана. Люди сами начинает рыться в интернете и искать, что такое метафизика, гносеология, постмодернизм, кто такой Вебер, Камю и т.д.

Вводный курс для философии есть, и он не тибетский, не американский, не немецкий, не французский, а русский. Невозможно прочесть всех Гегелей, Карлов Марксов, Веберов, Фроммов (извините за каламбур) и т.д. – у технарей нет на это времени. Но в целом, им же тоже интересно как устроен мир?! В передачах я для себя получил ответы на многие вопросы:
* В чем смысл жизни человека, что им движет?
* Кто и зачем разрушил и доламывает нашу науку, культуру, промышленность, образование и медицину? Что будет, когда этот процесс будет завершен?
* Почему чубайсо-либероиды люто ненавидят русский народ?
* В чем основное противоречие 21-го века? Куда ведут мир его «американские хозяева»?
* Почему у либероидов особая ненависть к политэкономии?
* Почему русские мужики-крестьяне пьянствуют, а рядом на полях китайцы вкалывают с утра до ночи? Что такое модерн, что является его «двигателем» и «топливом»?
* Почему поливают грязью нашу историю, что такое государство и на чем оно зиждется? Почему «интеллигенты» утверждают, что наш Гагарин полетел в космос вместо собаки?
* Что такое нация, народ, народность, племя и т.д. ? Кто такие русские?
* Кто и зачем разрушил СССР, кто и зачем волочет нас в «европейскую семью»?
* Как устроена цивилизация?
* Почему СССР не смог противостоять силам разрушения? Какие изъяны были у СССР, как восстановить империю на добровольных началах и какая у нее будет основа?
* Русская модель развития – как это работает?

Философия – это не какое-то «унылое говно». А ведь именно такое впечатление может создаться от ВУЗовских программ. Дело мне видится не в самой философии, а в программах и в преподавателях, которые находятся в социальном гетто и которых низвели до уровня люмпенов.

Интересны следующие моменты передачи «Суть времени»:
* Передача ведется в виде проповеди, т.е. ведущий глубоко убежден в том, что он говорит, и он не просто «отбывает номер».
* Передачи содержат междисциплинарную теорию, которая в конце курса складывается в общую картину миру. Материал излагается в несколько слоев сложности, а значит и не очень подготовленный человек в целом понимает суть.
* Демонстрация примеров – это делается на примерах исторических и текущих событий в мире, поэтому дополнительно интересна слушателям. Можно самим проверить теорию на актуальных примерах, а не просто принимать на веру что тебе рассказывают.
* Обратная связь – по каждой лекциям можно задавать вопросы на форуме – ведущий разъясняет их в дальнейшем. Можно обсудить передачи друг с другом. Кроме этого, передача поливалась помоями в интернете «хорошими людьми» - помои изучались и по многим моментам давались дополнительные разъяснения.
* Практика – был организован виртуальный клуб «Суть времени», в котором ведется практическая работа.
Во многом, на мой взгляд, это определяет популярность передачи. Вот так устроено противодействие «дебилизации» нашего общества. Гуманитарные предметы можно и нужно эффективно преподавать технарям – пример есть и палка тут не нужно. Для русских в центре ведь развитие человека, а не жажда наживы и пр.

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 18:36 
Аватара пользователя
mserg в сообщении #537909 писал(а):
В передачах я для себя получил ответы на многие вопросы:
* В чем смысл жизни человека, что им движет?

И Вы действительно знаете, в чём смысл жизни человека? Мне казалось, это что-то по определению нечто непознаваемое, причём у всех разное.

Расскажите мне, в чём смысл моей жизни. Мне это очень интересно!

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 18:56 
mserg в сообщении #537909 писал(а):
В передачах я для себя получил ответы на многие вопросы

/facepalm/
Судя по "ответам", вы стали жертвой глупой неосовковой пропаганды. Советую не смотреть такие передачи.

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 19:09 
Аватара пользователя
beroal в сообщении #537806 писал(а):
Если не ошибаюсь, это стереотипная сказка о том, что где-то в горах Тибета существуют нормальные философы и нормальная философия, но их никто не видел.

:-)

-- 12.02.2012 20:30:35 --

Профессор Снэйп в сообщении #537893 писал(а):
Мыслящее или работающее по какой-то программе, исполняя поледовательно команду за командой?Сказать про человека, что он является мыслящим существом, и при этом не определить, что такое мышление - значит, не сказать ничего.

Стоп-стоп-стоп, это было не к разговору о вирусах, а к разговору о гуманитарных предметах :-) Мы понятие "гуманитария" и "технаря" тоже не определяем, однако всё-таки говорим и понимаем друг друга.

Профессор Снэйп в сообщении #537893 писал(а):
А в пользу своего тезиса я могу привести следующие аргументы. Все мы предпочитаем общаться друг с другом на естественном языке, причём общение может касаться равно как физико-математических вопросов, так и любых других: бытовое общение, политика, экономика etc. И вот при этом нетрудно заметить, что если кто-то пытается убедить кого-то в чём-либо, то для него это окажется более лёгким делом, если у него хороший стиль речи. В гуманитарном плане хороший. То есть он владеет тем, что раньше преподавали в университетах и что называется риторикой. Исключение составляют лишь математические выкладки, да и то если речь идёт не о формальных преобразованиях формул, а о содержащем кроме формул ещё какой-то текст математическом доказательстве, то и тут риторика играет положительную роль.

Знаете, я сильно обобщать не буду, но есть люди (конкретные примеры), которые воспринимают всё-таки прежде всего не стиль речи, а её содержание. И их риторикой не обмануть, если в логике проблемы. Они то, что слышат, автоматически переводят в уме в логические формулы, и воспринимают входящий текст как выкладки. Хотя, конечно, даже среди людей с негуманитарным образованием таких немного. И когда лектор выходит к потоку студентов, они гарантированно ещё не достигли такого уровня. Но я считаю, что это было бы неплохим для всех людей мыслящих...

Профессор Снэйп в сообщении #537893 писал(а):
Короче... я, конечно, далеко не всё сказал, что хотел, но, надеюсь, свою уверенность в необходимости гуманитарного минимума для технарей как-то обосновал.

Да я с этим по факту и не спорил. Вопрос только в том, почему вдруг история? С какого дуба? Просто по традиции, что её уже сегодня принято давать?

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 20:33 
Профессор Снэйп в сообщении #537922 писал(а):
Расскажите мне, в чём смысл моей жизни. Мне это очень интересно!

Ну как что. Постить на форуме!

А если серьёзно, то мне технократический экстремизм тоже всегда претил. Хотя сам я и тоже типа в некотором смысле технократ по воспитанию

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 20:54 
Профессор Снэйп

О смысле жизни в двух словах? :-)

Есть философская картина (модель) устройства мира, и человек находится в контексте этой картины. Если нет понимания модели, ответ о смысле жизни будет выглядеть дурацким, не так ли?

Но все же. У человека есть некоторые ценности, есть некоторое представление о «должном», каким бы человек хотел быть и каким бы он хотел видеть мир вокруг себя. Движущая сила человека это стремление к своему идеалу. Как-то так.

Ну а смысл жизни – это подъем по лестнице развития. Можно "посмотреть" на эволюцию с момента большого взрыва (там, кажется, и времени то не было, ни пространства, ни тем более атомов, а про молекулы и говорить нечего – но я не знаток). Эволюционное развитие идет по пути все большего «усложнения». Человек постигает и сам творит все большую сложность.

Повторюсь, обсуждать можно модель, а не вырванный из контекста кусок. К тому же я могу излагать неточно – требуется обращение к оригиналу.

KVV в сообщении #537930 писал(а):
mserg в сообщении #537909 писал(а):
В передачах я для себя получил ответы на многие вопросы

/facepalm/
Судя по "ответам", вы стали жертвой глупой неосовковой пропаганды. Советую не смотреть такие передачи.


Советские ценности близки где-то 75% наших граждан. Тем, кто хочет их оплевывать, кто хочет обгадить этих людей, у меня есть специальное предложение: антисоветчики могут пойти нахрен. Надо уважать ценности других людей, даже если они тебе не нравятся.

 
 
 
 Re: Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)
Сообщение12.02.2012, 22:36 
Аватара пользователя
Кстати, ещё тут подумал: во времена моего студенчества академические знания в гуманитарной области являлись хорошим противоядием от разных сектантов. Коих в бурные 1990-ые развелась тьма-тьмущая.

Кроме изучения математики мне в те времена фактически ничего не удавалось, ни в любви, ни в дружбе, ни в завоевании уважения окружающих; в окружающей жизни ничего не понимал, в качестве мировоззрения имел в голове жуткую и насквозь противоречивую кашу, многими рассматривался как "шибздик" и предмет для постоянных насмешек. Короче, в социальном плане был изгоем. Вследствии чего постоянно имел несчастный вид и, естественно, служил предметом постоянных приставаний сектантов. Каждую неделю кто-нибудь обязательно подходил ко мне на улице и приглашал "на проповедь".

И вот начитанность + мнение о том, что реальные знания по истории и философии можно получить только в университете, спасли меня от попадания в какую-либо секту. У сектантов намётанный глаз на несчастных по жизни изгоев общества, и они заманивают их к себе преувеличенным дружелюбием и показной жизнерадостностью. Ну я сходил на пару-тройку проповедей и собраний. Придя, каждый раз обнаруживал, что всё у них насквозь фальшиво. Причём в первую очередь картина мира, представлявшая из себя бессмысленную окрошку, замешанную на языческой или христианской мифологии. И практически сразу приходило понимание, что в лучшем случае мне с этими людьми будет просто скучно.

А многие наши препода и просто учёные (из поколения родившихся в 60-ые и старше, которым было лет от 30 и больше) таки попали в эти самые секты. И на то, чтоб разобраться, что с сектантами что-то не так, у некоторых ушёл не один год. Причём удивительно, но факт: это были доктора физмат и химнаук, работавшие в академических институтах. Уж физику-то с математикой они знали на отлично. Этому в советсткое время учили крепко, куда качественнее, чем сейчас. А из гуманитарных курсов они, когда учились, прослушали обязательные в те времена историю КПСС и много-много марксистско-ленинской философии. То есть нормальных гуманитарных курсов у них не было, если не считать таковыми марксистско-ленинский бред, который они посещали для галочки и потом сливали на троечку.

О чём это всё свидетельствует? Оказалось, что людьми, имеющими в качестве интеллектуального багажа только естественные науки, очень легко манипулировать. У них наличествует своеобразный духовный голод, который они пытаются утолить историями про Шамбалу, битву Гога и Магога, системой Даниила Андреева... Ну и православием, конечно, в том числе; против православия лично я мало что имею, однако вероятность того, что в первой попавшейся церкви окажется грамотный поп, ещё меньше, чем вероятность нарваться на грамотного преподавателя философии на физмате.

В институте математики куча вполне компетентных в своей науке людей со степенями вдруг оказались членами общества "Память". Они мне время от времени пытались втюхать брошюры про сакральные знания древнеегипетских жрецов и глобальный надиудейский предиктор. Почему-то особо популярной эта тема была у алгебраистов. А алгебраическая школа у нас в Новосибирске сильная, даже дала миру одного филдсовского лауреата. И что? Мне вот почему-то всегда было очевидно, что глобальный надиудейский предиктор - полная лажа, а людям, внесшим солидный вклад в развитие алгебры и знающим о ней невероятно много, почему-то непонятно. Некоторые уважаемые (без кавычек, действительно уважаемые как учёные за свои научные достижения) люди даже пытались про этот предиктор на лекциях по алгебре студентам рассказывать.

Мне так кажется, что у меня в детстве просто были нормальные книги по истории, хорошие учителя русского и литературы плюс здоровое гуманитарное чутьё. У них же этого не оказалось, а знаний в виде некоего гуманитарного рюкзачка, которые могли бы такое чутьё выработать, им просто не дали; вместо этого у них был марксизм-ленинизм.

Весь состав библиотеки НГУ в те времена почему-то рерихнулся. То есть помешался на рерихах с Блаватской...

Сейчас, слава Богу, всё это осталось в прошлом. Вроде бы ни в институте, ни в библиотеке былого маразма не наблюдается. Но возникает закономерный вопрос: чем сейчас нынешние студенты (которым, насколько мне известно, количество гуманитарных курсов сократили до минимума) обычно заполняют свой чердак кроме положенной по программе физики с математикой? Мне стыдно, но я не знаю. На ум приходят расхожие стереотипы: глянцевые журналы для "блондинков", компьютерные игры, сериалы-аниме. Но впечатления начинающих чокнутых профессоров они не производят. Наоборот, более здоровые, чем мы: у нас-то в 90-ые крыши у многих ехали весьма не по децки. Возможно, интерес к программированию + немного маргинальный "Лурк" с его здоровым цинизмом действительно что-то дают думающим людям. Про то, какие они читают книги и вообще кто что любит и предпочитает я у студентов хочу спросить давно, но стесняюсь. Мне кажется, что преподаватель не должен про это спрашивать; если вдруг спрашивает, возникает подозрение, что сейчас начнёт жизни учить :D А когда тебя учат жизни, это всяко напрягает.

Под конец этих "заметок" (состоящих исключительно из собственных воспоминаний и наблюдений над окружающими и, как мне кажется, относящихся к теме) можно упомянуть молодых коллег. Не будем брать рабочий момент; обсуждать теоремы - это одно, а трёп на свободные темы - совсем другое. Так вот, если оставить в стороне совместные обсуждения теорем, то с ними как-то немного скучновато, однако менталитет обычно здоровый и крыша на месте. Читают они мало. Часто озабочены решением материальных проблем и проблем с жильём, что, в общем-то, нормально. Иногда во время беседы, узнав необычный исторический факт или что-то подобное, проявляют вялый интерес. Сами ничего интересного не рассказывают. Общение с ними - обычная житейская трепотня на фоне довольно благожелательного друг к другу отношения.

Вот типа 4 поколения. Старички с распадом СССР в половине случаев шизанулись. Молодежь в основном нормальна, но довольно обыденна. А мы... в своё время у нас в общаге, в комнате, где я жил, читали вслух на сон грядущий Кафку или Стивена Кинга. Интерес к истории и философии считался вполне нормальным явлением. Мы всегда стремились что-то объяснить друг другу, чем-то поделиться, иной раз даже что-то навязать. Наряду с традиционным преферансом (впоследствии его заменили компьютерные игры) интерес вызывали газетёнки про экстрасенсов и инопланетян (обстоятельно и едко высмеивались), классическая рок-музыка (типа роллинг стоунс, дип пёрпл и т. п.), английские обычаи и история Англии вкупе с уважительным отношением к людям, ведущим себя как настоящие джентельмены, дискуссии про вторую мировую войну, про то, кто больше сделал в математике, ну и разные прикольные теории об устройстве мира, которые мы генерировали постоянно и прикалывались. Ещё была такая черта, как единодушное высмеивание окружавшего нас тогда эзотерического маразма. Вот, например, история: один из нашей компании на семинаре по физре случайно сломал другому руку (микротрещина, не серьёзный перелом) и пошли они оба в травпункт. А там очередь, и перед ними в очереди пожилая тётка с раздутой щекой, которая рассказывает врачу: "Вот, дескать, щека раздулась, но я, слава Богу, не совсем безграмотная, что делать знаю: пописала в баночку, часть мочи выпила, часть в компресс и к щеке приложила..." Врач это слушает с грустно-обречённым видом, для него это, по ходу, далеко не первый уринотерапевт-самоучка... В популярных журналах
тогда почему-то много писали про уринотерапию и на полном серьёзе рекомендовали её как средство от всех болезней. Ну, короче, врач процедуру уринотерапии молча выслушивает, а затем не лишённым сарказма тоном спрашивает: "А кал кушать не пробовали"? Мы эту историю слушаем, ржём, симпатии, естественно, на стороне врача, и все на самом деле просто рады, что остались ещё в мире нормальные люди, как этот врач...

(Оффтоп)

Если Вы считаете, что неприлично высмеивать с издёвкой пожилую малограмотную женщину, то учтите: объяснять ей что-либо бесполезно. Если бы врач начал, как, собственно, и положено врачу, терпеливо объяснять ей, что уринотерапия - глупое и малогигеиничное суеверие, и лечиться надо не собственной мочой, а лекарствами, которые пропишет врач... Что бы было, как Вы думаете. Женщина начала бы спорить, доказывать собственную правоту и в конечном счёте осталась бы при своём мнении. Она ведь прочитала всё это в журнале, который очень интересный и при этом такой понятный. Притом, что безоговорочное доверие к печатному слову - один из элементов советсткого культурного наследия. В начале 90-ых многие вполне взрослые люди с удивлением вдруг обнаружили, что реклама обычно врёт, причём часто это оказывался очень печальный опыт.

А здоровые молодые люди жизнерадостно ржут над ситуацией, поскольку пожилые тётки, которые постоянно пытаются чему-то учить и на любую попытку усомниться в их учении тут же на повышенных тонах начинают выдавать что-то вроде "как вы разговариваете с пожилой женщиной!" абсолютно всех достали. Они и сейчас есть, такие тётки, но в советсткое время их почему-то было гораздо больше. Соглашаться с глупостью, основанной на авторитете возраста, не очень-то приятно, особенно учитывая тот факт, что тётка может учить чему угодно вплоть до питья собственной мочи. Уважение к возрасту, безусловно, не пустая болтовня, старших следует уважать, но всему есть предел, в конце-концов! Пить собственную мочу - уже за пределом.


Это во многом составляло мою и моих товарищей жизнь на младших курсах. Спросите, какое отношение всё это имеет к обсуждаемой теме? Ну, я как бы просто предлагаю заметить, что у нас было много интересов гуманитарного плана. Причём это казалось естественным. Мы были гуманитарными существами. Не шибко продвинутыми, но никого это не напрягало; показывать в чём-то продвинутость считалось почётным и уважаемым делом, а кичиться продвинутостью - чем-то не совсем приличным. К такому явлению, как гуманитарные предметы на мехмате, относились как к чему-то естественному и полезному, за единственным исключением: мы были последним набором, которому в обязательном порядке читали историю КПСС. Вот её все дружно ненавидели.

P. S. Яростные выступления против гуманитарщины, которую якобы совершенно напрасно впихивают технарям, я слышу и читаю на разных форумах далеко не первый год. Когда они возникают на наших местных форумах, то часто случается, что высказывающих это возмущение людей знаю лично. И по жизни они всегда производили впечатление очень ограниченных и не совсем здоровых людей.

А как-то раз у меня на потоке был студент, яростно проповедовавший эту идею. Писавший на форумах: что за чушь, мы пришли учиться математике, уберите посторонние предметы типа философии и дайте нам побольше функана! Этот человек всегда очень болезненно реагировал на любую критику, воспринимая её как личный наезд. Не совсем здоровая черта, но да ладно, я и сам когда-то был таким. Важно другое: этот человек был твёрдым хорошистом. Математику считал своей целью, учился много и прилежно, но на экзаменах "4" получал чаще, чем "5". Всю стандартную программу осваивал до последней запятой, но любая мало-мальски нестандартная задача обычно ставила человека в тупик. Короче, он практически во всём сам зачем-то загонял себя в очень жёсткие рамки. Недостатки воспитания, особенности мышления?.. Можно лишь гадать, но не в этом суть: гуманитарные предметы тоже ставят свои рамки, но какие-то другие, непохожие на рамки математического учебника. Естественно, они казались ему чем-то пугающим, поскольку требовали слишком много усилий; сначала понять, как должны быть установлены новые рамки, потом установить их, потом постоянно мучаться, переключаясь с одних рамок на другие.

А вот от отличников я жалоб на наличие гуманитарных курсов не слышал ни разу! За годы преподавания встречались очень умные ребята, иногда явно умнее меня. Они шутя решали задачи, которые меня самого заставляли задумываться и прикладывать вполне ощутимые усилия; конечно, задачи давал им я, и в конечном счёте я мог решить всё, что решали они, но надо учесть, что я теорией вычислимости занимаюсь 10 лет, а они впервые услышали про неё полгода назад. Если признать за собой определённый математический талант (о котором мне многие часто говорили), то я встречал студентов, у которых не просто талант, а гениальность. Честно говоря, в паре случаев общение с ними вызывало во мне чувство собственной неполноценности... И вот от таких ребят я заявлений про ненужность гуманитарных курсов не слышал ни разу! Более того, при личном общении на экзамене они показались мне довольно начитанными; обычно начитанный человек имеет более богатый словарный запас и способен дать при необходимости точную, но вместе с тем краткую и изящную формулировку любого понятия, не испытывая трудностей с подбором слов. Вот у них это чувствуется. Вообще, чем отличник отличается от хорошиста? Если хорошисту доверить прочитать в аудитории одну из лекций курса, то он повторит услышанное ранее почти слово в слово (естественно, понимая то, что произносит). А отличник изложит материал по-своему; местами лучше, местами хуже, местами даже что-то добавив. Короче, хорошист просто знает и понимает материал, а отличник им владеет.

Все до сих пор встреченные мною в жизни люди, с которыми я общался и в ходе общения проникался уважением к их умственным способностям, обладали достаточно большим гуманитарным багажом. Естетственно, мне хочется, чтобы университеты в России старались выпускать студентов, похожих на людей, которых я во многом считаю образцом для подражания. В частности, хочу, чтобы российские математические факультеты плодили незаурядных математиков, а не заурядных программеров. Многие (хоть и не все, но однако многие) математики, которые известны мне как авторы глубоких и нетривиальных математических результатов и с которыми мне довелось лично общаться, не показались мне людьми, зацикленными на математике; напротив, они показались мне разносторонне образованными людьми. Кто-то из них, как я узнал в последствии, хороший музыкант, кто-то пишет неплохие стихи, а один из них - немец, как-то раз на великолепном английском рассказал мне о том, что хочет съездить в Монголию, чтобы, помимо прочего, посмотреть на развалины Каракорума. Не знаю, читал ли кто-нибудь из них Цицерона на латыни - вряд ли, хотя... Да нет, вряд ли. Но в том, что все они знают, кто такой Цицерон, я уверен. И когда жили этруски они тоже скорее всего знают. И мой жизненный опыт убеждает меня в том, что гуманитарные познания - признак того, что человек незауряден и как личность, и как математик-профессионал. Так что почему будущий ученый или инженер не должен получать никакого гуманитарного образования во время обучения основной специальности я, хоть убей, не понимаю!

Единственное что - насильно мил не будешь. Но ведь верно и то, что иной раз работа над собой требует усилий, которые некоторые будут прикладывать лишь под страхом испортить зачётку плохими оценками. Может, оптимально было бы так: читать гуманитарные курсы, принимать по ним экзамены, вносить полученные оценки в зачётку и в диплом, но... за двойки по гуманитарным предметам не отчислять. Кого-то нежелание получить двойку простимулирует, кому-то, раз нет угрозы отчисления, гуманитарщина останется по барабану. А после универа если вдруг возникнет ситуация, когда некий работодатель захочет взять на работу некоего программиста, и у программиста по всем профильным предметам в дипломе будет лишь хорошо да отлично, пусть этот работодатель сам решает, волнуют его в этом дипломе двойки по истории с философией или не волнуют.

 
 
 [ Сообщений: 260 ]  На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ... 18  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group